Как помочь ребенку адаптироваться


Как помочь ребёнку адаптироваться к жизни в детском саду

Скоро сентябрь. Лето заканчивается. Начинается сложная пора для детского сада, родителей и детей — период подготовки ребёнка к саду и адаптации. Педагог Галина Опарина рассказывает, что родителям нужно сделать заранее, а чего не нужно делать вообще.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Я уже давно работаю с дошкольниками и хочу поделиться своими наблюдениями и мыслями о том, как быстро и без потерь адаптировать ребёнка к детскому саду.

Все мы люди разные, но я всё-таки условно разделю родителей новых воспитанников на две группы. Первая группа — это родители, которые «немного» устали от круглосуточного общения со своим ребёнком. Им не терпится выйти на работу и хотя бы на несколько часов отдохнуть от роли воспитателя. Они считают, что период адаптации ребёнка к детскому саду — это выдумки педагогов, а потому готовы с первого дня отдать своих детей воспитателю на 12 часов.

При таком «резком погружении в новую реальность» у ребёнка нередко появляются изменения в поведении: он объявляет «голодовку», капризничает, дерётся, у него появляется насморк или ещё что-нибудь подобное. Или и вовсе отказывается идти в садик.

Родители чаще всего выносят вердикт детскому саду: сам сад плохой, персонал плохой, работать не умеют или не хотят. Суждение составлено, но ребёнку от этого никакой пользы нет. Он продолжает ходить в тот же «плохой» сад с «плохим» персоналом, но уже совсем без настроения, потому что садик никто в его семье не любит. Другой вариант: прилагается максимум усилий и малыша переводят в другое дошкольное учреждение, где история повторяется.

Вторая группа родителей — это те мамы и папы, которые наоборот ещё не готовы доверить своих детей «чужой тёте». Даже если у «тёти» есть педагогическое образование и большой опыт работы с детьми дошкольного возраста. Несмотря на то, что заветное место для ребёнка в детском саду получено и можно допустить, что сын/дочка уже подросли и готовы для того, чтобы освоить новую социальную роль, родители не могут перестать волноваться.

Они целые дни проводят в детском саду, «играя в шпионов». Стоят под дверью группы и слушают, не плачет ли их ребёнок, достаточно ли внимания ему уделяют. Они могут выглянуть из-за какого-нибудь закоулка на прогулке, наблюдая за тем, как ребёнок гуляет, «незаметно» заглядывают в окна группы. Согласитесь, смешно. Напоминает поведение маньяка.

Есть много информации по периоду адаптации ребёнка к детскому саду, как его легче пережить:

1. Успокойтесь! Это не конец света или долгая разлука, а всего лишь новый этап в жизни вашего ребёнка, который вы обязательно пройдёте.

2. Надо ещё дома начинать настраивать ребёнка к грядущим переменам, но делать это спокойно и по возможности позитивно. Детский сад — это общение со сверстниками, игры, интересные занятия. Ребёнок не должен считать посещение детского сада тяжёлым бременем. Не внушайте ему, что детский сад- это временная разлука с семьёй, которую он должен пережить, чтобы мама с папой смогли работать. Даже если для вас это выглядит так, не сгущайте краски!

3. Надо заранее приучать ребёнка к режиму дня. Согласитесь, если вы всё время встаёте в 10-11 утра, едите когда хотите, про дневной сон вообще разговора нет, а в детском саду вас заставят следовать расписанию, вряд ли вы воспримите это с улыбкой на лице. Так и ваши дети: если режим дня привычен, в садике будет меньше проблем.

4. Постарайтесь научить ребёнка элементарным навыкам самообслуживания заранее. Это не значит, что вашему малышу не будут помогать, просто вам будет спокойнее, а ребёнку проще, если придя в сад, он сможет самостоятельно есть или без посторонней помощи пользоваться туалетом.

5. Придите в сад с ребёнком за несколько дней до выхода, проведите для малыша мини-экскурсию. Познакомитесь с воспитателем, спросите у него обо всём, что вас интересует в работе учреждения.

6. В первый день посещения вас, скорее всего, попросят забрать ребёнка через несколько часов, обычно до обеда. Просьбу лучше выполнить. Это для того, чтобы посещение детского сада не стало большим стрессом для ребёнка. Он познакомится с детьми, персоналом, поживёт новой для себя жизнью, но при этом не заскучает по маме и не испугается перемен.

7. Находиться с ребёнком в группе родителям я не советую ни в первый, ни в последующие дни. Мне кажется, это не ускоряет период адаптации, а наоборот, сбивает детей, мешает и им, и воспитателям быстрее найти общий язык.

8. Не устраивайте детям «каникулы» или внеплановые выходные, особенно в период привыкания ребёнка к детскому саду. Очень часто, когда малыш начинает капризничать и отказывается идти в садик, а у мамы/папы/бабушки есть возможность с ним посидеть дома, ребёнка в садик не ведут. Поверьте, так вы делаете только хуже, период адаптации затянется, малыш поймёт, что можно поплакать и остаться дома. Вам с каждым разом будет всё сложнее уговорить его пойти в садик.

Даже если дети приходят в слезах, как только мама скрывается за дверью группы, слёзы высыхают, как правило, ребёнок начинает играть и полностью забывает о своём плохом настроении. Так что если он здоров, первый месяц стоит отходить без «прогулов», чтобы он точно привык к своей новой роли.

И самое главное! Не надо очень сильно переживать, когда вы отправляете малыша в детский сад. Мы не можем быть со своими детьми везде и всегда, поэтому не бойтесь приучать детей к самостоятельности. В любом случае вы не станете для ребёнка менее нужным и важным человеком.

Иллюстрация: Shutterstock (HelloRF Zcool)

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе

В этой статье:

  • Переход из садика в садик
  • Повторная адаптация

Переезд, смена места жительства всегда влечет за собой стресс. Особенно ярко он проявляется у маленьких детей, которые еще не понимают всех причин переезда. В новом детском саду все не так, по-другому.

Дети не сразу принимают в компанию, воспитательница ведется себя иначе. Короче говоря, ребенка взяли из привычного мира и поместили в другой, совсем чужой. Снова начнется адаптация, но теперь больше шансов, что она пройдет без особых проблем. Все зависит от уровня психологического развития ребенка.

