Кроха пора в школу


«Как вам не стыдно. Она же будет самая высокая в классе!»: в каком возрасте ребёнку пора в школу

К 1 сентября ребёнку исполнится шесть с половиной лет — кажется, пора отдавать его в школу! Или нет? Наш блогер, педагог-дефектолог Татьяна Мировская, рассказывает, какие причины вести ребёнка в первый класс обоснованны, а какие откровенно вредные и калечащие психику.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

На днях мне позвонила одна мама, мы с ней абсолютно не знакомы, мой телефон ей передали какие-то знакомые. Она говорила очень эмоционально, практически кричала в трубку! Я даже не сразу поняла, что именно от меня требуется.

Она просила, нет, буквально требовала дать ей совет, вести ли ей в сентябре дочку 6,5 лет в первый класс. Пришлось озвучить, что советов я не даю, а рекомендации по готовности ребёнка к школе смогу дать только после очной встречи с девочкой. Но сегодня не об этом! Сегодня ещё раз хочется помочь родителям с ответом на вопрос: когда вести ребёнка в школу?

Напомню только, что законодательно закреплено положение о том, что на момент 1 сентября будущему ученику должно исполниться не менее шести лет и шести месяцев, тогда вы имеете полное право подать документы на поступление в первый класс. Всё остальное — уровень физического развития, социальной зрелости, психологической готовности — для приёма документов роли не играет. Но всё это очень важно непосредственно в ходе обучения. В ином случае удивляйтесь через полгода, почему ребёнок со слезами идёт в школу, не может найти общий язык с другими детьми, ненавидит тетради и учебники, а от повышенного голоса учителя писается. Конечно, это немного утрированная картина, бывает и по-другому, но реже.

Всегда задаю родителям вопрос: за счёт каких ресурсов ребёнок справляется с обучением в школе? За счёт физического здоровья (вдруг начал часто болеть) или психического (усилилась тревожность, совсем трудно с мотивацией)? Напомню ещё раз, что готовность ребёнка к школе определяется комплексом факторов, а не возрастом или ростом.

Расскажу, почему у позвонившей мамы случилась настоящая истерика. Может быть, кто-то узнает в этой истории себя.

«Как вам не стыдно! Ваша девочка выше всех в группе детского сада, а вы её в школу не ведёте!!!» — это маме сказала заведующая детским садом

О ужас, если специалист пользуется только этой меркой для определения готовности! «Ты с ума сошла? Какие куклы? Какое море в сентябре? Срочно веди её в школу: раньше начнёт учиться, раньше пойдёт на работу!» — так поддержал точку зрения заведующей сожитель мамы. «Она же будет самая высокая в классе! Кто с ней дружить-то будет?» — это слова поддержки от подруг.

А где слова о том, что ребёнок хочет в школу? Что умеет быть внимательной? Что любит рисовать и лепить? Что умеет взаимодействовать с другими? Что она хорошо выговаривает все звуки? Что хочет учиться, носить новенький ранец хотя бы?

Мама сознательно не занималась подготовкой ребёнка к школе, оставляла это на следующий год. Девочка славная, но до сих пор не наигралась в игрушки, не хочет слышать ни о занятиях, ни о новеньком ранце. Зачем сейчас такому ребёнку школа? Зачем эта ответственность ей и её маме? А учителю, у которого и так в классе окажется не менее 30 человек?

Дорогие мамы, не спешите отдавать детей в школу. Пожалуйста, получайте рекомендации у специалистов, задавайте вопросы о ребёнке, не бойтесь чужих разговоров и «советов». Ребёнок ваш! Очень важно оставаться для него опорой и поддержкой. Только тогда маленький ученик легко сможет адаптироваться к новым условиям и радовать вас отличными успехами в учёбе!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

3 признака, что ребёнку пора в школу

В первом классе соседями по парте могут оказаться дети с разницей в возрасте до двух лет. Одним только исполнилось шесть с половиной, другие до восьми ходили на подготовительные занятия. Родители сами решают, отправить ребёнка в школу сразу после детского сада или годик-другой подождать. Как определить, готов ли ребёнок стать первоклассником, рассказала педагог Ева Резван с помощью детского психолога Елены Кандыбиной.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Первый раз в первый класс — один из самых важных и захватывающих сюжетов в жизни каждого школьника. Большинство из нас до сих пор помнят тот день, когда мы с огромным букетом стояли на праздничной линейке, зевая от волнения.

