Состав чисел в пределах пяти


«Счёт от 1 до 5. Состав чисел». Занятие по математике в старшей группе

Светлана Архангельская «Счёт от 1 до 5. Состав чисел». Занятие по математике в старшей группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 211» Ленинского района г. Саратова.

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

в старшей группе на тему:

«Счёт от 1 до 5. Состав чисел».

Провела: воспитатель первой

квалификационной категории

Архангельская Светлана Александровна

2014 год

По примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Детство» (проект) под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др., реализуемой МАДОУ «Детский сад № 211» Ленинского района г. Саратова.

Возрастная группа: старшая группа, 5-6лет

Тема (в соответствии с комплексно – тематическим планированием): «Дары осени»

Тема: «Счёт от 1 до 5. Состав чисел».

Цель: формирование интереса к математике.

Задачи:

1. Закрепить знания последовательности чисел в натуральном ряду (от 1 до 5, упражняться в количественном счёте; развивать навыки ориентировки в пространстве, закрепить знания о понятиях «слева», «справа», «между», «за»; уточнять знания о геометрических фигурах.

2. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

3. Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (рисование)

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, изобразительная

Формы организации: совместная деятельность взрослых и детей.

Формы реализации детских видов деятельности: индивидуальная, групповая.

Оборудование:

- мультимедийный проектор, экран, ноутбук;

- флипчарт (магнитно-маркерная доска);

- DVD диск со слайдами;

- диск с музыкальными записями (аудиозапись голоса злой волшебницы);

- настенный планшет для выставки детских работ.

Раздаточный материал: кисти, акварельные краски, приложение к сенсорным таблицам- плоскость в клетку, изображения клякс, «солнышки» и «тучки»

Демонстрационный: презентация с героями из мультфильма, геометрические фигуры, схема- чертёж самолёта, презентация, числовой луч, схемы математических выражений, кляксы.

Предварительная работа:

- просмотр мультфильма «Смешарики»

- беседа на тему «Грибы нашего леса»

- чтение художественной литературы: «Волшебник Изумрудного города» А. Волков;

- выполнение графических диктантов

Место проведения: групповая комната.

Ход непосредственной образовательной деятельности

1. Настрой на психологический комфорт.

(Дети стоят в кругу, зацепившись за руки.)

Воспитатель: Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение. Мы с вами будем по кругу «предавать» улыбку.

2. Создание проблемно- игровой ситуации.

Раздаётся телефонный звонок. Воспитатель берёт трубку: Алло! Слушаю! Да! Поняла!

Воспитатель: - Ребята, это позвонила нам Нюша из Страны Смешариков и попросила найти её друзей: Кроша, Бараша, Каркарыча, Совунью и Ёжика. А похитила их злая волшебница Бастинда. Нюша сказала, что она вернёт её друзей, если мы выполним пять её трудных заданий. Нюша нам предлагает долететь до страны на самолёте. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

3. Работа с геометрическим материалом.

На магнитной доске прикреплены геометрические фигуры. Детям предлагается выбрать нужные для постройки самолёта и назвать их.

4. Дыхательная гимнастика.

Дети изображают самолёт, вытянув в сторону руки. Делается глубокий вдох носом, а на выдохе произносится звук [у].

5. Ориентирование в пространстве.

(Далее дети рассаживаются на лавочки).

Воспитатель: - Вот летим мы над полями.

Вот и море пред нами,

Вижу лодку рыбака,

Море шире или река. (ответ детей)

1,2,3,4 - ну, конечно, море шире.

Вот под нами тёмный лес

Ветки тянет до небес

В нём дровишек целый груз.

Выше дерево или куст? (ответ детей)

1,2, 3, 4, 5- не ошиблись вы опять.

Справа горы высокие. Представим и повернёмся

Слева реки глубокие. Покажите.

Впереди большой овраг. Где овраг?

Ой! Самолёт клонится назад?

Чтоб на нём удержаться, нужно всем вперёд наклоняться.

