Как научить ребенка писать с наклоном


Существуют определенные приемы обучения наклонному письму.

Прежде чем начать обучать детей писать простейшему эле­менту письму палочек, надо дать им понять, что такое нак­лонная прямая черта и не тупой угол — левонаклонное письмо наклонная прямая черта (понятие «перпепдикулярная » вводить пока рано). Однако дети должны видеть разницу в написании ненаклонной и наклонной черты, на­клоненной вправо и влево.

Для этого проводятся такие упражнения. Учитель пишет па доске наклонную палочку и рядом с ней ненаклонную и спрашива­ет учашихся, какая черта наклонная, какая ненаклонная.

Можно написать на доске и несколько черт с разным накло­ном, демонстрируя малый наклон, чрезмерный наклон, и дать воз­можность классу проанализировать, какой наклон будет правиль­ным в письме. Подобные упражнении развивают у детей наблюда­тельность и способствуют выработке наглядного представления и понятия о наклоне вправо.

Затем детям объясняется, как получается правильное наклонное письмо: наклонным оно будет тогда, когда тетрадь будет лежать с наклоном влево. Все дети кладут тетради или прописи с образцами с наклоном к краю стола (около 25°). Учитель про­веряет, как лежат тетради у всех детей. Затем дети пишут прямые штрихи прямо на себя. Получаются палочки с наклоном вправо, правильный наклон сначала получается не у всех детей, у что в дошкольном возрасте они привыкают рисовать домики, деревья, людей перпендикулярно к «линии земли», т. е. краю листа бумаги. И некоторые дети сразу не могут преодолеть эту привычку. Они пишут палочки даже при наклонном положении тетради под прямым углом к линии строки.

Помимо понятия о наклонном штрихе и его отличии от ненаклонного , в таких случаях надо, чтобы учащиеся зрительно восприняли это, получили бы соответствующие двигательные представления и поняли, как осуществляется движение руки при нак­лонном письме (Пишем лннию на себя, прямо к середине груди, а получается наклонная линия.) В таком случае учитель подходит к ученику, кладет его тетрадь с наклоном влево и объясняет: «Если у тебя тетрадь наклонена влево, то твои рука будет легко писать наклонные линии». (Он берет кисть ученика в свою и проводит в воздухе движение к середине груди ученика.) Можно это проде­лать на отдельном листе бумаги из тетради. В таком случае учитель не в воздухе, а на бумаге демонстрирует, как получается наклон­ная линия.

Учитель всегда должен уметь писать на доске с правильным наклоном. Однако движения, которые он совершает рукой, когда пишет на доске, отличаются от движений руки при письме на бу­маге. Учитель дает образец письма на доске, не объясняя самого движения. Он должен обратить внимание учащихся только на результат письма: «Посмотрите, буквы написаны с наклоном вправо.

В том, что ученик совершает совершенно другие движении при письме, чем учитель, можно убедиться на очень простом примере.

Учитель вызывает очень хорошо пишущего ученика к доске и просит его написать то же предложение, какое он писал у себя в тетради Ученик пишет на доске совершенно прямо, так, как в тетради, осуществляя движение ил себя, отвесно. Но доска рас­положена прямо, и результат его письма получается иной, чем в тетради.

У нас принят наклон письма в 65*. Таков наклон и образцов письма в прописях. Однако при списывании с образцов и в свобод­ном письме при правильном положении тетради дети обычно пишут с наклоном 70 - 75°, что соответствует закономерностям биоме­ханики наклонного письма. Биомеханические закономерности при этом подчиняются следующему. Во время процесса письма движе­нии руки различны: предплечье ведет руку слева направо, пальцы осуществляют движение на себя, кисть и пальцы помимо основного движения на себя осуществляют еще движения, образующие фор­му букв, т. е. против часовой стрелки или по часовой стрелке. Сложение векторов этих движений, как показано А. Д. Беридзе, дает в результате (в латинском и славянском письменных шрифтах) ме­нее наклонное письмо, чем образец прописи. Это зависит от зако­номерностей сложения разных направлений движения. Подобное явление сравнимо с движением лодки поперек течения реки, где в результате сложения направления течения и движения лодки она отклоняется от намеченного пути. Этим же объясняются и некото­рые искажения в форме букв при обучении детей письму. Поэтому учитель не должен непременно добиваться наклона, даваемого в образцах. Главное — это то, чтобы ученик правильно держал тет­радь и в его письме был бы равномерный наклон.

Вместе с тем наклон в письме не вырабатывается сам собой и быстро. Требуется постоянное внимание и систематическая ра­бота учителя, так как всякий навык или новая привычка вырабаты­вается в ходе длительной тренировки.

Во время письма требуется постепенное передвижение и пере­мещение тетради. Тетрадь должна лежать так, чтобы начало стро­ки, на которой будет писать ученик, находилась напротив сере­дины груди.