Сейчас ему особенно тяжело, так что родители должны уделять малышу много внимания. В новом садике нужно со всеми подружиться, найти общий язык. С вашей помощью ребенку будет гораздо легче справиться с этой сложной задачей.

Переход из садика в садик

Вы решили переехать. Конечно, это, может быть, очень радостное, позитивное событие. Например, новая хорошая квартира, престижный район. Но маленький ребенок дошкольного возраста (3-6 лет) еще не очень понимает, что же происходит. А вы уже решили его судьбу: малыш переходит в новый детский садик.

Для детей 2,5-3 лет этот процесс может быть практически незаметным. Появляются новые лица, игры, но атмосфера остается практически неизменной. В новом детском саду все так же, как и в старом. Что ж, это значит, что адаптация проходит очень успешно.

Для детей постарше это может быть весьма болезненный процесс. Тут дело даже не в том, нравится или не нравится садик. Они привыкли к друзьям, завязали с ними прочные отношения. Полюбилась воспитательница, нянечки, садик. А теперь, без объяснения причин, пришлось все это оставить. Для детей 4-5 лет перемена места может быть весьма сложной. Родителям необходимо подойти со всей серьезностью к проблемам ребенка.

Повторная адаптация

Когда вы впервые отвели малыша в садик, то уже столкнулись с первичной адаптацией. Смена стиля жизни, режима, питания… Все поменялось очень резко. Первые несколько недель для ребенка и его родителей прошли тяжело. Возможно, он не понимал, что вообще делает в детском саду.

Для ребенка нет ничего очевидного в том, что он теперь «взрослый», пора идти в садик. Он часто задает вопросы: почему нельзя остаться дома? Со временем происходит полная адаптация (в большинстве случаев). Малыш привыкает, ему даже многое в садике нравится: уроки, творчество, игры, прогулки, появились и товарищи.

Все выглядит так, будто проблемы кончились. А потом вдруг приходится менять садик. Так уж получается, ведь возить малыша через весь город в старый сад никак не выйдет. Привычная жизнь опять переворачивается с ног на голову.

Взрослым людям гораздо проще принять перемены: они психологически к ним готовы. Они понимают необходимость, оценивают выгоду от перемены места. Конечно, всегда жаль оставлять любимую работу, привычный коллектив, но явный карьерный рост и повышение зарплаты манят нас перейти на другое место. Для маленького ребенка все это совершенно незнакомо. Он снова проходит адаптацию, только теперь не к садику, а к месту.

Новые друзья

В вашем первом садике все дети пришли в группу в одно и тоже время. А значит, подружиться было проще. Их объединяли общие интересы, они в одно время познакомились друг с другом. Теперь же, получается, другая ситуация: коллектив уже сформировался, а ребенок должен влиться в него. Чем младше ребенок, тем проще для него проходит адаптация в коллективе. Дети просто предлагают дружить и начинают играть вместе.

Если же в новом детском саду уже есть свои группки друзей, дети давно общаются, то часто свое место в новом коллективе приходится «завоевывать». Этот момент зависит от психического развития ребенка и готовности к социальной жизни. Первый садик должен был научить его знакомиться, общаться, строить дружеские отношения. Если первичная адаптация прошла без проблем, то и здесь трудностей быть не должно.

Привыкнуть к воспитательнице

Никто и не говорил, что новая воспитательница будет хуже. Иногда она, наоборот, более молодая, активная, больше времени проводит с детьми. Ребенку привыкнуть к новому взрослому должно быть легче, ведь воспитатель обычно идет навстречу новенькому. Помогает влиться в коллектив, устраивает для детей знакомство с новичком. Хотя привязанность к своему первому воспитателю все время будет провоцировать сравнение.

Здесь есть опасный момент, за которым необходимо следить не только воспитателю, но и родителям. В новом детском саду малыш может отказываться слушаться воспитателя. Мотивирует он это тем, что «в старом садике воспитательница была лучше».

Родители не должны поощрять такое поведение или списывать его на адаптационный период. Важно дать понять, что любить своего прошлого воспитателя — это хорошо, правильно, нормально. Можно даже несколько раз навестить свой старый садик, поговорить с прошлым воспитателем. Квалифицированный новый воспитатель, конечно, сумеет завоевать доверие ребенка со временем.

Но новый воспитатель обязательно должен иметь авторитет у ребенка. Формирование уважительного отношения ко взрослым, понимание роли учителя идет именно из детского возраста. Нет смысла требовать уважение к учителю в школе от малыша, которого не научили этому заранее. Кстати, это еще одна причина для того, чтобы водить малыша в садик, а не оставлять дома с родителями.

Помощь родителей

Без помощи родителей очень сложно адаптироваться в новом детском саду. Возможно, ребенок еще никогда не переживал такой ситуации, как смена места. Необходимо помочь ему справиться со своими проблемами и переживаниями. Вы можете ответить на многие вопросы ребенка, но главное — подготовить его к переходу в новый садик. Чтобы это не произошло вдруг, внезапно. Конечно, если у вас есть достаточно времени, начните такие разговоры за 2-3 месяца до переезда.

Поговорите с ребенком

Малыш еще маленький, но уже многое понимает. Конечно, сразу разобраться во всех хитростях взрослой жизни тяжело. Объясните, что он будет «учиться» в новом детском саду, но это не наказание. Это необходимость. Расскажите о том, что его ждет:

  • новая квартира и его личная комната;
  • рядом находится интересный парк/музей/детские кружки;
  • так ближе к дому бабушки/других родственников;
  • и т.д.

Обязательно поговорите о положительных перспективах переезда. В любом случае они есть. Если даже вы уезжаете из города, от привычных удобств, предложите ему больше гулять по лесу, собирать осенью грибы вместе. Так переезд не будет казаться ему таким уж страшным событием. Особенно если к нему подготовиться заранее.

Про новый садик тоже обязательно расскажите. Будет лучше, если вы несколько раз приедете к нему вместе. Если отправляетесь на разговор с директором или воспитателем, попросите разрешения взять ребенка с собой. Так он сможет в спокойной атмосфере пройтись по детскому саду, посмотреть на комнаты, игрушки.