Это событие, к которому надо готовиться заранее. Но некоторые родители понимают слово «заранее» довольно своеобразно. Чуть ли не с пелёнок они придумывают для ребёнка всевозможные активности самого разного вида. Выискивают новые методики раннего развития, забывая о том, что оно должно идти равномерно. Сплошь и рядом встречаются дети, умеющие в три года читать и считать, но серьёзно отстающие в двигательном и эмоциональном плане.

Дело в том, что высшие психические функции, к которым относится интеллект, значительно обширней. Они включают в себя и воображение, и мышление, которое тоже, кстати, бывает разных видов. Например, предметное. Его недоразвитость напрямую отражается на тех же интеллектуальных способностях и учебных успехах. Ребёнок, который в раннем возрасте не лазил на горку или под стол, не вытаскивал содержимое шкафов и не перекладывал формочку одну в другую, — в старшем возрасте плохо усваивает предлоги. В речи и на письме предлоги «над», «под», «внутри» исчезают и путаются. В дальнейшем у такого ребёнка тяжело идёт геометрия.

Дети развиваются, если у них есть материал для развития. Невозможно «отыграть» пространственное и предметное мышление, если сидеть часами перед телевизором или играть на планшете. Тактильные ощущения нельзя увидеть в кино, их можно только почувствовать. Вот и приходится психологам учить шестилеток строить домики из деревянных, а не виртуальных кубиков.

Есть три основных параметра, которые указывают на степень готовности ребёнка к школе.

1. У ребёнка есть мотивация учиться

Кроме интеллектуального, физического, эмоционального и прочего развития, есть ещё развитие социальное. В нормальной жизненной ситуации до определённого возраста ребёнок слит с матерью. Постепенно он начинает от неё физически и социально отдаляться. Годам к трём он уже осознаёт свои желания и способен внятно объясниться, а значит, начинает пока маленькую, но собственную социальную жизнь. В этом возрасте детей часто отдают в сад, где они начинают нарабатывать социальные связи, которые к пяти-шести годам должны выйти на новый уровень.

Игры ребёнка тоже трансформируются. Сначала он играет один, потом куколками, предметами, фигурками, которые у него выполняют социальные роли, а он ими руководит. Становясь старше, ребёнок начинает примерять уже на себя разные социальные роли. Так появляются игры в дочки-матери, в доктора, продавца или лётчика, которые со временем становятся групповыми и начинают включать в себя элементы ответственности. «Ты пропустил мяч, и из-за тебя мы проиграли», — такие фразы ребёнок вполне в состоянии осмыслить и принять к сведению. Он уже способен за что-то отвечать и соблюдать правила. В идеале к семи годам он должен «наиграться» и быть готовым действовать по правилам для достижения результата, который кажется ему необходимым.

Елена Кандыбина, психолог Центра практической психологии и психотерапии «Белый аист»:

Учебная мотивация — это способность ребёнка ориентироваться на общий результат и достигать социального успеха через преодоление, например, сдерживание собственной импульсивности. Необходимо, чтобы к школе у ребёнка был хотя бы зачаток учебной мотивации. Если её нет совсем — в школу идти нельзя.

2. Ребёнок умеет концентрировать своё внимание

Ребёнок должен быть способен физически отсидеть урок, не просто сдерживая свои импульсы, а удерживая внимание на происходящем, даже если оно неинтересно. Хотя бы в течение получаса. У ребёнка, который такой способностью не обладает, есть два варианта поведения: либо он начинает активно двигаться, встаёт или, наоборот, лезет под парту, задирает одноклассников, либо «вываливается». Никому не мешая, такой ребёнок тихо сидит за партой и даже создаёт иллюзию того, что слушает учителя. В действительности его мысли где-то далеко, и привлечь его внимание может только неоднократный окрик преподавателя.

Этот вид развития человека неслучайно называется эмоционально-волевым. Наша воля основана на понимании себя, своих эмоций. Когда мы понимаем, что с нами происходит, мы лучше можем определить, что нам надо с собой сделать, чтобы достичь желаемого результата. Для развития воли ребёнка нужно развивать его эмоции. Для этого хороши игры на различение ощущений — горячо-холодно, тяжело-легко, весело-грустно. Или эмоционально-ролевые: «Представь, что ты разъярённый лев», «Покажи, как собачка радуется».

Елена Кандыбина:

Способность ребёнка удерживать внимание на неинтересном, но нужном можно проверить в бытовых условиях. Сможет ли он, помогая маме, полчаса резать салат, если не сам загорелся таким желанием, а выполняет просьбу взрослого? Или при игре в настольные игры. Что делает ребёнок, пока ожидает своего хода? Терпеливо и внимательно ждёт или бегает вокруг стола? Или его нужно окликнуть, когда очередь в игре доходит до него?