При начале письма новой строки происходит перемещение по­ложения тетради — тетрадь слегка двигается влево вверх так, чтобы начало следующей строки было против середины груди. Пе­редвижение тетради в основном осуществляется левой рукой. По мере заполнения страницы тетрадь продвигается кверху по наклон­ной. Это обеспечивает постоянное правильное положение корпуса во время письма. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, затем сверху. Это тоже необходимо для того, чтобы пишущей ру­ке было удобно, иначе она опустится, корпус тела примет непра­вильное положение, писать будет неудобно.

Чтобы выработать и закрепить эти привычки у учащихся, учи­тель в начале любой письменной работы проверяет, как лежат тет­ради у детей, и делает соответствующие замечания. Особенно мно­го приходится уделять внимания положению тетради при письме в I и II классах.

Помимо общего требования, предъявляемого учащимся — пи­сать с наклоном вправо, учитель добивается, чтобы не было коле­баний в наклоне отдельных элементов в буквах, т. е. чтобы соблю­далась параллельность в штрихах, идущих в одном направлении.

Почему же происходят в письме детей отклонения в наклоне, особенно при письме отдельных букв? Так, например, верхняя часть буквы б очень часто отклоняется вправо: , нао­борот, петля буквы д и длинная черта буквы р иногда отклоняются

влево: , в буквах п, т последний элемент отклоняется

вправо

В основном эти нарушения наклона отдельных элементов букв связаны со сменой направления движения — от движения против часовой стрелки к движению по часовой стрелке, а также с тем, что некоторые особенности начертаний букв в письменном шрифте не соответствуют закономерностям движения руки в процессе пи­сьма. Так это происходит при письме буквы б. Элемент, выходя­щий вверх за строку, дан в шрифте с наклоном, соответствующим движению вниз на себя, а пишется он движением вверх, и поэтому обычной ошибкой в его письме бывают отклонения вправо.

При письме букв т, п, р нарушения в наклоне последнего элемента с переменой направления движения — от письма по часовой стрелке к письму против часовой стрелки.

Поэтому для того, чтобы научить учащихся правильно писать эти буквы, надо давать такие графические упражнения, в которых щни как бы проверяли самих себя. Учащийся должен написать две буквы, йотом две-три черты той же длины. Черты длинные и корот­кие учащиеся пишут с правильным наклоном. Прописывая между ними буквы, ученики как бы сами себя контролируют, сразу же во время письма видят свои ошибки в наклоне элементов букв.

Нарушение параллельности при письме длинных элементов букв дает учащемуся наглядное представление, что он нарушает наклон.

Полезно также одновременное прописывание нескольких букв или слов с элементами, выходящими за строку, например дрозд, удочка, дудочка и др.

Если в классе имеются дети, пишущие левой рукой, переучи­вать их не рекомендуется. Наклон письма у этих учащихся дол­жен быть иным, чем при письме правой рукой. Когда ученик пишет левой рукой, направление письма остается тем же — слева напра­во, при этом его рука в процессе письма совершает движение по траектории как бы сверху к середине груди. Поэтому, чтобы обес­печить такое движение (оно наиболее удобное), лист бумаги дач-жен лежать тоже с наклоном, но уже не влево, а вправо.

При этом у учащихся, пишущих левой рукой будет получаться письмо с наклоном влево, т.е. наиболее удобное для письма левой рукой.

Требования учителя к качеству письма леворуких детей, к становлению наклона должны соответствовать их возможностям.

Следует также учитывать, что в I—II классах дети очень под­ражательны. Они хотят быть такими же, как все другие. Поэтому вынужденные писать левой рукой дети стремятся подражать об­разцу, который дает учитель для всех, с наклоном вправо. Но пись­мо с правым наклоном для левой руки очень неудобно, связано с нарушением посадки, с очень неудобным положением ручки в руке во время письма, вызывает замедление темпа письма у этих детей. Поэтому к таким ученикам необходима очень большая чуткость учителя. Для них надо прописывать индивидуально в тетрадях об­разцы букв с наклоном влево.

При этом надо помнить, что при письме левой рукой свет должен падать справа, чтобы тень от пишущей руки не заслоняла написанного. Для этого таких учащихся надо сажать лицом к клас­су. Родителям надо рекомендовать, чтобы эти условия были обес­печены учащимся дома. Положение ручки в руке учащихся, пишу­щих левой рукой, аналогично тому, как ее держат в правой руке: между большим и средним пальцами, указательный придерживает ее сверху; свободный конец ручки направлен влево.

Высота письма

Соблюдение учащимися одинаковой высоты букв на строке и на всей странице создает впечатление аккуратного письма. При выработанном почерке, хорошем письме соблюдение одинаковой высоты букв становится привычным и не требует специального вни­мания пишущего. Однако такая привычка вырабатывается не сра­зу. В начале обучения ученику трудно соблюдать все графические и еще орфографические требования при письме, поэтому в I клас­се вводится разлиновка тетради в две линии. В конце II класса происходит постепенный переход к обучению детей письму в тетра­дях в одну линию.