Так адаптация начнется еще за несколько месяцев до момента поступления в новый садик. Это место уже не будет казаться каким-то страшным, далеким, незнакомым. Если увидеть садик и познакомиться заранее с воспитателем, все покажется проще. Малыш будет уверен в себе, когда настанет день идти туда уже не на экскурсию.

Отвечайте честно на вопросы

Как только вы скажете о том, что теперь нужно будет ходить в другой садик, появится масса вопросов. Для ребенка важно, чтобы он мог поговорить с вами честно. Расскажите ему причины (или хотя бы часть причин), почему нужно сменить садик, дом, место проживания. Скажите, что вам тоже немного страшно/волнительно по этому поводу. Вопросы могут быть разные, но старайтесь отвечать на них честно. Это ваша поддержка. Она может успокоить ребенка.

Дайте немного времени

В новом детском саду может сначала не понравиться. Будьте к этому готовы. Малыш еще не забыл, как весело было с друзьями, какие у них были игры и развлечения. Теперь же группа может не принимать его поначалу. Ругать за это других детей бессмысленно. Ваш малыш обязательно должен проявить свои коммуникативные навыки. Родителям нужно набраться терпения. Новая адаптация начнется сразу же и может проходить так же, как и первая. Плач, нежелание идти в садик, просьбы забрать его домой, вернуть в старый сад…

Главное – относиться разумно к этой ситуации. Проблемы детей для самих детей кажутся неимоверно важными и серьезными. Родителей может раздражать такое поведение. Дайте ребенку немного времени пройти это испытание. Повторная адаптация может длиться 1-2 недели – у коммуникабельных детей все пройдет быстрее.

Примените некоторые психологические приемы, чтобы облегчить этот период:

  • Постарайтесь первые несколько дней в новом детском саду забирать малыша раньше, до дневного сна.
  • Постепенно увеличивайте время пребывания ребенка на новом месте. Сначала только первая половина дня, потом и прогулка, обед, сон. Так, постепенно, привыкнуть будет проще.
  • Приходите забрать, но останьтесь на 10-15 минут поговорить с воспитателем. Понаблюдайте за малышом, за тем, как он ведет себя.

Главное, будьте терпеливы и войдите в положение малыша. Сейчас забирать его из сада по первому требованию или из-за скандала будет неправильно. Так вы лишь даете ему возможность манипулировать вами. Привыкать к этому детям нельзя.

Не ругайте за слезы

Сейчас нужно поддерживать вашу кроху, всячески помогать ему. Слезы означают, что психика борется со стрессом посредством своих защитных механизмом. Ребенку может быть страшно, грустно, непонятно. Лучшее, что можно сделать, это поддерживать, говорить, советовать. Но не ругать.

Сейчас родители — самые важные люди. Если к ним нельзя прийти со своей проблемой, переживанием, то к кому можно? Проблемы в новом детском саду могут быть, так что будьте готовы выслушать, помочь, даже если проблема кажется незначительной. Тогда вы сможете построить доверительные отношения с вашим ребенком.

Адаптация к детскому саду. Советы родителям как помочь ребенку адаптироваться

Дети растут быстро – это уж точно. Ваш вчерашний младенец уже является полноценным членом общества, маленьким человеком со своим характером, потребностями и привычками. И уже настало время к первым обязанностям, наступает новый и очень важный этап в жизни ребенка – детский сад.

  1. Тонкости адаптации к садику 
  1. Оптимальный возраст и базовые навыки 
Безусловно, это стресс, новое и незнакомое. Но от того, как ребенок пройдет адаптацию к детскому саду, зависит его дальнейшее пребывание в нем, отношение к садику в общем и даже психическое здоровье малыша. Давайте поговорим о важности привыкания к новому детсадовскому периоду в жизни ребенка, об особенностях его протекания, а также о возможных проблемах. В общем, сегодня очень интересная тема! Прежде всего, стоит разобраться в самом понятии адаптации. Если описывать это в глобальном смысле, то адаптация – постепенное привыкание к новым условиям среды. В нашем случае малыш вынужден адаптироваться к режиму и укладу образовательного учреждения, сменяя родные домашние стены и узкий семейный круг на шумную группу детишек и заботливую воспитательницу. Это, безусловно, трудно для него, поэтому задача родителей – сделать так, чтобы привыкание к новому этапу в жизни и адаптация к детскому саду в целом прошла у малыша максимально безболезненно.

Почему стрессует малыш? Вспомните свои ранние годы: наверняка вы боялись остаться без мамы в магазине, пугались, когда теряли ее из виду, чувствовали себя неуютно в присутствии малознакомых взрослых, в чужом доме. Да что далеко ходить, помните ли вы свои годы в саду? А, может быть, вас переводили в новый незнакомый сад или новую школу? Ощущение полной незащищенности, все чуждо: новые стены, новые дети, новые взрослые. Все – чужое, другое, незнакомое. Это стресс. А представьте, каково такому маленькому крохе сейчас! 

Стрессовые факторы для ребенка в период адаптации: 

  • основной и главный – мамы нет рядом. Многие еще не готовы к самостоятельности в этом возрасте и предпочитают быть около близкого человека постоянно; 
  • чужие дети и взрослые, с которыми ребенок вынужден взаимодействовать и общаться; 
  • иной распорядок дня и правила, которых стоит придерживаться; 
  • теперь малыш – не центр всеобщего внимания. Детей много, а сотрудники дошкольного учреждения физически не могут уделять малышу все свое время в течение дня; 
  • большая степень самостоятельности. Хочется или нет, а приходится ухаживать за собой самому, кушать ложкой самостоятельно, проситься в туалет или справлять нужду как положено без посторонней помощи, пытаться одеваться и т.д. 
Вот почему родителям не стоит относиться к выходу в детский сад легкомысленно. Это очень ответственный момент, к которому нужно подойти со всей серьезностью и подготовить своего ребенка насколько это возможно. Тем самым вы убережете его от излишних эмоциональных потрясений, избавите от проблем себя и облегчите работу воспитателям и нянечкам. 