3. У ребёнка развиты интеллект и моторика

Любые нарушения в этой области замечаются проще всего. Именно на их выявление направлены почти все тесты и задания для дошкольников. Результаты легко фиксируются в количественном исчислении: столько-то слов запомнил, за такое-то время прочитал или сосчитал. Фактически при определении готовности ребёнка к школе только это и проверяется. Но и тут у современных детей не всё гладко. Специалисты отмечают слишком большой процент первоклассников с психофизическим инфантилизмом — ситуацией, когда ребёнку, допустим, семь лет, а выглядит и ведёт себя он на пять. Моторные процессы его недостаточно развиты. Не соответствует возрасту координация «глаз-рука» — жизненно важная вещь для обучения. Это и способность писать, удерживая буквы ровными и соразмерными, и читать, фиксируя взгляд на определённой строчке. Если мозг ребёнка ещё до этого не дорос, он просто физически не способен сделать то, что от него требуют, или же может это сделать только при очень большом напряжении и недолго.

Елена Кандыбина:

Это ещё хорошо, если ребёнок совсем не может писать ровно или читать, не перескакивая от слова к слову. В какой-то момент взрослые это поймут и отстанут. Гораздо хуже, если он может путём огромного напряжение в течение трёх минут написать пару предложений. В такой ситуации взрослые делают вывод, что ребёнок просто ленится. «Посмотри, ты же можешь! Почему ты не стараешься?» А он старается из последних сил. Только сил у него этих ещё совсем мало, а родители даже не заметили, что он выдал свой максимум.

Фото: iStockphoto (DragonImages, FamVeld, romrodinka)

Пора в школу — рубрика для родителей школьников

Когда годы пребывания в детском саду подходят к завершению, впереди много нового и интересного в жизни ребенка: знания, коллектив, развитие. В рубрике «Пора в школу», вы узнаете, как подготовиться к школьной скамье и что требуется знать перед поступлением.

Каждый год перед миллионами пап и мам встает неразрешимая дилемма: как выбрать портфель для первоклассника? Магазины завалены предложениями от шикарных дизайнерских сумок до почти взрослых офисных вариантов. А ведь хочется и не ошибиться, и сэкономить, и угодить своему чаду… Рассмотрим основные критерии выбора и самые популярные модели портфелей. Continue reading

Языковые курсы для детей — хороший способ провести время с пользой, дав молодому уму пищу дальнейшего развития. Интегрируя путешествие, изучение новых культурных традиций с учебой, изучение становится не обязательством, а таким же приятным видом досуга, как и общение с друзьями. Ведь по-другому просто не получится: настолько они весело и продуманно протекают! Continue reading

Ранее понятие «репетиторство» носило несколько негативный оттенок – репетиторов чаще нанимали по настоянию преподавателей неуспевающим ученикам. Но времена меняются, сейчас репетиторство – обычное явление, причем с репетиторами занимаются и те дети, которые учатся на «хорошо» и «отлично». Современная реальность все настойчивее требует знания английского языка: как грамматики, так и разговорных навыков. Из-за малейшего упущения в изучении английского неуспеваемость нарастает как снежный ком! Если возник вопрос, как и где найти репетитора по английскому языку, не теряйте времени понапрасну — поскорее приступайте к поиску преподавателя. Continue reading

Часто случается так, что школьник после выпуска из учебного учреждения поступает в тот ВУЗ, который ближе к дому или больше нравится его родителям. Позже оказывается, что это совсем не то, что он хочется, и, как следствие, заброшенная учеба или работа совсем не по специальности. Как же быть? В школах для учеников 9 и 11 классов проводятся специальные опросники – тест на профориентацию для школьников становится небольшим окошком в будущее. Ребенок осознает, в какой области заниматься ему наиболее интересно. Continue reading

С каждым годом дети взрослеют, а школьная программа усложняется и требует все больших вложений в необходимые канцтовары. Стоит понимать, что одними тетрадками и ручками обойтись ребенку не получится – список даже в начальных классах достаточно велик. В каждом образовательном учреждении свои требования и методики преподнесения материала, пусть и на общих концепциях. Приведем ориентировочный список канцтоваров для 6 класса в школу, который позволит определиться с отдельными позициями в магазине по запланированному бюджету. Continue reading

В подростковом возрасте ребенок наиболее чувствителен к собственному «Я» и стремится подчеркнуть его в каких-то нюансах повседневной жизни. Кровать-чердак с рабочей зоной для подростка – это личный уголок, место, где подросшему школьнику будет наиболее комфортно, ведь оно отвечает всем требованиям современности и олицетворяет формирующуюся личность. Выбор данного товара в магазинах просто колоссален, но некоторые нюансы учесть все же стоит. Continue reading

Зачем вам покупать микроскоп для ребенка? Каждый малыш рождается с огромным интересом к окружающему его миру. Поначалу он, лежа на спинке или животе, с любопытством осматривается вокруг себя и впитывает новые звуки и запахи, запоминает лица родных и близких, начинает узнавать любимые игрушки и свой дом. Став старше и научившись ползать и ходить, малыш расширяет границы своего мира и с каждым годом с неподдельным любопытством стремиться познать его все сильнее.