Разлиновка тетради определяет высоту письма.

При разлиновке в две линии высота строчных букв, не выхо­дящих за строку, равна 4 мм. Размер заглавных букв тоже зави­сит от разлиновки тетради, прописи. Обычно заглавная буква в два раза больше строчной, но детям таких объяснений давать не надо. Если упражнение в письме идет в прописях, где даны образ­ны письма, то детям указывается на образец письма заглавной буквы в прописях. Между заглавной буквой и нижней линией верх­ней строки должно быть небольшое расстояние. Это объясняет учитель, демонстрируя письмо заглавной буквы на разлинован­ной доске.

Разлиновка с расстоянием между линиями строки в 4 мм впол­не доступна для письма детей б—7 лет, что проверено на практи­ке письма детей в нулевых классах и в подготовительных груп­пах детского сада.

Во II классе, а у отдельных детей в конце I класса, раз­линовка начинает стеснять письмо. Такие дети пишут хорошо и несколько ниже, чем верхняя линия строки. При этом они соб­людают линейность, т. е. пишут строчные буквы одной высоты, но как бы ограниченные более низкой линией, чем верхняя линия строки. Это свидетельствует о нарастании скорости и плавности письма, о выработке линейности в письме.

. Переход на письмо по одной линии надо осуществлять сначала на уроках чистописания. Учитель демонстрирует на доске.

Расстояние между линиями строки делится точками на три равные части. Над нижней отметкой ставится еще одна точка. Она и будет обозначать высоту строчной буквы. На этом рас­стоянии ученик ставит несколько точек дальше по строке:

Таким образом, высота строчной буквы в тетради будет равна 3 мм. От двух последних точек ученик начинает опускать вниз на­клонные черты (палочки), затем пишет несколько черт сам и далее пишет до конца строки какую-нибудь букву, лучше букву п или т, поскольку движения при письме этих букв проще осуществлять и легче будет поэтому следить за высотой их письма. На следующей строке мысленно или реально делится расстояние между линиями на три части, пишутся три черты, три буквы и далее слоги пи или ти.

Высота заглавной буквы тоже может быть отработана на от­дельных уроках.

При переходе к письму по одной линии учащиеся сначала не могут писать буквы одинаковой высоты на всей строке. Поэтому в первое время учитель постоянно обращает их внимание на то, чтобы они писали буквы в словах одинаковой и нужной высоты.

Учитель должен помнить и то, что не все дети, даже соблю­дая в своем письме линейность (одинаковую высоту букв на стро­ке), смогут писать буквы требуемого размера. Одни будут писать очень мелко, другие очень крупно. Учитель, конечно, должен до­биваться письма необходимой высоты, но при этом следует учиты­вать индивидуальные особенности детей. Поэтому если у ученика при смене высоты письма резко ухудшается почерк, следует раз­решить ему писать или немного ниже, или немного выше, что не вызовет резкого перехода от уже складывающейся привычки. Такая привычка у детей — писать либо очень крупно, либо очень мелко — обычно проявляется в III или даже в IV классе, когда начинает все больше проявляться индивидуальный почерк. Пом­ня, что главное это четкость, устойчивость почерка, не сле­дует быть чрезмерно настойчивыми к смене высоты письма, если при этом у ученика не нарушаются какие-либо качества письма. Тем более, что в дальнейшем у учащихся все больше будут прояв­ляться особенности индивидуального почерка, что выражается не только особенной формой написания букв, но и определенной высотой письма.

Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 9910; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Похожие статьи:

Как научить своих детей писать грамотно, аккуратно и без ошибок

Еще в дошкольном возрасте родители стремятся научить ребенка основным навыкам — письмо, чтение и счет. Обычно обучение начинается именно с письма. Малыши любят рисовать и пытаются овладеть техникой написания первых букв. Родитель, выступающий в роли учителя, должен знать, как научить ребенка писать правильно и аккуратно.

Как научить ребенка писать буквы

Обычно мамы начинают заниматься с детьми с обучения написанию отдельных букв. Чтобы грамотно провести занятия рекомендую руководствоваться следующими правилами:

  • Учить дошкольника дома курсивному письму очень сложно. Здесь важно все: правильная посадка, умение держать ручку в руке, наклон и другие показатели. Поэтому начинайте обучение с изображения печатных букв.
  • Дети начинают «поддаваться» обучению письму с 4,5-6 лет.
  • Начинайте подготовку ручки малыша с рисования простых геометрических фигур: кружков, овалов, ровных линий.
  • Показывайте на своем примере как правильно писать печатные буквы: с какой стороны начинать и в какую сторону вести руку.
  • Занятия должны быть построены в игровой форме и длиться не более 15 минут.
  • Начинайте с рисования простых элементов: вертикальные палочки, кружки, палочки с плавными закруглениями сверху и снизу.
  • Можно использоваться специальные шаблоны, в которых ребенок сможет обводить буквы по маленьким точечкам.