Всё, опасность миновала, продолжаем наш полёт.

Вижу я страну, ребята. Нюша нас здесь очень ждёт.

Появляется Нюша (слайд).

(Раздаётся голос злой волшебницы Бастинды).

Бастинда: - Ха-ха- ха! Задания, которые вы будете выполнять, очень сложные. Чтобы их выполнить, вам предстоит отыскать номера этих заданий. С выполнением каждого задания я буду освобождать этих противных Смешариков.

(Дети находят цифру 1, прикреплённую к изображению леса).

6. Гимнастика для глаз.

Воспитатель: - Ребята, перед нами лес. Здесь растут только ели. Какой это лес? (ответ детей: еловый). Выбраться из него мы сможем, если правильно нарисуем дорогу. Чтобы наши глаза готовы были к выполнению задания, мы их потренируем.

Работа с числовым лучом.

-«Поставьте» глаза на число, стоящее за числом 4.

-«Поставьте» глаза на число, стоящее между 2 и 4.

-«Поставьте» глаза на число, стоящим перед числом 2.

7. Игра «Лабиринт» (графический диктант).

У каждого ребёнка приложение к сенсорным таблицам-плоскость в клетку.

Воспитатель: - Одна клеточка вверх, три клеточки вправо, одна клеточка вниз, две клеточки вправо, одна клеточка вверх.

Дети сверяют правильность заданий по рисунку (слайд). Появляется Кар-карыч (слайд)

8. Работа над составом чисел до 5. Пальчиковая гимнастика.

Дети находят цифру 2 на корзине с грибами.

Воспитатель: - Бастинда нам приготовила корзину с грибами. Нам нужно разделить их на съедобные и несъедобные. Назовите несъедобные (мухоморы). Сколько несъедобных грибов в корзине(3) А сколько подберёзовиков здесь? (2). Сколько всех грибов? (5). Правильно, три и два – пять.

(Появляется Бараш (слайд).

Цифру 3 дети находят, прикреплённую к коробке, в которой находятся схемы выражений. Нужно показать пальчиками, сколько всех предметов (приложение 3). Дети выполняют задание, сидя на подушках.

(Появляется Ёжик (слайд).

9. Физкульт минутка.

Воспитатель: - Ребята, чтобы Нюша не грустила, покажем интересную игру.

Дети показывают разные движения при смене цифр в разном порядке (игра проводится под быструю музыку).

1- «маршируем»

2- «красим глазки»

3- «приседаем»

4- «поднимаем колени»

5- «срываем яблоки»

10. Задачи на смекалку.

Дети находят цифру 4, прикреплённую к конверту с задачами на смекалку.

1. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Нет, потому что день сменяет ночь)

2. На столе 4 яблока. Одно из них разделили пополам. Сколько яблок на столе(4)

3. Сколько горошин войдёт в один стакан? (Нисколько, потому что горошины ходить не умеют)

(Появляется Совунья (слайд).

11. Кляксография.

Цифра 5 прикреплена к коробке с красками.

Воспитатель: - Бастинда хочет проверить, какое у нас воображение. У каждого из вас есть клякса, которую поставила злая волшебница. Попробуйте нарисовать из неё то, на что она похожа.

(Появляется Крош (слайд).

Воспитатель: - Все друзья Нюши освобождены (слайд). Мы прощаемся с ними и возвращаемся обратно.

(Счёт в обратном порядке от 5 до1).

12. Рефлексия.

Воспитатель: - Если вам понравилось наше путешествие, то прикрепите около нашего самолёта магнитами солнышко, если нет – тучку. А мы потом узнаем, какая же была погода в стране Смешариков во время нашего путешествия.

Числа от 1 до 100. Состав числа. Круглые числа

Предыдущее и последующее число

Предыдущее число - то число, которое при счете следует перед данным числом.

56, 57

Последующее число - то число, которое при счете называют сразу после данного числа.

56, 57

Однозначные и двузначные числа

Вспомни, что каждая цифра в записи занимает определенное место.