Ответственные и заботливые родители стараются этот интерес к окружающему миру не только подогревать, но и знакомить своего ребенка с новыми его проявлениями. Например, с таким близким, но невидимым невооруженным глазом, микромиром и с таким далеким миром планет и звезд. Именно такую цель и преследуют производители детской оптики: микроскопов и телескопов, а также всевозможных аксессуаров к ним. Микроскоп для ребенка должен отвечать всем существующим нормам безопасности и стать полезным гаджетом в освоении новых знаний. Continue reading

Рабочий стол школьника – настоящая платформа для получения и усвоения новых знаний. Он должен быть всегда в идеальном порядке для упорядоченности мыслей, но еще большее значение имеет его эргономичность и правильная планировка. Весомым элементом в данном случае является настольная лампа для школьника – от ее выбора зависит качество усваиваемой информации, здоровье глаз ребенка, его психологическое и эмоциональное состояние. Continue reading

Поход в первый класс для ребенка – шаг во взрослую жизнь, где предстоит чаще принимать самостоятельные решения, отвечать за поступки и используемое время. Родители, отпуская чадо в еще не знакомое место, желают всегда оставаться с ним на связи, иметь возможность в любой момент позвонить и поинтересоваться, как дела, когда заканчиваются уроки, нужно ли что-то принести, какой урок отменили. Поэтому сотовый телефон для первоклассника сегодня стал чуть ли не обязательным атрибутом в рюкзаке или кармане. Выбрать модель, подходящую по возрасту и функционалу, не сложно – просто придерживайтесь нескольких правил. Continue reading

Разные жизненные обстоятельства могут вынудить родителей перевести ребенка в другую школу. Это не сложная процедура, регламентируемая законом и выполняемая в срок до нескольких дней. При чем в современном обществе, когда интернет стал весомой частью жизни людей, заявление на оказание отдельных услуг можно написать прямо дома, сидя за компьютером. Но об этом позже. Рассмотрим, как перевести ребенка в другую школу, какие документы требуется подготовить и когда это лучше всего сделать. Continue reading

Пора в школу — рубрика для родителей школьников

Когда годы пребывания в детском саду подходят к завершению, впереди много нового и интересного в жизни ребенка: знания, коллектив, развитие. В рубрике «Пора в школу», вы узнаете, как подготовиться к школьной скамье и что требуется знать перед поступлением.

Дети школьного возраста нуждаются в присмотре не меньше, а то и больше малышей. И когда ребенок начинает ходить в школу, а у родителей не хватает времени проконтролировать, пообедал ли он, выучил ли уроки, не разрисовал ли обои, на помощь приходят добрые помощницы – няни. Какой должна быть няня для школьника? Стоит учесть множество факторов прежде, чем окончательно принять решение в пользу той или иной кандидатуры. Учитывайте не только пожелание самого ребенка или предоставленное резюме – можете посоветоваться с уже бывалыми мамами или обратить в специальное агентство с хорошими отзывами. Continue reading

Когда семья счастлива вдвое больше, потому что в ней двое детей, это не повод загромождать квартиру многочисленной мебелью, значительно сужающей пространство. Детская комната может выглядеть привлекательно и быть максимально функциональной даже при минимальном оснащении. Для школьников один из самых важных атрибутов мебели – стол, на котором будут делаться уроки, проводиться время досуга. Поэтому очень важно выбрать хороший удобный письменный стол для двоих детей. Вариантов существует масса – рассмотрим основные преимущества данной покупки и приведем самые популярные модели. Continue reading

Отдавая ребенка в школу, родители зачастую сталкиваются с неприятной проблемой – их любимого сыночка или дочку обижают. При том это происходит не всегда только в моральном и эмоциональном отношении, но и физически. К психологическим особенностям детей добавляется чрезвычайная активность современной общественности, когда даже в детских безобидных мультфильмах можно увидеть кровожадные действия героев друг против друга. Почему находиться в учреждении иногда становится опасным и что делать, если ребенка обижают в школе? Рассмотрим основные причины и узнаем советы психолога, как поступить в данной ситуации. Continue reading