Приведу примеры полезных шаблонов для обучения написанию печатных букв:

Как научить ребенка писать слоги

После того, как ребенок освоил навык написания печатных букв можно переходить на слоги. Писать по слогам могут дети от 5 лет. Этот навык значительно упрощает обучение в 1 классе. Для того, чтобы научиться писать слоги родителям можно использовать следующие хитрости:

  • Проводите обучение весело! В интернете есть большое количество красочных мультфильмов-видеороликов «по буквам». Просите ребенка нарисовать увиденные буквы и слоги.
  • Начинайте обучение письму с самых близких малышу слогов: МА-МА. Вы увидите сами, как ребенок обрадуется, когда изобразит заветное слово.
  • Не стремитесь быстро привить ребенку любовь к письму. Если малыш отказывается от занятий, перенесите их на другое время.
  • Вы можете приобрести книжки-развивашки для возрастной категории ребенка. Выполнять задания по книге гораздо интереснее.

Не забывайте использовать шаблоны для написания слогов:

Как научить ребенка писать цифры

Главные принципы обучения написанию цифр:

  • Числа дети воспринимают как единый элемент, поэтому обращайте внимание малыша на ключевые моменты в направлении написания цифры, а также на ее элементы.
  • Купите специальную математическую тетрадь. Там будут шаблоны для написания цифр с указанием стрелочкой направления движения руки. Также продаются специальные карточки, по которым можно ориентироваться и тренироваться в письме.
  • Начинать писать цифры лучше всего в тетради в клеточку. Поэтому прежде всего разъясните ребенку все параметры клетки: где находится центр, углы, середины сторон.
  • Поделюсь с вами подробной инструкцией по написанию цифр от 0 до 9:
Лайфхак! Больше всего дети любят писать цифру 8. За счет плавных движений рука как будто скользит по листу бумаги, совершая повороты. Можно начать обучение цифрам именно с нее

Как научить ребенка писать с наклоном

Для обучения письму под наклоном я рекомендую приобрести прописи. Страницы уже разлинованы под необходимым наклоном и можно начать внимательно и аккуратно учиться писать прописные буквы и цифры.

Я подобрала несколько вариантов прописей, которые можно скачать бесплатно:

  • Буква к букве (1 часть)
  • Буква к букве (2 часть)
  • Прописи Леонида Никитина

Просто распечатайте данные материалы и приступайте к занятиям.

Как научить ребенка писать под диктовку

Навык написания под диктовку необходимо постоянно развивать. Поэтому рекомендую устраивать периодические диктанты по русскому языку дома. Уже со 2 класса дети пишут диктанты: буквенные, слоговые и текстовые.

Для совсем маленьких детей проводите диктовку медленно с проговариванием слогов. Для школьников 5 класса уже можно читать текст безотрывно. Проверяйте текст на ошибки и комментируйте каждую из них с подробным объяснением правильного варианта. Однако, не стоит жестко критиковать и ругать ребенка.

Похвалите его в конце диктанта и рано или поздно ваш ученик напишет без ошибок.

Развитию памяти помогает написание изложения. Можно взять простенький текст, состоящий из двух абзацев и зачитать ребенку. Прослушав текст 2 раза, школьник должен максимально подробно изложить на бумаге своими словами содержание рассказа.

Как научить писать ребенка каллиграфическим почерком

Обучение каллиграфическому почерку позволяет ребенку приобрести красивое написание. Основными принципами красивого письма являются:

  • Хорошо развитая мелкая моторика рук.
  • Правильная посадка и крепкая спина.
  • Умение правильно держать письменную ручку.

В каллиграфии главное — это практика. Чем больше ребенок будет писать по прописям, тем легче будет получаться. Начиная с 3 класса, практикуйте метод списывания. Дайте ребенку отрывок из любимой книги и попросите его переписать прописью.

Следите за почерком ребенка независимо от его возраста. Постоянные тренировки помогут ребенку красиво и чисто писать

Как научить писать ребенка левшу

Если у вас ребенок привык большую часть своей деятельности осуществлять левой рукой, то при письме руководствуйтесь следующими принципами:

  • Не следует переучивать ребенка и тем более заставлять писать правой рукой.
  • Левая рука и ручка должны образовывать прямую линию, а правой рукой малыш двигает тетрадь.
  • Левая ручка ребенка должна находиться «под строчкой», а не над ней.
  • Пальцы левой руки должны охватывать карандаш на 3 см выше, чем это делают правши.
  • Линии, которые пишет ребенок должны быть прямыми. Наклоны им придает поворот тетради с помощью правой руки.
  • Не перегружайте указательный палец, он должен быть относительно свободен при письме.