Единицы стоят на первом месте справа.

Десятки стоят на втором месте справа.

Однозначные числа записываются ОДНОЙ цифрой: 5, 9, 2, 5.

Двузначные числа записываются ДВУМЯ цифрами: 54, 91, 42, 85.

Самое маленькое однозначное число - 0.

Самое большое однозначное число - 9.

Самое маленькое двузначное число - 10.

Самое большое двузначное число - 99.

Состав двузначного числа

Всего на рисунке 35 палочкек.

35 = 3 дес. 5 ед.

35 = 30 + 5

Состав числа 35 - 3 дес. 5 ед.

Красных палочек 12.

12 = 1 дес. 2 ед.

12 = 10 + 2

Состав числа 12 - 1 дес. 2 ед.

Синих палочек всего 23.

23 = 2 дес. 3 ед.

23 = 20 + 3

Состав числа 23 - 2 дес. 3 ед.

Теперь научимся представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Какие разряды выделяют в двузначных числах?

В двузначных числах выделяют разряд десятков и разряд единиц, то есть двузначное число можно представить следующим образом:

десятки + единицы

В числе 35 три десятка и 9 единиц:

35 = 30 + 5

Сравнение двузначных чисел

Числа 42 и 24 похожи тем, что в их записи использованы одинаковые цифры: цифра 4 и цифра 2. Но цифра 4 для числа 42 означает десятки, а для 24 - единицы, цифра 2 для числа 42 означает единицы, а для 24 - десятки.

Число 42 24
Количество десятков 4 2
Количество единиц 2 4

42 > 24

1. Сравнение двузначных чисел всегда начинается с десятков.

2. Если количество десятков одинаково, тогда переходят к сравнению единиц.

Круглые числа

Числа, которые оканчиваются на 0, называются круглыми. - 60, 30, 20.

или

В разряде единиц у круглого числа - число 0. - 70, 90, 40.

10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100.

10 + 40 = ?

1 дес. + 4 дес. = 5 дес.

5 дес. = 50, значит,

10 + 40 = 50

Счёт десятками

Десять любых предметов можно назвать – ОДИН ДЕСЯТОК.

Десятками можно считать:

- это 2 десятка - записываю так: 2 дес.

Действия с десятками и единицами

- это 31

Как решить пример 34 + 25?

34 - это 3 дес. и 4 ед.

25 - это 2 дес. и 5 ед.

3 дес. и 4 ед. + 2 дес. и 5 ед. = 5 дес. 9 ед.

5 дес. - 50

50 + 9 = 59

Можно записать короче:

Рассуждаю так:

Число 34 представляю в виде суммы разрядных слагаемых: 30 и 4, число 25 тоже представляю как 20 и 5. Теперь начинаю вычислять:

Сначала складываю единицы:

4 + 5 = 9

Теперь складываю десятки:

30 + 20 = 50

Запись решения выглядит так:

34 + 25 = (30 + 20) + (4 + 5) = 50 + 9 = 59

34 + 25 = 59

Десятки складываются с десятками.

Единицы складываются с единицами.

Как решить пример 38 - 16?

Число 38 - можно представить как 3 дес. и 8 ед.

Число 16 - это 1 дес. 6 ед.

3 дес. 8 ед. - 1 дес. 6 ед. = 2 дес. 2 ед.

38 - 16 = (30 - 10) + (8 - 6) = 20 + 2 = 22

38 - 16 = 22

Можно рассуждать так:

Число 38 представим в виде суммы разрядных слагаемых 30 и 8, а число 16 представим так: 10 и 6. Удобно число 6 вычесть из числа 8, получим 2. Затем число 10 вычтем из числа 30, получим 20. Теперь 2 прибавим к числу 20. Получим 22.

38 - 16 = 22

Вывод:

Десятки вычитаются из десятков.

Единицы вычитаются из единиц.

Мы рассмотрели случаи устных вычислений с двузначными числами.