Различают три периода привыкания к саду: 

  • острый; 
  • умеренно острый; 
  • стабилизирующий. 
Логично предположить, что первые два периода для ребенка являются особенно тяжелыми. Он постоянно находится в возбужденном состоянии, тратит очень много энергии, стараясь привыкнуть к новому распорядку дня, правилам поведения в группе. 

Очень часто детки протестуют, становятся капризными, плаксивыми, не слушаются. Редкий малыш с удовольствием остается в саду в первые дни посещения, хорошо кушает, спит и в целом бодр и весел. 

Стабилизирующий период «расставляет все на свои места». Его окончание знаменует об успешном завершении адаптации, малыш полностью влился в коллектив и в саду чувствует себя вполне комфортно. 

Длительность периода адаптации в детском саду также строго индивидуальна у каждого конкретного малыша: кто-то уже через неделю готов остаться с воспитателем на полный день, а кто-то в течение месяца-двух постоянно плачет по маме.  

Оптимальный возраст и базовые навыки 

Период интеграции в коллектив и новый уклад жизни ребенка очень сильно зависит и от его характера, и от его навыков, которые он успел получить. Именно поэтому в России во многих регионах уже нет яслей, детки принимаются в садик с трех лет, а отпуск по уходу за ребенком у мамы тоже длится до достижения малышом трехлетнего возраста. 

Три года – тот период, когда дети уже готовы «отпустить» маму, стремятся к самостоятельности, общению со сверстниками, владеют элементарными навыками самообслуживания, и, конечно, не находятся на грудном вскармливании, не зависят от маминой груди (!). Если вы часто слышите от своего карапуза: «Я сам», то будьте уверены в том, что он уже перерос так называемый «кризис трех лет» и готов быть более самостоятельным. 

Итак, адаптация пройдет легче, если: 

  • Ребенку около трех лет или чуть больше. Детки помладше все еще требуют постоянного внимания матери и во многом зависят от нее в физическом и эмоциональном плане. Долгие разлуки с близким человеком воспринимаются ребенком как предательство (мама меня бросила в садике) и очень больно «бьют» по психике ребенка и доверию к взрослым. Особенно это проявляется у тех детей, чьи мамы постоянно были с ними, не оставляли малыша с бабушками, не отлучались по своим делам на продолжительное время; 
  • Ребенок социализирован и охотно общается со сверстниками и взрослыми. Активные общительные малыши вливаются в коллектив быстрее и часто становятся «душой компании». Стеснительным и замкнутым ребятишкам будет несколько труднее, они дольше будут привыкать к новым садиковским друзьям и воспитателю; 
  • У малыша крепкий иммунитет и нет хронических заболеваний. Многим родителям известно, что детки в саду болеют часто, даже если до этого хвастались отменным здоровьем и температурили в исключительных случаях. Дошкольные учреждения – общественное место, детки сами по себе восприимчивы к различного рода вирусам и бактериям (иммунитет находится на стадии становления), плюс стресс – все это является причиной частых болезней малыша. Это нормальная ситуация, носящая временный характер. После успешной адаптации малыш будет более устойчив к инфекциям, особенно если вы его закаляете; 
  • Малыш развит по годам. Задержка общего развития, так же как и признаки одаренности – причина тяжелого течения периода адаптации ребенка в детском саду; 
  • Воспитатель нашел подход к вашему ребенку. Во многом то, как дошколенок освоится в новом коллективе, зависит от воспитателя. У вас может быть супер оснащенный и современный сад, но если руководитель группы некомпетентен и мало себе представляет свои должностные обязанности, то никаких преимуществ посещения данного ДОУ вы для себя не найдете, уж поверьте. 
Немаловажным фактором является и то, насколько ребенок в состоянии себя обслужить, что еще раз доказывает преимущество посещения ДОУ в возрасте от трех лет и старше. Маленьким «неумехам» в саду трудно, воспитатель не может уделить каждому такому несостоятельному малышу достаточно времени, чтобы удовлетворить его потребности.  

Поэтому вы должны убедиться в том (а при необходимости и научить), что малыш умеет сам: 

  • брать ложку и кушать; 
  • пить из стакана; 
  • проситься в туалет или справляться самостоятельно; 
  • попросить и объяснить взрослым, что он хочет (или если что-то не так); 
  • раздеваться (снять штанишки, трусишки, разуться) и надевать некоторые вещи (накинуть куртку, шапку, штанишки, застегнуть липучки на сандаликах и т.д.). 

Как подготовить ребенка к садику 

Важно понимать две простые вещи: адаптация ребенка в детском саду и подготовка к его посещению должны быть постепенными, ступенчатыми. Не должно быть никакой спешки, ребенок должен привыкать постепенно, не торопясь. 
  • Уже с двухлетнего возраста можно начинать объяснять малышу, что такое детский садик, почему малышам туда важно ходить. Хорошо, если есть старший ребенок-дедсадовец, можно поставить его в пример. Говорите обо всех преимуществах в исключительно положительном ключе, убедите ребенка, что в саду весело и интересно. Но меру тоже надо знать, не обещайте ему того, чего там нет и не будет, чтобы не разрушить в дальнейшем все детские представления. 
  • Закрепляйте навыки самостоятельного обслуживания ребенка, поощряйте его стремления натянуть рукавички, обуть тапочки, почистить зубы самостоятельно и без помощи взрослых. Многие детки вполне умеют орудовать столовыми приборами, но осознанно это не делают в присутствии матери или отца (бабушки и дедушки), вынуждая их кормить. По возможности, пресекайте это, но не ругайте и не наказывайте ребенка за такие «слабости».
Во время адаптационного периода при посещении дошкольного учреждения многие родители замечают, что их ребенок стал хуже разговаривать, перестал есть самостоятельно, иногда даже перестал справлять нужду в горшочек, делая это в штанишки. Это объясняется стрессовой ситуацией для ребенка (не стоит наказывать малыша за такие инциденты, а только понять и показать всю свою любовь и заботу), и тем фактом, что ребенок может брать пример с других детей. Они могут быть младше, не уметь делать что-то, а малыш тем самым подражает им, пытается «влиться в коллектив». Это временное явление, со временем все встанет на свои места.
  • Если вы живете рядом с садом, можно приходить гулять вместе с другими детьми на улице. Проведите небольшую экскурсию, покажите интересные детские площадки на территории, расскажите, что находится внутри здания. 
  • Будет здорово, если ваш малыш имеет хороший аппетит и не отказывается от любой предложенной еды. Но на практике такие уникальные детки – редкий случай. Многие трехлетки избирательны в пище и предпочитают больше что-то красивое, сладкое, либо безукоризненно едят узкий набор блюд и продуктов. Постарайтесь приучить ребенка к меню сада заранее. 
  • Объясните, кто такой воспитатель, какова его роль и как он может помочь ребенку в случае возникновения проблемы. 
  • Поиграйте с ребенком в «детский сад»! Обычно дети к этому возрасту вполне способны придумать свой игровой сценарий и развлечь себя ролевой игрой. Вы можете присоединиться, и вместе с любимыми игрушками сыночка или дочки организовать свою ясельную группу. Это прекрасно показывает на примере режим дня в саду, роль воспитателя и няни. 
  • Поделитесь своим опытом посещения ДОУ в детстве, расскажите, что вам нравилось там больше всего, покажите свои детские фото или видеозаписи. 
  • Старайтесь социализировать ребенка, посещая кружки или детские клубы, играя на общественных детских площадках, просто приходя в гости к семьям с детьми. Навыки общения важны уже в столь юном возрасте! 
  • Постепенно приучайте малыша к самостоятельности и к тому, что вас может не быть рядом. Специалисты советуют после первого дня рождения ребенка отлучаться маме хотя бы ненадолго по своим делам (например, раз в неделю). Это полезно обоим. У мамы появляется личное время, малыш привыкает к обществу других людей. 