Тренажеры, которые помогут научить ребенка писать

Обучение ребенка письму с помощью тренажеров значительно упрощает процесс. Приведу для примера наиболее известные и популярные среди родителей тренажеры детского письма:

  • Книга «Блокнот-тренажер. Как научить ребенка писать грамотно. 11-13 лет» Шамиль Ахмадуллин.
  • Прописи.
  • В некоторых магазинах продают «ручку-самоучку» для обучения правильному держанию письменного предмета. Например, пишущие инструменты марки STABILO LeftRight.

Научить ребенка писать ровно и красиво весьма непросто, но этот навык один из ключевых для любого школьника. Поэтому подойдите ответственно к процессу обучения малыша и подберите качественные пособия и прописи.

С уважением Екатерина!

Как научить ребенка красиво писать: 3 принципа и 5 способов

Автор: Евгения Климкович

Приветствую всех читателей блога «ШколаЛа» в новой важной теме.

«Как научить ребенка красиво писать?», — над этим вопросом ломает голову не одно поколение родителей младших школьников. «Как курица лапой!» «В тетради грязь!» «Объясняешь, показываешь, поправляешь – а все равно вместо букв какие-то каракули получаются!» Знакомо?  И хочешь ребенку помочь, но вот только как? Что ж, давайте разбираться вместе.

Но только давайте прежде выясним, а надо ли? А может пусть себе ребенок пишет, как Бог на душу положит. Почерк – это же не самое важное в жизни. Тем более, что сейчас во взрослой жизни все в основном на клавиатуре тексты набирают, а не вручную пишут.

Ну так это же во взрослой. А в школе в основном все по старинке, ручки тетрадки и много-много записей. И если ребенок пишет некрасиво и неаккуратно, то ждите снижения успеваемости по всем фронтам. Включая и устные предметы. Ведь учителя географии, истории, биологии тоже хотят видеть в тетрадях чистоту и порядок.

И пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. Чтобы буковка к буковке, циферка к циферке, и все одинакового роста и прям как по линеечке. И тетрадки все хоть на выставку отправляй.

Основные составляющие каллиграфического успеха

Развитая мелкая моторика

Ребенок не сможет нормально быстро и красиво писать, если к этому не подготовлена его мелкая моторика. Мышцы руки должны быть готовы к предстоящим в школе нагрузкам. А для этого их нужно развивать.

Для этого подходят такие задания-развлечения как:

  • рисование и раскрашивание карандашами;
  • лепка из пластилина;
  • конструирование из мелких деталей, например, из конструктора «Лего»;
  • бисероплетение;
  • оригами;
  • работа с ножницами;
  • перебирание круп и т.п.

Этим можно заниматься хоть каждый день и не только моторику тренировать, но и удовольствие получать.

А есть еще и специальные упражнения и игры для развития мелкой моторики. Я подробно рассказывала о них в отдельной статье.

Не обращать внимания на развитие мелкой моторики глупо не только с точки зрения красивого почерка, но и с точки зрения развития мышления, памяти, воображения. А без них в школьной жизни никуда.

Крепкая спинка

Казалось бы, как связаны физкультура и спорт с красивым почерком? Оказывается, связь-то прямая! Ровная спинка, крепкий плечевой пояс, надежная осанка, все это позволит ребенку сидеть за партой или за письменным столом правильно, ровненько.

А поза во время занятия письмом также влияет на почерк. Трудновато будет писать красивые буквы, развалясь на столешнице или согнувшись в три погибели.

Так что, «На зарядку становись!» Ежедневный простой комплекс утренних упражнений приблизит ребенка к красивому почерку. Зарядке на блоге «Школала» посвящена отдельная статья, обязательно почитайте.

Правильная ручка

Ручки бывают разные:

  • гелевые и шариковые;
  • тоненькие и толстенькие;
  • гладенькие и шершавенькие;
  • красивые и не очень.

Какую же выбрать для младшего школьника?

В выборе стоит ориентироваться на физиологию детской руки. Кисти рук у нас пока маленькие, не окрепшие. Поэтому толстые, тяжелые «перья» откладываем в сторону.

Здорово, если ручка будет красивой, но, согласитесь, это не главное.

Вибирая между гелевыми и шариковыми предпочтение стоит отдать последним. Гелевые ручки имеют обыкновение резко перестать писать или царапать бумагу, а также гель очень хорошо размазывается по бумаге.

Стержень ручки должен быть тонким и оставлять за собой аккуратный тоненький след. Покупая ручку в магазине проверьте ее в деле, она должна легко и просто скользить по бумаге, не требуя особых усилий.