Познакомиться с письменными приема вычислений (сложением в столбик и вычитанием в столбик) можно в нашем справочнике.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Страница 8, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 30, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 64, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 91, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Задание 10, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Задание 15, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 5. Вариант 2. № 1, Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 21. Вариант 2. № 3, Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 34, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 97, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

3 класс

Страница 15, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 23, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 3, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 4, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 7, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 48, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 67, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 11, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 69, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 24. Вариант 1. № 5, Моро, Волкова, Проверочные работы

4 класс

Страница 7, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 8, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 19, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

© budu5.com, 2019

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Как объяснить ребенку состав числа до 10 👍 и 20 (учим по домикам)

Официально ребенок при поступлении в школу не обязан уметь считать, читать и писать. Однако большинство ребят идут в первый класс, освоив эти навыки. Помогая дошкольнику понять методику счета в пределах 20, родители облегчают старт его учебы. Обучение состава простых чисел происходит в процессе игры, в различных бытовых ситуациях. Это позволяет взрослым ненавязчиво и наглядно преподать устный счет, простимулировать интерес крохи к познанию окружающего мира.

Умения дошкольника писать и считать очень пригодятся ему в первом классе

Как наглядно объяснить дошкольнику состав числа?

Для успешного освоение математики в школе следует постараться научить сына или дочку простейшему счету до поступления в школу. Начинать нужно с представления чисел и их графического обозначения – цифр. Последних всего десять – от 0 до 9, и число 10 состоит из цифр 1 и 0, которые обозначают количество чего-либо (конфет, кубиков, яблок).

Выучить цифровой ряд до 10 туда и обратно в ходе игры и практических действий можно за несколько вечеров. Чтобы малыш сразу усвоил, как он формируется, важно объяснить, что каждое последующее число отличается от предыдущего в сторону увеличения (при счете от 0 до 9) или уменьшения (при счете в обратном направлении). Это научит его отличать порядковые и количественные числительные (например, четвертый в числовом ряду или четыре предмета).

Увлекательное и эффективное обучение счету

В компании с любящими родителями обучение счету и составу числа превращается в увлекательное занятие. Для того, чтобы малыш смог усвоить и наглядно оценить все, что объясняют старшие, понадобятся:

  • счетные палочки;
  • счеты (их можно привлечь, играя в магазин);
  • кубики;
  • самодельные карточки;
  • числовые дома;
  • игрушки или конфеты;
  • пуговицы разного цвета.

Занятие 1: понятие о составе числа

Счеты помогут изучить все числа. Можно применить их, играя в магазин

Развить интерес ребенка к математике помогут игрушки, детская посуда, кубики, иные одинаковые предметы домашнего обихода. Изучение начинают с числа 2, попросив ребенка положить на стол кубик и уточнив, что нужно сделать, чтобы их стало два. Обычно 5-6 летний малыш способен догадаться, в чем дело. Младшему по возрасту ребенку можно дать подсказку.

Закрепив «двойку» можно шагать дальше. Состав числа 3 несложно предложить к изучению в следующих вариантах:

  • выложить 3 монеты по одной (на разном расстоянии или «в столбик»);
  • к двум монетам прибавить одну (две монеты положить вместе, а одну – на расстоянии);
  • к одной монете прибавить две.

После того как малыш освоит «тройку» (поймет, что три монеты вместе, это то же самое, что и две с одной, попрактикуется собирать их воедино), можно учить цифру 4 в игровой форме. Здесь помогут шашки и доска. Следует предложить маленькому ученику положить на доску 4 шашки белого цвета, а затем задать вопрос: сколько шашек останется, если заменить одну белую шашку на черную? Сколько будет их всего, если выстроить 2 белые и 2 черные шашки? Ребенку важно понимать, что число 4 получится при любом варианте перестановки.