В большинстве садов есть так называемые группы короткого пребывания, которые формируются из будущих детсадовских воспитанников. Цель таких групп – познакомить ребенка с садом, научить общаться с другими детьми и быть частью коллектива. Детки приходят на пару часов, играют, общаются, часто мамам тоже разрешают присутствовать. Уже в начале следующего учебного года их переводят в младшую группу, и они осваиваются лучше тех, кто пришел в сад «с улицы». 

Ошибки родителей 

Невозможно обойти стороной этот пункт! Многие пытаются сделать «как лучше», а выходит «как всегда». Сами того не зная, мамы и папы (а часто вместе с бабушками и дедушками) перечеркивают все своим некорректным поведением.

Важная информация для родителей, как делать НЕ нужно: 

  • «пугать садиком» за непослушание. Ни в коем случае не говорите, что оставите ребенка в саду, если он не будет слушаться. Вообще нельзя пугать детей чем-либо или кем-либо! Такие манипуляции в дальнейшем могут привести к серьезным проблемам, а вы потом будете искать, «откуда ноги растут» и почему малыш панически боится чего-то или делает что-то не так; 
  • сразу оставлять ребенка на целый день в саду. Это неправильно! Малыш еще не привык! Обговорите с воспитателем сроки перевода малыша на полный день, педагог обязательно скажет, когда ваше чадо будет готово провести в группе с утра и до вечера. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы адаптацию малыш прошел еще до вашего выхода на работу. 
Как следствие: нельзя до последнего держать ребенка дома, а потом в первый же рабочий день отвести его на весь день. Если вы думаете, что чем дольше малыш просидит в родных стенах (напоследок, так сказать), то тем лучше для него, то вы глубоко ошибаетесь; 
  • если ребенок болен, не тащите его в сад! Как бы вам ни хотелось, придется взять больничный или попросить помощи родственников; 
  • спросите себя: готовы ли вы «отпустить» ребенка, дать ему больше самостоятельности? Некоторые родители (мамы, чаще всего), чувствуют угрызение совести, что оставляют ребенка одного в детсаду, жалеют и идут на поводу, если малыш канючит и не хочет идти, злоупотребляют долгими и эмоциональными расставаниями с утра. Нужно понимать, что такое поведение родителя только укрепляет негативное отношение к садику у малыша и напрочь убивает желание ходить туда с радостью. 

Заключение 

Во многом от вашей мудрости и грамотной тактики, уважаемые родители, зависит протекание адаптационного периода в саду у вашего ребенка. Сроки этого периода строго индивидуальны, привыкать малыш может неделю-две, а может и около полугода. 

Редкие детки сталкиваются с так называемой дезадаптацией. В таком случае нужна консультация психолога или же просто время. Попробуйте отдать ребенка в сад через год. Возможно, за это время он подрастет, получит новые навыки и проще справится с такой задачей. 

В любом случае удачи вам и успехов в подготовке к садику! 

Оцените материал:
  • Получайте самые свежие мнения на почту

    Получить

Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду

Наталия Юрьева Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду

Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду? Прежде всего нужно хорошо осознать, что без совместной работы родителей и воспитателя здесь не обойтись. Одна из основных потребностей детей – это потребность в постоянстве окружения. Резкая смена обстановки, режима, окружающих людей тяжела для любого малыша. Воспитатели, желающие облегчить переход ребёнка в новые условия жизни, а также и свою работу с группой детей, должны заранее познакомиться с особенностями ребёнка – своего будущего воспитанника, заранее выяснить особенности его развития, домашний режим, способы кормления, укладывания спать, его игрушки и занятия, т. е. индивидуальные особенности и привычки. Желательно, чтобы в первые дни малыш взял в группу свою любимую игрушку. Родители должны заранее предупредить воспитателя, когда они придут в детский сад, нельзя принимать в группу сразу много детей. Вопрос о наполняемости групп - больной для нашей системы воспитания.

Количество часов, проводимых в группе, следует увеличивать постепенно, в течении первой недели – не более трёх часов в день. Если ребёнок болезненно реагирует на расставание с мамой, желательно её присутствие в группе в течении первых дней. Увеличивать время пребывания малыша в новом коллективе можно только при хорошем эмоциональном состоянии. Целесообразно сохранить в период привыкания привычные для ребёнка приёмы ухода, даже если они противоречат установкам педагога: покачать его на руках перед сном. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять делать что –то по другому, так как страх, возникающий в такой ситуации, значительно осложнит ситуацию, осложнит привыкание ребёнка к новым непривычным условиям. В период адаптации малыш особенно остро нуждается в ощущении защищённости, эмоционального комфорта. Частое ласковое обращение к ребёнку, возможность играть рядом с воспитателем, периодическое пребывание на руках, особенно младенцев, помогают ему установить доверительный контакт со взрослым, облегчает привыкание. Организация игровой деятельности поначалу в стороне от детей, если они вызывают у ребёнка напряжение, ближе к взрослому, даёт ему возможность постепенно освоиться в непривычном него окружении.