Если ручка сделана полностью из металла или пластмассы, то это не самый лучший выбор. Пальцы ребенка будут по ней скользить. Лучше выбрать ручечку, у которой на месте ее захвата пальцами есть специальная резиновая накладка с ребрышками или пупырышками.

Ну и еще, учитель наверняка будет вам очень признателен, если вы откажетесь от ручек с кнопками, которыми можно очень весело щелкать на уроках.

Правильный захват ручки

Если ребенок держит ручку вот так

или вот так

Как думаете, получится у него красиво писать? Может и получится, но только письмо будет очень медленным. Поэтому стоит обратить особое внимание на правильное удержание ручки.

А правильно это как? А это когда ручка лежит на среднем пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге.

Вот здесь и возникают трудности. Ну никак наши маленькие школьники не могут привыкнуть к правильному положению ручки и как только ее не хватают.

К счастью, дорогие родители, есть вполне конкретные способы исправить это положение. Сейчас я вам о них расскажу и покажу. Специально сняли с моим сыном первоклассником Артемом для вас видео.

Способ «Пинцет»

Это упражнение поможет ребенку понять, как надо ее держать, эту непослушную ручку шариковую. Смысл в том, чтобы захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз. Ручка в этом случае сама ляжет в руку так, как нужно. Посмотрите видео.

Прежде чем приступать к выполнению каких-либо письменных работ нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Это будет местом приземления ручки. А на ручке можете наметить с помощью цветного скотча или изоленты нижний предел, за который пальчикам опускаться нельзя.

Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка. Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка. И вуаля! Ручка лежит в руке как надо. Кстати, это еще и мышцы руки хорошо тренирует.

Еще одно отличное и простое упражнение. Сложите обыкновенную салфетку так, чтобы ребенок мог удержать ее мизинчиком и безымянным пальцами прижав к ладошке. Итак, мизинец и безымянный заняты и в процессе письма участие принять не могут. Остаются только правильные «пишущие» пальцы.

Не будем забывать и о спец-приспособлении под названием ручка-самоучка. Это ручка, на которую можно надевать специальную насадку. Насадка чаще всего выглядит как красивая игрушка. Ручку с такой накладкой просто невозможно взять неправильно. Сами мы ее не пробовали, но слышали много положительных отзывов.

Тренажер для правшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Тренажер для левшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Этих пяти способов, если практиковать их постоянно, будет вполне достаточно, чтобы ребенок понял и запомнил как нужно ручку правильно держать.

Хорошо, моторику тренируем, ручку правильно держать учимся. Что еще? Каков третий принцип?

Тренировки

Без постоянных тренировок в этом деле никуда! Тренироваться нужно постоянно, и в процессе подготовки к урокам, и вне этого процесса. Тут вам на помощь придут различные прописи. Для учеников 1 класса можно взять прописи по возрасту, можно даже приобрести дополнительный набор прописей таких же как и в школе.

Ну а для детишек постарше для учеников 2, 3 и 4 класса прекрасно подойдет упражнение на списывание. Просто берете любой текст и переписываете его в тетрадку. Это упражнение, ко всему прочему, поможет ребенку привыкнуть к списыванию. Ведь в школах сейчас не только сочинения, изложения и диктанты пишут, но и периодически проводят так называемые контрольные списывания.

Упражнения на штриховку, обводку и рисование по клеточкам тоже никто не отменял. О них подробнее можно почитать в этой статье.

Всего перечисленного выше, дорогие родители, хватит для того, чтобы сделать почерк ребенка если не каллиграфическим, то хотя бы очень и очень приятным. Да, и еще, советую почитать статью о дисграфии, она может сделать невозможным красивый почерк.

Желаю вам терпения и упорства, а вашим маленьким школьникам успехов в учебе и крепкого здоровья.

До новых встреч, в новых интересных статьях!

Всегда ваша, Евгения Климкович

Как научить ребенка красиво и грамотно писать без ошибок?

Как помочь ребенку овладеть навыком красивого и грамотного письма. Особенности обучения письму левшей.

Борьба родителей за красоту строчек в детских тетрадях отнимает много сил и времени, сопровождается вырыванием листов, многократным переписыванием работ, при этом ребенок теряет веру в собственные силы, занижает свою самооценку, а письмо начинает ненавидеть. Избежать этих проблем поможет правильная подготовка руки ребенка к письму и несколько простых рекомендаций.

Способы и рекомендации научить ребенка писать красиво

В начале обучения дети испытывают огромное физическое и эмоциональное напряжение при написании заданий в прописи или тетради. Положение осложняется низкой выносливостью детей к статическим нагрузкам. Что поможет ребенку научиться писать красиво?