Учить правильно состав числа поможет вовлечение дошкольника в решение бытовых задач. Например, попросить его разложить вилки для семейного ужина. Сначала можно дать ему один прибор и спросить, сколько еще нужно для семьи. Подумав, ребенок сможет дать правильный ответ. Совместное изучение карточек также позволит быстрее освоить состав числа.

Занятие 2: работа с карточками

Карточки с цифрами можно легко изготовить самостоятельно

На этом этапе важно подключить 2 вида карточек (купленных или изготовленных самостоятельно). Желательно, чтобы в первом варианте они состояли из двух половинок. На одной стороне может быть нарисован предмет, а на другой – 2,3,4,5 и более его копий. Половинки может объединять знак «+», или его можно сделать отдельно.

Занятия с карточками проходят в непринужденной форме. Малышу следует показать карточку, на которой изображено, например, 6 снежинок и предложить собрать столько же снежинок из предложенных картинок. Важно иногда меняться ролями. Путь ребенок дает взрослым задания, исправляет их намеренные ошибки, учится контролировать действия других людей. Аналогичная работа ведется с цифровыми карточками. Ребенок должен научиться подбирать несколько вариантов состава предложенного числа.

Занятие 3: подключение числовых домиков

Числовые домики можно рисовать в тетради или изготовить их из цветной бумаги, в окошки домика ребенок будет ставить необходимые карточки с цифрами

Числовые домики помогают закрепить навыки устного счета. Они представлены в учебниках, но картинки можно нарисовать и самостоятельно. Каждый дом имеет крышу и несколько квартир, расположенных в 2 ряда. Высота зависит от числа, к которому подбираются комбинации. Например, для двойки достаточно 2 этажей (1+1, 2+0), для тройки – 3 (1+2,2+1,3+0) и так далее.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как быстро и просто научить ребенка устному счету?

Рисовать домики можно вместе с ребенком, попутно показывая, зачем и как их заполнять. В треугольнике на крыше записывается число от 2 до 10. Ребенку объясняют, что на одном этаже в двух квартирах живет столько жильцов, сколько указано на крыше (например, 5 жильцов). Пусть в одной из квартир самого нижнего этажа живет один человек, тогда с помощью счетных палочек малыш определяет, что во второй обитают 4 жильца.

Поднимаясь по этажам и заселяя их, ребенок определит состав пар (1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1). Для закрепления результата можно развесить листики с домами по квартире, чтобы ребенок учился заполнять их карандашом. Когда малыш освоит состав 10, можно переходить к более сложной программе.

ИНТЕРЕСНО: как научить ребенка писать красиво и быстро в первом классе?

Варианты числовых домиков, которые можно легко распечатать или изготовить сами по аналогии:

Вариант 2:

Освоение второго десятка чисел

Объяснить ребенку в доступной форме получение чисел более 10 не всегда просто. Сначала важно освоить устный счет до 20, показать малышу, как пишутся все изученные числа. Вопрос, почему и зачем 7+4 записывается как 11, возникнет обязательно. Важно объяснить на бумаге, что для удобства большие числа считают по 10. Сложение 7 и 3 — это десяток, а прибавить нужно 4, то есть не хватает единицы. Получается, что результат составляет 7+3 и еще единицу, то есть 11.

ИНТЕРЕСНО: куда лучше поступать учиться после 11 класса?

Еще одно наглядное упражнение можно делать с орехами, конфетами, деталями конструктора. Следует отсчитать 15 предметов, записать их количество цифрой. Затем разложить их на 10 и 5 и показать, что десяток в двухзначном счете записывается единицей, а 5 – число единиц. Также стоит поступить, отсчитав 20 предметов и показать, что оно включает 2 десятка, а число 21 – это столько же, плюс еще единица.

Обучение счету первоклассников

Если приступить к обучению ребенка в 4-5 лет, то уже к школе он будет легко оперировать двумя десятками. Иногда родители не спешат, полагая, что это обязанность школы. В скором времени после поступления в первый класс у них возникнет вопрос, как объяснить ребенку состав числа. Большинство его сверстников приходят в школу подготовленными, и учителя ориентируются на них, поэтому догонять придется в ускоренном ритме.