Школьные годы полны новых впечатлений, приятных эмоций и долгожданных событий. Каждый ребенок в этот самый период трижды проходит торжественный процесс выпуска: в 4, 9 и 11 классе. И всякий раз родителям хочется, чтобы учителю на выпускном было приятно получить памятный и оригинальный подарок. Чтобы вам было проще сделать свой выбор, мы дадим пару дельных советов, как выбрать подарок учителю на выпускной. Кроме того, всякому наставнику, прощающемуся со своими подопечными, будет приятно услышать в свой адрес теплые нежные слова – об этом тоже можете не беспокоиться, мы приведем несколько яркий поздравительных речей на впускной для учителей. Continue reading

Каждый родитель, пожалуй, помнит тот волнительный момент, когда сам заканчивал первый этап школьного образования. Четыре класса позади, выпуск и каникулы, а потом – новые трудные предметы, незнакомые учителя, интересные новые знания, огромное количество самых важных и новых эмоций. Именно потому, что каждый родитель проходил через этот период сам, должен понимать, как важно, чтобы выпускной запомнился, стал счастливым волнительным моментом для их ребенка. И тут встает очень весомый и актуальный вопрос: какие подарки детям на выпускной в 4 классе стоит дарить? Continue reading

Как бы то ни было, приемный ребенок в школе мечтает и думает о тех же вещах, что и другие дети. Это успех в учебе, хорошая работа, позже — счастливая семья и дети. Школьные годы и хорошее образование ему крайне необходимы в качестве первого шага к достижению поставленных целей.

Школа дает гораздо больше, чем просто возможность получить квалификацию — она вносит свой вклад в имеющуюся структуру, приближает к цели, помогает поддерживать контакт с друзьями и держаться вместе с теми, кто разделяет их культурные и этнические принадлежности. Однако для приемного ребенка может внезапно открыться несколько проблем, о которых мы и поговорим ниже. Continue reading

Робототехника в начальной школе играет огромную роль для продвижения мира технологий  в будущем. Мы живем в то время, когда наука не стоит на месте, окружающие нас гаджеты постоянно поддаются прогрессу. Как открыть кружок робототехники для школьников начальных классов самостоятельно? Где его организовать? Как набирать детей и их обучать? Ответы на эти и другие вопросы и обзор на несколько конструкторов. Continue reading

Математические премудрости порой заставляют детей всячески избегать контакта с учебниками и зубрежкой, а родителей – тратить свои нервы на настоятельные рекомендации малыша все же освоить столь необходимые азы. Как научить ребенка делить столбиком, если он не хочет? Почему этот процесс может не получаться? И как достичь оптимального результата, не прибегая к помощи репетиторов? Что ж, посмотрим. Continue reading

Поход в музыкальную школу – это маленькая сказка для каждого ребенка. Именно в этом удивительном здании происходит настоящее волшебство. Талантливые ребята оттачивают мастерство игры на скрипке, ловко справляются с гитарой. С особенным удовольствием они постигают тонкости фортепиано или вокала. Конечно, в этом маленьком музыкальном мире всегда должно быть место для праздников. Будь то Новый год, День материи или потрясающий праздник осени. Чтобы любой из этих замечательных дней прошел успешно, необходимо тщательно продумать сценарии праздников в музыкальной школе, чем мы сегодня и займемся! Continue reading

Домашнее обучение детей-инвалидов не многим отличается от обучения в школе. Как правило, в каждом учебном заведении есть Положение о данном способе преподавания. В таком формате ребята могут учиться дома по двум причинам: по медицинским показаниям или по желанию родителей. Поэтому образовательный процесс будет выбираться в зависимости от того, какая причина вызвала необходимость надомной учебы. Поговорим об образовательном процессе дома по медицинским показаниям и рассмотрим технологию оформления необходимых документов. Continue reading

Пора в школу? Готов ли ребёнок к учёбе

Как понять, созрел ли для этого ваш отпрыск, или лучше ещё на годик продлить ему детство?

Наш эксперт – старший научный сотрудник НИИ гигиены детей и подростков кандидат медицинских наук Ирина Лашнева.

Вдруг перегорит?

Многие родители недоумевают: зачем держать в детском саду шестилетку, если он уже научился и читать, и писать, и считает до 100, и даже знает все планеты Солнечной системы? Ведь так он может и потерять интерес к учёбе!