  1. Следите за правильным положением ребенка за столом. Неправильное положение тела, рук или тетради не только негативно сказывается на почерке, но и приводит к сильному мышечному переутомлению и формированию неправильной осанки 
  2. Подберите подходящий пишущий инструмент: оптимальная длина ручки или карандаша — 15 см оптимальный диаметр (толщина) — 5-7 мм

    предпочтительно наличие прорезиненной накладки на корпусе в том месте, где ребенок держит ручку для предотвращения скольжения пальцев

  3. Обратите внимание на правильный захват пальцами пишущего инструмента — это позволит избежать перенапряжения и мышечного спазма и выработать красивый почерк

Формированию правильного захвата способствуют ручки с прорезиненными углублениями для большого и указательного пальцев. Такие ручки бывают для правшей и для левшей.

Специальные насадки-тренажеры помогут ребенку научиться правильно держать пишущий инструментОчень важно хорошее развитие мелкой моторики пальцев. В этом поможет работа с глиной, пластилином, соленым тестом, мелким конструктором, застегивание или расстегивание пуговиц, завязывание шнурков, плетение из ленточек, резинок, бисера.

Как научить ребенка быстро писать буквы и цифры в прописи? Причины медленного письма

Как научить ребенка быстро писать
  1. У детей, имеющих трудности с развитием моторики, координации движений и пространственного восприятия, скорость письма очень низкая. Медленность письма в этом случае является вторичной, проблема разрешается при устранении перечисленных причин
  2. Недостаточная автоматизация навыка письма. На первых этапах обучения письму для ребенка очень важно осознать движение, видеть строку, ее середину, чувствовать расстояние, определять точку начала движения. И в этом периоде темп письма нельзя форсировать, иначе ребенок не успеет зафиксировать правильный способ написания буквы или ее элемента, а «переделать» впоследствии неверный графический навык намного сложнее
  3. Индивидуальная особенность ребенка. Чаще всего такие дети не только медленно пишут, но и медленно двигаются, говорят, одеваются. С такой особенностью скорее нужно смириться, нежели бороться. Медлительный ребенок, которого торопят писать побыстрее, скорее всего, пожертвует качеством написания элементов, что приведет к постепенному закреплению неправильного начертания и плохому почерку
  4. Усталость или снижение работоспособности. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста очень важно соблюдать режим дня, чередовать занятия за партой и перерывы с разминкой или подвижными играми, непрерывная продолжительность работы не должна составлять более 10-15 минут

Оптимальная скорость письма для шестилеток 4-6 знаков в минуту, для семилеток — 4-9 знаков в минуту.

Как правильно научить ребенка писать прописные буквы?

  • Первый этап — подготовка руки к письму. В этом помогут упражнения на развитие мелкой моторики, лепка, рисование, оригами. Отличное упражнение для кисти — суметь одной рукой сделать шарик, скомкав газетную страницу. Можно устроить соревнование между детьми или делать газетные шарики на время
  • Второй этап — штрихование и раскрашивание. Следите при этом, чтобы ребенок правильно захватывал пишущий инструмент (ручку или карандаш)
  • Третий этап — работа в прописях, прописывание точек, прямых и косых линий, крючков, овалов
  • Четвертый этап — написание прописных букв. Вначале буква пишется поэлементно, при этом важно проговаривать название элемента для лучшего осмысления и запоминания

Как научить ребенка аккуратно писать? Проблемы и методы их устранения

Как научить ребенка аккуратно писать
  • Если у букв неправильный наклон или элементы не параллельны. Причиной этому может быть неправильное положение ребенка за столом или невернон расположение тетради
  • Если есть проблемы в выполнении округлых элементов (слишком острые или наоборот, сплюснутые), волнистые или зубчатые прямые линии. Вашему ребенку необходимо укрепить мышцы кисти, совершенствовать мелкую моторику
  • Если ребенок не соблюдает интервалов между словами (слова в строчке скучены или наоборот, расстояния слишком большие), пишет на полях или не дописывает до конца строчки, пропускает строчки, пишет буквы в зеркальном отражении. Это говорит о недостаточном развитии пространственного восприятия

Вместо того чтобы указывать на некрасивые буквы или помарки, используйте позитивную мотивацию. Подчеркивайте самые красивые элементы в строчке и хвалите ребенка за старание. Предложите вместе оценить работу. Выберите самый-самый красивый элемент, и назначьте его королевой или королем, нарисовав над ним корону. Важно не просто восхищаться правильно написанным элементом, но и описать, в чем заключается «красота»: не заходит за линию, красивый овал, плавный крючок и т.д.

Как научить ребенка писать без ошибок?