При наблюдении за ребёнком особое внимание нужно уделить состоянию его здоровья. Даже лёгкое покраснение зева, небольшой насморк являются противопоказанием к посещению им яслей, 3-4 дня его следует подержать дома на щадящем режиме.

Во время адаптационного периода родителям следует создать условия для спокойного отдыха ребёнка дома. В это время не стоит водить его в гости в шумные компании, связанные с поздним возвращением домой, а также принимать у себя слишком много друзей. Малыш в этот период слишком перезагружен впечатлениями, не следует перегружать его нервную систему.

Как это ни трудно при большом скоплении детей, воспитатель должен отвечать на все обращения к нему ребёнка, относиться к ним с сочувствием. Мы должны ценить в нём личность, имеющую свои интересы и предпочтения. Не следует давать малышу плакать в одиночестве, нужно определить причину его горя, дать ему понять, что вы ему сочувствуете и понимаете его.

Наверное, нет ни одного ребёнка, который не переживал бы своего отрыва от родных. И во время прихода в детский сад, и в течение дня дети вспоминают про маму, не хотят с ней разлучаться. Задача воспитателя – отвлечь их от грустных воспоминаний. Но в то же время не следует полностью игнорировать огорчений малыша. В этот период они часто испытывают чувство потерянности, боятся, что родители не придут за ними. Взрослый может обсудить с ребёнком его опасение, сказать ему, что он понимает, как грустно, когда родители уходят, объяснить, что они обязательно скоро придут и заберут его домой. Одновременно с этим он должен попытаться вовлечь его в игру с игрушкой или привлечь внимание к другим детям.

Иногда ребёнок ни на минуту не отпускает от себя воспитателя. Как бы ни был внимателен взрослый, он обязан заниматься и другими детьми. Если такой ребёнок наконец отвлекается на игру, воспитатель должен дать ему понять, что он заметил его самостоятельность. Ребёнку очень нужно одобрение и поддержка взрослого. Даже если он активно не требует к себе внимания, оно равно ему необходимо. Выражение внимания очень простой, но в то же время сильно действующий акт. Он может выглядеть по – разному: улыбка, кивок, поглаживание по голове, лёгкое объятие. Оно может выражаться словами: «Ты сегодня такой красивый», «Я вижу, у тебя новые сапожки» и т. п. Важно не то, что именно отвечает взрослый, а то, что он выражает свою любовь малышу.

За сравнительно небольшое время, примерно в течение месяца, поведение ребёнка может измениться самым существенным образом. Ребёнок станет выражать активное согласие участвовать в предметной деятельности, охотно выполнять просьбы взрослого, адекватно реагировать на похвалу и порицание, станет более инициативным во взаимоотношениях со взрослыми.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

елена фролова Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

Адаптация – это процесс привыкания, организма к новым условиям.

В течение этого периода детям нужно будет привыкнуть к:

Незнакомым детям;

Незнакомым взрослым;

Незнакомой обстановке;

Новым правилам поведения и режима дня.

Впервые, попадая в условия организованной деятельности, ребенок вынужден ограничивать свои желания и потребности, он должен вести себя в соответствии с требованиями воспитателя. На ребенка ложатся непривычные и далеко не всегда приятные для него обязанности (убирать игрушки, ложиться спать, самому или с помощью взрослого есть и одеваться). Кроме того, ребенку необходимо приспособиться к новому режиму, к новой предметно-развивающей среде, к иной организации режима дня и питания, к ограничению своей двигательной активности. Все это приводит к изменению привычного стереотипа поведения и влечет дополнительную эмоциональную нагрузку.

Важным моментом так же является то, что ребенок остается один без привычных для него взрослых, родителей. Это пугает малыша.

Различают 3 степени адаптации:

Легкая адаптация длиться до 2-3 недель, характеризуется тем, что ребенок плачет не всегда при расставании утром и быстро успокаивается.

Средняя степень адаптации длится до 4-6 недель и отличается от предыдущей тем, что настроение в течение дня может меняться несколько раз, ребенок вспоминает маму в течение дня, аппетит не очень хороший.

При тяжелой степени адаптация может длиться до 4-6 месяцев. Ребенок плачет при расставании с родителями, не хочет включаться в деятельность детей, режимные процессы.

Как можно помочь ребенку в снижении его страхов, связанных с приходом его в ДОУ?

- Выходите с ребенком на игровые площадки, где есть дети его возраста. Там вы можете увидеть, что вызывает трудности у ребенка (не знает как подойти к детям, как попросить игрушку, как поиграть вместе с детьми, его не понимают и т. д.). Вы можете сразу подсказать, а не сделать за ребенка, что сказать, как поступить: «Дай поиграть машинку», «Ты дашь мне лопатку, а я тебе куклу», «Давай покатаем мячик» и т. д.

- Приблизьте свой режим дня к режиму дня ДОУ, тогда ребенок проголодается и захочет спать именно тогда, когда его будут кормить и укладывать на сон в группе.

- Включайте в рацион ребенка дома те блюда, которые он будет есть в садике.

- Попробуйте оставлять ребенка на попечение других членов семьи. Сначала всего на 15-30 минут, затем дольше. Это дает возможность ребенку приобрести опыт расставания с родителями и понять, что Вы за ним всегда возвращаетесь.

-Если ребенок очень привязан к маме и с трудом расстается с ней, то будет лучше, если первое время его в детский сад будет приводить папа, бабушка.