Оказывается, овладение письмом и грамотой – ещё не показатель школьной зрелости. Более того, это и не нужно – в школе ребёнка всему этому научат, причём сделают это правильно. Гораздо важнее, чтобы к первому классу у ребёнка были правильно сформированы различные функции, которые позволят ему успешно учиться. Ведь зачастую современные дети знают очень много того, что им не пригодится в первом классе, но не знают и не умеют необходимых вещей.

Так в 6 или в 7?

1‑й класс – это критический период в жизни ребёнка, от которого очень сильно зависит его будущее. Отдать малыша учиться прежде­временно – значит увеличить у него риск повышенной утомляемости и соответственно низкой успевае­мости, а также проблем с социализацией. Исследования показывают, что слишком рано отданные в школу дети в средних классах болеют чаще тех, кто пошёл в школу вовремя. Ведь на фоне школьного стресса могут обостряться любые болячки. Поэтому до 7 лет детям (особенно мальчикам, которые обычно созревают позже девчонок) лучше побыть дошколятами.

Объективно оценить школьную зрелость мамам и папам трудно, но это могут сделать психолог и педиатр из дет­ской поликлиники и нейропсихолог из социального цент­ра развития – к ним и надо отвести чадо. В идеале это надо сделать за год до поступления в школу. Педиатр оценит уровень физического развития. А психолог (или нейропсихолог) протестирует интеллект будущего первоклассника и другие важные функции: координацию, движение (крупную и мелкую моторику), речь, уровень социализации, наличие мотивации к учёбе.

Но точно посидеть ещё один год в детском саду следует детям:

  • с логопедическими проблемами;
  • с неврологическими нарушениями;
  • часто болеющим и имеющим хронические заболевания;
  • тревожным, с повышенной эмоциональностью.

Если врачи скажут, что ребёнок не дозрел, лучше не торопиться с учёбой. Но это не значит, что в этот год надо лентяйничать. 

На что потратить лишний год

Укрепляйте здоровье. Пусть ребёнок активно занимается спортом (тренирует сердечно-сосудистую систему и укрепляет костно-мышечный аппарат), больше гуляет, закаляется.

Развивайте память. Больше читайте ребёнку, учите его пересказывать и анализировать текст, учите с ним стихи, играйте в слова, города, другие интеллектуальные игры. 

Укрепляйте эмоциональную сферу. Научите ребёнка спокойно относиться к проигрышам. В этом вам помогут любые игры, в том числе настольные.

Развивайте мелкую и крупную моторику. Для этого необязательно мучить малыша прописями – лучше пусть лепит, рисует, вырезает из бумаги, собирает кон­структор, складывает оригами, мастерит из бисера, завязывает шнурки, помогает вам готовить. Вся эта дея­тельность отлично ставит руку. Крупная моторика развивается только в движении: пусть малыш больше лазает, бегает, прыгает, играет в подвижные игры.

Тест

Насколько развит ваш ребёнок

Уже 3 десятилетия психологи используют для оценки школьной зрелости тест Керна – Йирасека. Он позволяет сделать заключение о развитии сенсомоторных функций и интеллекта. Тест включает в себя 3 задания.

1. Портрет человека по памяти

Зачем нужно.  Получить понятие об общем интеллектуальном развитии ребёнка.

Оценки. 1 балл – рисунок подробный и достаточно реалистичный; 2 и 3 – некоторые детали отсутствуют; 4 – примитивное изображение; 5 – каракули.

2. Срисовывание письменной  фразы из трёх слов (например: «Я ем суп»). Если ребёнок уже умеет читать письменные буквы, предлагается фраза на чужом языке.

Зачем нужно.  Оценить степень развития моторики и координацию между глазами и рукой, а также умение подражать образцу. Это важно не только для овладения письмом, но и для обучения в целом.

Оценки.  1 балл – скопировано почти идеально; 2 – написано разборчиво, но буквы разного размера, а строчки пляшут; 3 – различимы хотя бы 4 буквы, а между словами есть интервалы; 4 – опознать можно хотя бы 2 буквы; 5 – каракули.

3. Срисовывание группы  точек

В образце – 10 точек, расположенных на равном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

Зачем нужно.  Для определения способности ребёнка удерживать внимание и, не отвлекаясь, выполнять скучное задание.

Оценки.  1 балл – почти точно; 2 – с небольшими отклонениями, но в целом верно; 3 – рисунок похож, но число точек больше или меньше нужного (но не больше 20 и не меньше 7); 4 – рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу; 5 – каракули.

Итоги

Сумма баллов по всем трём заданиям 

3–6 баллов – высокий уровень готовности к школе.

7–12 баллов – средний уровень.

13–15 баллов – низкий уровень, ребёнок нуждается в обследовании психического развития.