ИНТЕРЕСНО: что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс?

С первоклассником лучше заниматься по той же схеме, что и с дошколенком. Нужно дать ему возможность поработать с частями (слагаемыми) числа. Для этого подойдут задачи, где известно общее число предметов и количество одного вида, и требуется определить число предметов другого вида. Например, 5 столовых приборов, из них 2 вилки, и нужно найти ложки.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: список школьных принадлежностей для первоклассника Если развесить карточки по всему дому, то можно повторять хоть цифры, хоть буквы в любое время и месте

Актуальны для первоклассника и числовые домики, черчение отрезков по клеточкам, составление чисел с помощью счетных палочек. Можно поиграть, предложив малышу угадать, сколько конфет зажато в кулаке. Следует заинтриговать ребенка: «если к 2 ирискам, что я держу в руке, добавить еще 2, то получится столько, сколько у меня в руке».

Советы педагогов

Обучение счету – во многом творческий процесс. Сын играет в футбол – считайте вместе голы, дочка кормит голубей – считайте птиц, сравнивайте, каких и на сколько больше. Если малыш любит рисовать, можно попросить его изобразить определенное количество мячиков, машинок и других предметов. Если лепить – создать заданное число фигурок. Попутно стоит задавать «хитрые» вопросы: «могу я взять у тебя один карандаш, сколько у тебя теперь осталось?» и другие подобные.

Заставлять ребенка считать не нужно, это лишь отобьет охоту к учебе. Каждое занятие должно проходить не более 15 минут в спокойной, доверительной атмосфере. Закреплять их можно на прогулках, считая деревья, дома, транспорт. Дополнительно следует подключать обучающие счету мультфильмы, фото и видео, которые широко представлены в интернете. Родителям важно быть последовательными и терпеливыми. Только тогда их чадо научится оперировать простыми и сложными цифрами.

Состав чисел: как объяснить ребенку, что это такое?

При поступлении в первый класс требования к ребенку достаточно серьезные. В последние годы Советского Союза и первое десятилетие независимости ознаменовались сохранением традиций и норм обучения более ранних периодов. Постепенно назрела необходимость в реформировании школьной программы.

Поступление в школу

На данный момент официально к ребенку не предъявляется особых требований по навыкам и умениям при поступлении в первый класс. Тем не менее, практически при каждой школе, при каждом детском клубе существуют курсы для подготовки первоклассников. В детских садах также последний год обучения совмещается с периодом подготовки к обучению в школе. Для того чтобы попасть к хорошему педагогу в лучшую школу ребенок при поступлении должен уметь читать, писать элементарные слова, складывать, вычитать и рассуждать. Овладение этими навыками можно перепоручить педагогам, но можно и самостоятельно с ребенком освоить необходимую подготовку.

Требования по математике

Счетом ребенок уже овладевает в среднем в четыре года. К этому возрасту он способен посчитать предметы и назвать их количество. К первому классу ребенок также должен складывать числа в уме в пределах десяти. Уметь писать эти цифры и вычитать. Помимо этого, дошкольник должен знать состав числа. Как объяснить состав чисел ребенку? На самом деле, это не так уж и сложно. Состав числа – это не меньше двух чисел, при сложении которых получится исходное число. Как объяснить состав числа ребенку? Для начала следует понимать это определение самому.

Как правильно объяснить состав числа ребенку? Можно взять обыкновенные счетные палочки. Они продаются в любом магазине канцтоваров. Например, как объяснить ребенку состав числа 5? Необходимо взять пять палочек. Желательно одного цвета. От пяти палочек отложить в сторону одну и пересчитать оставшиеся. Получается четыре палочки и одна. Вот четыре и один – это и есть состав числа пять. Далее, следует к одной палочке переложить еще одну палочку. Получается три палочки и две. Таким образом, три и два – это тоже состав числа пять. Далее следует переложить еще одну палочку. Получается один и четыре. Это также состав числа пять.