- Придумайте ритуал прощания и придерживайтесь его. Не растягивайте уговоры при расставании. Это только расстраивает ребенка и Вас еще больше, но не дает желанного результата. Многие дети очень болезненно переносят процесс расставания с родителями на пороге детского сада. Большинство из них уже после выхода из дома, понимая, что вскоре мама уйдёт, пусть всего на несколько часов, начинают плакать и капризничать, а некоторые даже устраивают истерики. Зачастую, они успокаиваются уже спустя несколько минут, после того, как попадут в общество своих сверстников и увлекутся игрой, но процедура прощания повторяется изо дня в день.

- Выполняйте данные обещания. Если Вы договорились с ребенком, что заберете его после прогулки, то сдержите слово.

-Водите ребенка каждый день, если малыш хорошо себя чувствует. «Отдых» только усугубляет плохое настроение. Лучше раньше забирайте его.

- Не старайтесь как можно быстрее оставить малыша на целый день, но и не откладывайте укладывание на дневной сон. Прислушивайтесь к мнению воспитателей—они наблюдают за ребенком и могут подсказать, когда ребенок сам проявит интерес.

- Старайтесь сами относиться к периоду адаптации спокойно. Малыш остро реагирует на Ваше настроение. Чем спокойнее родители, тем быстрее ребенок адаптируется.

- Не следует говорить ребенку заранее неверную информацию о детском саде: «Вот пойдешь в детский сад и там будешь сам есть!» или «В группе ты будешь делать только то, что захочешь!» Вместо этого лучше сказать ребенку, что там много разных игрушек, детей с которыми можно играть, воспитатели будут читать книжки, петь песенки, играть, рисовать, гулять с вами.

- Можно выбрать любимую игрушку и принести ее с собой в группу: пусть ребенок «покажет» мишке игрушки и т. д.

- Приучайте ребенка самостоятельно есть, одеваться с небольшой помощью. Малыш будет чувствовать себя увереннее, меньше зависеть от взрослых

Подготовка к общению

Зачастую до садика дети проводят всё своё время с мамой и лишь изредка общаются с другими детьми, попадая в песочницу или на детскую площадку. Некоторые из них сразу находят друзей и собирают вокруг себя много детворы, а некоторые молча стоят в сторонке и боятся общения, всё время прячась за родителей.

Если ваш ребёнок относится ко второму типу, у него могут возникнуть проблемы в детском саду. Чтобы этого не произошло, как можно чаще бывайте с ним в людных местах, старайтесь подталкивать его к общению с детьми, сначала находясь рядом, а потом, постепенно удаляясь, давая возможность малышу самостоятельно играть и общаться.

Процесс адаптации подходит к концу тогда, когда новые условия становятся привычны, стабильны и ребенок начинает их понимать и принимать.

Стресс тормозит развитие: как помочь ребенку адаптироваться к школе

Многие родители считают необходимым начинать готовить ребенка к школе чуть ли не с пеленок, чтобы потом ему было легче учиться. Но что мы получаем, когда наступает долгожданное первое сентября: у мамы дергается глаз, испуганный, но готовый ко всему ребенок не очень-то хочет идти в класс, а в голове у всей семьи одна мысль: «О боже! Скорей бы все это закончилось!» Ученый-физиолог, доктор биологических наук, психолог Марьяна Михайловна Безруких рассказала, как помочь ребенку безболезненно влиться в новую среду, и объяснила, каких ошибок стоит избегать родителям дошкольников и младших школьников.

Марьяна Михайловна Безруких, советский и российский ученый-физиолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор Института Возрастной физиологии

Что такое адаптация к школе

Адаптация — это длительный процесс приспособления ребенка к новым условиям. Физиологическая адаптация (длится от 4 до 6 недель) — постепенное привыкание самого организма (сердечно-сосудистой системы, системы дыхания, опорно-двигательного аппарата, мозга и так далее) ученика ко всему новому: деятельности, режиму, условиям, темпу коллективной деятельности. В этот период школьник может испытывать функциональное напряжение: часто жаловаться на усталость, боли в животе, голове, стать более капризным, могут обостриться хронические заболевания.

Есть период острой адаптации (примерно 1−2 недели), он самый сложный. Наше исследование показало, что дети с первого дня обучения в школе испытывают настолько сильное напряжение, что его можно сравнить с тем, которое ощущает космонавт в невесомости. То есть школьная нагрузка является экстремальной.

Психологическая адаптация (длится от 1 до 3 недель) — это когда личность ребенка приспосабливается к новым вариантам общения, требованиям, коллективу сверстников и взрослых.

К чему должен привыкнуть ребенок

Статические нагрузки

Учителя и родители почему-то считают, что в 30-минутных уроках нет ничего сложного, и ребенок не должен уставать. Но это не так! Дети очень сильно перенапрягаются, они буквально падают, когда приходят домой. Это вовсе не случайно, ведь в школе для них все новое. А необходимость высидеть 30−40 минут в классе — это статические нагрузки, вынести которые гораздо труднее, чем динамические.

Темп деятельности класса

По нашим исследованиям, практически все первоклассники не успевают за учителем. Темп его речи, требования, мимика — все это очень важно. Особенно сложно привыкают медлительные дети, которые медленно ходят, говорят, едят, думают. Но это не значит, что у них есть какие-то отклонения, просто нервная система таких ребят устроена по-другому. Они испытывают большой стресс при ограничении времени. Для них не следует выбирать интенсивную программу в школе (например, Занкова), а также стоит забыть про продленку. В классе с такими детьми учительница должна быть очень спокойна в темпе речи и в проведении уроков. Быстро говорящий, активный, требовательный учитель вам не подойдет.

Общение на уроках

Психологически оно особенно тяжело дается тем ребятам, у которых были ограничены контакты со сверстниками. Когда к нам в центр приводят детей, которые говорят «Я не хочу в школу! Не пойду!», я их спрашиваю, есть ли в школе что-то неприятное, некомфортное? Почти все они отвечают одинаковыми фразами, что очень показательно: «Они толкаются». То есть нарушение личного пространства для малышей, которые росли одни, мало общались — это большой стресс. К сожалению, многие дети, придя в первый класс, не знают простых речевых формул: как познакомиться, поздороваться, как что-то попросить, и это большая беда, которая осложняет адаптацию ребенка в школе.