Пора в школу

Вот и начинается школьная пора, так называемая «вершина детства». Конечно же, ребенок еще наивен, где-то легкомысленен, капризен, но к этому возрасту, он уже постепенно утрачивает свою детскую непосредственность. Психологи этот возраст называют критическим периодом в жизни ребенка.

Этот переходный возраст, очевидно, в большей степени, чем какой-либо другой этап в развитии, связан с изменившейся внешней ситуацией в жизни ребенка. Ведь это время начала обучения в школе.

Объективно происходит смена социального статуса: дошкольник из детского сада становится учеником. Младший школьный возраст – это период рождения социального «Я» ребенка. Однако, сам факт того, что первоклассник переступил порог школы, не может говорить о качественно новых изменениях в самосознании ребенка, но с этого момента начинается переломный период в его жизни. В зависимости от того, когда и как меняется восприятие своего места в системе отношений, тогда ребенок и переходит на качественно новый этап своего развития. По-настоящему стать учеником означает сформировать внутреннюю позицию школьника, в соответствии с которой учебная деятельность теперь самая значимая, в отличие от старших дошкольников, у которых ведущей деятельностью, направляющей их развитие, является игра (хотя и сложная, с акцентом на результат, но все же игра).

Ребенок постепенно должен готовиться к совершенно новой для себя социальной роли ученика. При соответствующем настрое родителей на обучение их ребенка в школе, к этому возрасту, ребенок очень хочет идти в школу, много говорит о том, что будет, когда он пойдет в первый класс, фантазирует о том, как он будет учиться и играет в игры про школу. Такое стремление детей в школу вовсе не означает, что ребенок в состоянии оценить трудности, могущие возникать в процессе обучения, а обусловлено, прежде всего, с его переходом на более высокую ступень в мире общественных отношений и, конечно же, красочной атрибутикой первоклассника (яркий ранец, линейки и карандаши, пенал и учебники). Позиция школьника связана с выполнением учебной деятельности, так высоко ценимой взрослыми. Он очень хочет гордиться своими учебными достижениями, уверен, что будет учиться на отлично, получая восхищение своих родителей. Для него родители еще остаются самыми значимыми людьми в его жизни, но теперь самой авторитетной фигурой в его жизни должна стать его первая учительница.

Самооценка первоклассника должна быть немного завышенной и дифференцированной (в отличие от дошкольника, который самый умный, самый красивый, самый лучший во всем). Только на этом фоне, день ото дня, будет выкристаллизовываться адекватное отношение к себе и к сверстникам. Очень многое зависит от мнения учителя, так как через него ребенок учится относиться к себе и к другим. Ребенок еще не может формировать реальное отношение к себе, своим знаниям и способностям и мнение учителя является для него тем зеркалом, в котором он видит себя, свое место в классе и оценивает сверстников, приобретая стремление к получению знаний.

Очень важно, чтобы на смену внешнему лоску праздника 1 сентября и завышенных ожиданий и переоценок своих возможностей пришло заинтересованное отношение к получению знаний. Но умение учиться не формируется само по себе, конечно же, координировать процесс обучения и научить ребенка учиться – задача педагога начальной школы, но родителям важно подготовить человека к школе задолго до 1 сентября.

Здесь встает вопрос – как? Что же понимать под словосочетанием «подготовка к школе». К сожалению, существует укоренившееся заблуждение, что готовность ребенка к школе и приобретенные им знания и умения – это одно и тоже. Конечно же, это сами школы приняли основное участие в формировании такого подхода к подготовке их будущих учеников, устраивая тестирование детей перед поступлением в первые классы. И чем «круче» школа – тем «круче» тесты. И родители, захотев устроить своего ребенка в такую школу, вынуждены ломать головы над тем, как же их чадо пройдет экзамен. Нанимаются гувернантки, репетиторы для того, чтобы ребенок к школе уже владел на достаточно приличном уровне навыками чтения, письма, счета и т. д. К сожалению, за это расплачиваются только дети и подчас своим здоровьем. Если «натасканный» к первому классу ученик выказывает неспособность, а точнее не готовность, к обучению, то учителя беспомощно разводят руками, говоря что-то про отсутствие задатков и врожденных способностей или ссылаясь на сложный характер ребенка. Приходится слышать иногда, в более старших классах, слова учителей, типа: «Ваш ребенок не способен к точным наукам» или «Вы знаете, у него неспособность к языкам». Или иногда хуже, например: «У вашего ребенка врожденная безграмотность», – и так далее и тому подобное.