Как объяснить ребенку состав чисел: вариант второй

Можно взять листок бумаги и ручку. Как доступно объяснить ребенку состав числа с их помощью. На листке следует написать любое число. Например, семь. Написать необходимо посередине строчки. От семерки надо провести две стрелочки вниз. Под одной написать цифры от одного до шести. Под другой – то же самое, но в обратном порядке. Получится два столбика с цифрами. Напротив шестерки будет стоять единица, напротив двойки – пятерка, напротив тройки – четверка и так далее. Между цифрами следует поставить знак сложения. Наглядно станет видно, что семерка состоит из суммы единицы и шестерки, суммы двойки и пятерки, тройки и четверки и далее по списку. Таким нехитрым образом семерка становится разложенной на два числа, в сумме которые дают исходное значение.

Очень подходит также для объяснения вариант с домиком. Как объяснить ребенку состав чисел с помощью этой техники? Необходимо нарисовать на листе бумаги домик. В треугольной крыше надо написать цифру десять. Основную часть здания надо разделить на две половины вертикально. Далее домик надо поделить на десять этажей. В левом полученном столбце следует написать числа от нуля до десяти, в правом столбце, соответственно, в обратном порядке. Получается на одном этаже соседствуют ноль и десятка, на следующем – единица и девятка, далее – двойка и восьмерка и так далее. Такие домики очень наглядны и сделать их можно на любое число до десяти. Можно и больше, но не целесообразно.

Домики можно нарисовать совместно с ребенком. Можно их украсить или вообще сделать аппликацией. Тут уже каждый руководствуется своей фантазией. Эти изображения можно брать с собой в школу или на подготовительные занятия. Интересным вариантом изготовления домика станет поделка с открывающимися окнами. Его сделать немного сложнее, но ребенок воспримет этот метод объяснения, как увлекательную игру.

Для начала потребуются два одинаковых листа бумаги. На одном рисуется домик с этажами. В каждом из них вырезается открывающееся окошко. Этот лист с изображением домика следует приклеить на второй лист. Тут надо быть внимательным. Окошки не должны быть приклеены ко второму листу. В каждом окошке следует написать нужную цифру. Окошки можно закрывать. Ребенок должен сам вспомнить цифру, спрятанную в окошке.

Счеты

Еще одним простым способом объяснения состава чисел являются обычные счеты. Сейчас этот инструмент не особо пользуется популярностью. Это связано с большой доступностью электронных вычислительных средств (калькуляторов). Тем не менее, их еще можно увидеть в небольших магазинчиках прилавочного типа. На каждой проволоке в счетах находится десять костяшек. Передвигая кости с одного края на другой также наглядно можно выучить состав числа десять. На счетах также очень хорошо можно выучить сложение чисел от одного до десяти.

Домино и пуговицы

С помощью костей домино можно объяснить состав числа до шести. Ничего не придется рисовать, точки уже нанесены. Удобство этого способа в том, что с помощью домино можно начать объяснять состав числа намного раньше, чем возникает такая потребность. Практически все мамы играют в детское домино с малышами. Около пяти лет смело можно знакомить ребенка не только с игрой, но и с составом числа.

Еще одним подручным материалом для знакомства с составом числа являются пуговицы или бусины. Преимущество бусин в том, что они одинаково выглядят. Если же нет бусин, то можно использовать обычные пуговички. Принцип знакомства такой же, как и с использованием счетных палочек. Следует заранее купить одинаковые пуговицы. Можно использовать и то, что есть дома под рукой.

Для чего нужен состав числа?

Помимо того, что состав нужен для учебы в школе, у него есть очень важное прикладное значение. С его помощью мы в уме производит элементарные действия сложения и вычитания. Умение разложить число на составляющие позволяет нам складывать и вычитать в пределах тысячи. Понимание самого принципа разложения на составляющие числа очень важно в повседневной жизни.