Физиологически ребенок адаптировался тогда, когда стал меньше уставать, не стало резких перемен настроения и жалоб на недомогания. Психологически адаптация завершена, если он спокоен, исчезла повышенная тревожность и возбудимость.

Чему нужно обязательно учить до школы

Развитие речи — самое главное, на чем стоит сделать акцент до школы. Сегодня в 1 класс приходит от 40−60% детей с несформированной речью: они не умеют грамотно строить предложения, пересказать простой текст, рассказать о каких-то событиях, имеют бедный словарный запас. Это значит, что у таких ребят совершенно точно будут трудности с письмом, чтением и обучением.

В чем причина? По нашим данным, регулярно читают детям только 10% родителей. К тому же взрослые практически не разговаривают с детьми: они общаются одними глаголами, отрывистыми командами: «Садись!», «Вставай!», «Ешь!»

Речь ребенка может быть сформирована только тогда, когда с ним активно разговаривают, когда ему задают вопросы, читают, когда он слышит вокруг себя, как красиво и грамотно общаются его родители.

Навыки коммуникации. Если ваш ребенок мало общался со своими сверстниками до школы, обязательно предупредите своего учителя об этом, это поможет сгладить многие проблемы, которые могут появиться. Чем вы можете помочь своему дошкольнику? Учить на пальцах тому, как правильно общаться, абсолютно бесполезно. Лучшее, что вы можете сделать, — найти сверстников (мальчиков и девочек) и организовать их взаимодействие. Предложите ребятам вместе организовать какой-то праздник, детский спектакль или что-то такое, что требует подготовки и совместной работы.

С элементарными правилами гигиены и самообслуживания нужно знакомить малыша очень рано, это даже важнее, чем научить его читать. Если он, придя в детский сад или школу, не знает, что должен вымыть руки после туалета и перед обедом, должен уметь аккуратно есть, знать, как пользоваться салфеткой, одеваться и раздеваться, — это большая беда. Если малыш этого не умеет, над ним могут смеяться дети, а это тоже лишний стресс, который тормозит развитие ребенка и ухудшает его психическое и физическое здоровье.

Я рекомендую родителям познакомиться с моими пособиями, которые помогут в вопросах подготовки и адаптации ребенка к школе: «Ступеньки к школе», «10 шагов подготовки к письму», «Трудности обучения в начальной школе», «Как наблюдать за развитием ребенка».

Чего не стоит требовать от детей до школы

Родители, воспитанные Интернетом, часто сами создают своим первоклашкам дополнительные стрессовые ситуации, которые не только тормозят развитие, губят здоровье, снижают самооценку, но и напрочь отбивают желание узнавать что-то новое и ходить в школу.

Уметь читать

Многие родители думают, что, если малыш соединяет букву с буквой, то он умеет читать. Это не так! Всего лишь около 20% дошкольников владеют этим навыком полностью: понимают суть текста, запоминают информацию и так далее.

Если учить детей читать слишком рано, они будут справляться только с трех- четырехбуквенными словами. В будущем у них может сформироваться угадывающее чтение: когда малыш первые буквы или слова в предложении прочитывает, а остальные — угадывает. Именно поэтому многие дети не могут уловить смысл произведения.

Уметь писать

Дети не должны иметь начальных навыков письма до школы, они недоступны им до 5−6 лет. Малыша нужно готовить к письму. Первый очень важный шаг — умение правильно держать ручку. Если дошкольник научится делать это неверно, вы не сможете его переучить. Также нужно правильно класть тетрадь на стол, правильно сидеть. Я рекомендую родителям обратить внимание на тетради «10 шагов подготовки к письму» по моей методике, которой уже больше 20 лет.

Все делать самостоятельно

Человек в 6,5 лет не может быть ответственным, потому что это предполагает сформированность произвольной регуляции действий, механизмы которой созревают только к 9−10 годам. Вот почему до этого возраста дети так часто забывают и теряют свои вещи. Задача родителей — помогать юному школьнику собирать свой портфель с первой недели обучения, чтобы он ничего не забыл. Я уверена, что если в течение первого класса взрослые будут по-доброму, без окриков и нотаций помогать малышу, он гораздо быстрее научится делать это самостоятельно.

Организовать режим дня ученика и научить его жить в нем — тоже задача родителей. Они вместе с педагогами должны создать условия, в которых ребенок сможет регулировать свою деятельность и научиться самостоятельности: собирать портфель, одеваться и раздеваться, складывать свою одежду, следить за временем, расставлять приоритеты. И хорошо, если к 3−4 классу он все это сможет делать сам.

Примерный режим у младшего школьника рассчитывается так: возьмите чистый лист бумаги, напишите 24 часа. А затем начните вычитать: минус 10 часов на сон — это строгая необходимость! Минус 2,5 часа прогулки — это обязательно. Минус 1,5 часа на еду (на 4 приема пищи), потому что иначе ребенок будет давиться, а вы — жаловаться, что он плохо ест. Отнимаем 5−6 часов в школе, ну, а если дорога — еще больше. Минус 1 час — дайте ученику возможность побыть наедине с собой, поиграть в то, во что он хочет, оставьте его в покое! Это время необходимо школьникам любого возраста. В итоге у вас останется 2−3 часа, а может, и нет.

В любом случае помните, что здоровье ваших детей важнее оценок, потому что задерганный невротик с пятерками никому не даст жизни: ни себе, ни своей семье. Если родители пытаются до школы научить малыша всему на свете, они тем самым не помогают ему, а только формируют будущие проблемы.

Я не советую в первом классе загружать ребенка различными кружками. Целесообразно начать ходить в дополнительные секции примерно за год до школы, чтобы не усложнять период острой адаптации.

Если у вас есть вопросы относительно своих детей, вы можете задать их на сайте Института возрастной физиологии РАО (ivfrao.ru) и получить ответы и рекомендации от ведущих специалистов.

Читайте также:

Развитие речи: когда нужна помощь логопеда

В школу в 6 лет: мнение психолога

Детская агрессия: понять и обезвредить

5 советов психолога родителям, чьи дети не рады первому сентября

Фото: LightField Studios/gpointstudio/Africa Studio/Romrodphoto/Shutterstock.com

Записала Дарья Дудкина


Смотрите также

Top