Как пишет ведущий детский психолог И. Ю. Кулагина, «…в любом случае ребенок имеет дело с педагогами: они проверяют знания, умения, навыки, в том числе умения читать и считать. Задача психолога совсем иная – он выявляет психологическую готовность к школьному обучению. Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений».

Интеллектуальная готовность к школе связана с развитием мыслительных процессов. Старший дошкольник уже способен обобщать и сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. Соответствующее речевое развитие, широта образных и пространственных представлений, все увеличивающаяся познавательная активность – необходимый базис для ребенка, идущего в школу. Хорошо, если до этого возраста ребенок развивался не форсированными темпами, а постепенно брал то, что мог унести, да и то в игровой форме. Но как же мы привыкли оставлять все на последний момент и про подготовку к школе вспоминаем, чуть ли не перед самой школой. Иногда мы начинаем наверстывать упущенное и «натаскивать» ребенка на заполнение всевозможных тестов. Кроме негативизма и отвращения к процессу обучения в целом, мы с Вами ничего не получим и тогда, когда эйфория первой недели у ребенка в школе пройдет, мы обнаружим, что наш ребенок не хочет учиться и даже не хочет ходить в школу.

Надо отметить, что сегодня часть дошкольников выражает нежелание идти в школу, что нельзя связать ни с чем иным как с форсированным приобщением ребенка к знаниям, обгоняющего естественный процесс психического развития. Тогда преждевременное обучение превращается в научение и навсегда пропадает всякое желание к познавательной активности, без которой невозможен учебный процесс. Ребенок может сломать свои молочные зубы о гранит науки.

Мы иногда забываем, что задачей школы является не только передача ребенку знаний, но главное, чему должен научиться ребенок в школе – это умению учиться. Ребенка нельзя рассматривать как кувшин, который наполняется знаниями по мере перехода из класса в класс, и основной заботой которого является не расплескать их к выпускным экзаменам. К сожалению, знания нельзя пассивно принимать из заботливых рук учителя, посредством ложечки для кормления. Обучение в школе это активный процесс, требующий участия, заинтересованности и предъявляющий ряд требований, которые и определяют готовность к школе в личностном смысле. Среди них, прежде всего, следует отметить желание ребенка учиться, понимание условий учебного общения, способность удерживать внимание на протяжении всего урока, возможность относится к учебе как к самоценному процессу, а не как к разновидности игры, возможность принять авторитет учителя и на его контроль и критику реагировать с пониманием, умение ежедневно переживать разлуку с любимой мамой. Психологическая готовность к школе обеспечивает условия восприятия базисных знаний, получаемых в начальных классах и самой сути процесса обучения. Базисные знания обеспечивают возможность понимания весьма сложного материала, получаемого при дальнейшем обучении. А усвоение самой сути процесса обучения и принятия его как метода обеспечивает способность к получению других знаний в любых областях. Эта способность в современном обществе оказывается фундаментальной, так как процесс обучения современных специалистов происходит в течении всей трудовой деятельности.

Интересно, что в младшем школьном возрасте ребенок переоценивает ценности, значимые для него ранее – игра перестает быть основным содержанием его жизни и учебная деятельность теперь на первом месте. На этом этапе человек учиться обобщать переживания, которые теперь будут влиять на становление его личности, все более обнаруживая богатства своей внутренней жизни. Это разделение жизни на внешнюю и внутреннюю меняет все поведение ребенка, поэтому очень остро переживаются конфликты, появляются аффективные реакции, капризы, но все это уходит, когда ребенок проживает критический период адаптации к учебному процессу и вступает в новый возраст в своем новом качестве. Теперь он понимает, что можно и нужно делать в классе, не только то, что хочется и интересно, а то, что надо и эти правила существуют для всех. Приобретает способность более или менее адекватно оценить будущий поступок, его результат и даже отдаленные последствия. Теперь он может услышать точку зрения другого, увидеть ситуацию не только со своей стороны. Хотя бывает все еще сложно усидеть на одном месте, не говорить все, что пришло в голову и удержаться от соблазна залезть под стол, дернуть кого-нибудь за косичку, поковыряться в носу.

Первоклассники учатся деловому общению между собой, учатся выполнять совместные учебные действия, основываясь на том опыте, который приобрели в детском саду. И их ожидает сложная внутренняя работа над собой, которая должна превратить дошкольника в ученика школы. Для них эта работа будет очень трудной, и чем менее ребенок готов к школе психологически, тем сложнее ему будет научиться изменять себя в соответствии с поставленными задачами.

Поэтому сейчас все зависит от участливой поддержки окружающих, первого учителя и конечно же нас, родителей.

Татьяна Реброва психолог кадрового агентства «Вторая мама»


Смотрите также

Top