Существует даже таблица сложения. Она может быть до десяти, до двадцати и до ста. Такие таблицы лучше всего заучить как таблицу умножения. Любые простые арифметические действия основаны на разложении числа на его состав. Несмотря на обилие калькуляторов в современном мире, необходимость счета мысленно до сих пор не пропадает. Иногда скорость счета в уме опережает поиск и применение вычислительного средства. Да и тренировка памяти никому еще не повредила.

Состав чисел до 5

Деткам-дошколятам полезно знать состав чисел до 5. С пятеркой легко ориентироваться, потому что на руке 5 пальчиков. А уж когда ребенок освоит состав чисел до 5, он легко перейдет и к составу чисел до 10. Считать можно все, что угодно: пальчики, карандаши, машинки, куколок. А можно и порешать задачи. Педагог по профессии и большому призванию — Светлана Преображенская подготовила для нашего конкурса задачи на закрепление состава чисел до 5.Задачи для детей даны вразброс, чтобы ребенок прочнее запомнил состав чисел.

Задача №1: состав числа 5

Реши задачку:

Когда Кошелёк гулял по лесу, он встретил Белку, Зайца, Медведя и Дятла.

Сколько друзей он нашёл? Реши:Сколько всего друзей встретилось? Реши:

Кто не относится к лесным зверям?

Покажи разными цветами, как можно составить число 5:

Состав числа 5

Задача №2: состав числа 2

На сколько квадратиков в первом ряду больше, чем во втором?

Реши пример, поставив правильный знак для решения

Покажи как можно получить число 2:

Состав числа 2

Задача №3: состав числа 4

На лугу над цветами летали 4 бабочки.   Две из них сели на цветочки. Сколько бабочек осталось летать?

Реши пример, поставив правильный знак для решения, и раскрась бабочек.

Покажи разными цветами, как можно составить число 4:

Состав числа 4

Задача №4: состав числа 3

В городе было 2 школы.   Через год построили ещё одну школу. Сколько школ стало в городе? При решении примера поставь нужный знак.

Покажи разным цветом, как можно по-разному получить число 3:

Состав числа 3

Задача №5: состав числа 4

Медведь пригласил в гости белку, бельчонка и зайца. Сколько всего   гостей позвал медведь?

А сколько всех было вместе с медведем?

Покажи разным цветом, как можно по-разному получить число 4:

Состав числа 4

Задача №6: состав числа 3

По детским садикам города поехали машины с подарками для детей.

Одна машина была красного цвета, другая – синего цвета и ещё одна – зелёного цвета. Сколько всего машин поехали по детским садам?

Каждую машину нужно раскрасить своим цветом.

Покажи разным цветом, как можно по-разному получить число 3:

Состав числа 3

Задача №7: состав числа 5

В детский сад привезли новые резиновые   мячи: 2 мяча красного цвета, 2 мяча зелёного цвета, 1 мяч был разноцветный.

Сколько всего мячей привезли в детский сад? Реши пример и раскрась мячи.

Покажи разным цветом, как можно по-разному получить число 5:

Состав числа 5

Задача №8: состав числа 2

На стоянке стояли два автомобиля.   Один автомобиль уехал. Сколько автомобилей осталось стоять на стоянке?

Реши пример и раскрась автомобили:

Покажи как можно получить число 2:

Состав числа 2

Надеюсь, что мои задачи помогают Вашим деткам освоить состав числа до 5. Ваша Светлана Преображенская.

Состав числа 5 — разные задания — Kid-mama

Инструкция

Тренажер включает в себя различные задания: числовые домики, примеры, уравнения, текстовые задачи.

В конце можно сделать работу над ошибками, для этого перейдите на последний слайд (кнопка «выход»). Зеленым цветом показаны правильно решенные задания, а красным — с ошибками. Нажмите на ошибку и выполните задание снова, затем вернитесь к таблице результатов, нажав «выход», и исправьте следующую ошибку.

Перейти к тренажеру

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте здесь.


Смотрите также

Top