  • Если ребенок пропускает буквы в словах. Причина кроется в недостаточной отработке фонематического слуха, звукобуквенного анализа слова. Ребенку необходимо при письме вполголоса проговаривать слово по слогам. Полезно больше писать под диктовку, при этом важна систематичность занятий: пусть это будут маленькие диктанты в два-три предложения, но каждый день
  • Если ребенок допускает ошибки на орфограммы, которые ему хорошо знакомы. Это значит, ребенок не умеет применять правило, требуется доведение навыков применения правила до автоматизма: разбирать слова с орфограммами, писать словарные диктанты на то или иное правило или выполнять тренировочные задания, например, вставлять в слова пропущенные буквы и суметь объяснить свой выбор

Особого внимания требуют дети с нарушениями звукопроизношения. Если на письме проявляются дефекты проговаривания, без помощи логопеда не обойтись.

Как научить ребенка писать в широкую линейку?

При переходе к письму в тетради с широкой линейкой ребенок сталкивается со сложностью самостоятельно контролировать ширину, высоту и наклон букв. В результате возникают следующие проблемы:

  • слишком крупные буквы, иногда даже во всю строку
  • зауженные буквы
  • очень мелкие буквы
  1. Не стоит форсировать переход на широкую линейку до полной автоматизации навыка письма в тетради в косую линию
  2. Для плавности перехода предлагайте ребенку прописывать буквы или слова в тетради в косую линейку, но не в рабочей строке, а в широкой пробельной. Она по размеру приближена к строке в широкую линейку, но косые линии дадут возможность контролировать наклон
  3. Сшейте комбинированную тетрадь, чередуя листы в косую и широкую линию. Пусть ребенок сначала пропишет букву в узкой строке, а затем выполнит то же самое на соседней странице в широкой строке. Таким образом, ребенок будет видеть перед глазами пример написания буквы
  4. В первое время соблюдать правильный наклон в тетради в широкую линию поможет лист-зебра в косую линию, который подкладывают под рабочий лист

Как научить ребенка писать на английском языке?

  • Приступать к написанию прописных английских букв можно, когда ребенок усвоил алфавит и написание печатных букв (больших и маленьких)
  • В освоении написания письменных английских букв помогут прописи
  • Специальные английские прописи содержат образцы написания как отдельных элементов — линий, крючков, овалов, так и букв английского алфавита
  • После того, как освоено написание букв английского алфавита, можно приступать к изучению соединений английских букв в словах. Это позволит в дальнейшем увеличить скорость письма

Как научить ребенка левшу писать?

Как научить писать левшу

Для левшей существуют особые правила письма:

  • Тетрадь должна лежать на столе с наклоном вправо, правый нижний угол страницы должен находиться на уровне середины груди
  • Необходимо, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, левая рука свободно перемещалась по странице сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала страницу. В классе леворукий ребенок должен сидеть слева от соседа
  • Пишите буквы по элементам, например, сначала овал, затем наклонная линия, крючок. В промежутках между написанием элементов ребенок сможет расслабить руку и отдохнуть
  • Не торопите ребенка. На начальном этапе формирования навыка письма левша пишет со скоростью 4-6 символа в минуту. Постепенно навыки станут автоматическими и скорость письма увеличится
  • Если ребенок-левша пишет медленно, обратите на это внимание учителя. Пусть ему задают немного меньше заданий. Это будет справедливо, поскольку ребенку-левше тяжелее. Согласитесь, лучше написать одну строчку, но качественно, чем писать много, но как попало
  • Леворукому ребенку бывает трудно ориентироваться в строке: поначалу маркируйте красным карандашом левое поле, а синим — правое. Делайте это до тех пор, пока ребенок не перестанет путать направление и научиться писать слева на право

ВИДЕО: Как научить ребенка писать?

6 способов научить писать красиво и аккуратно ребёнка

Многие родители не могут спокойно смотреть на «творения» своих детей, учащихся в начальных классах. Не помогают ни прописи, ни дополнительные занятия — почерк остается ужасным, буквы расползаются в стороны, не вписываются в строчки, прочитать порой крайне затруднительно, что же написал ребенок. Сегодня обсудим, как научить ребенка писать красиво и аккуратно. Как не срываться на крик и не доводить ни себя, ни юного ученика до слез? Оказывается, способы есть.

Оглавление:

Часто дети аргументируют свой плохой почерк тем, что он им почти не нужен. Ведь практически все в сегодняшнем мире в электронном виде: смс, напечатанные рефераты на клавиатуре и прочее. Но, все равно, красивый почерк еще никто не отменял! Родители должны превратить каллиграфию в увлекательное дело, иначе со временем не смогут разобрать ни одной буквы в тетради своего чада.

5 возможных сложностей при обучении 

Все педагоги и преподаватели согласятся, что читать ребенка научить намного легче, чем красиво писать. Для начала давайте посмотрим, а все ли условия соблюдены для ученика?

  1. Какую позу ребенок принимает, когда пишет? Слишком ли он нагибается над тетрадью? Спина у ребенка должна быть прямой и опираться на спинку стула.
  2. Под ноги можно подставить небольшую скамеечку (если это первоклашка), нужна опора на ноги.
  3. Упор на руку. Если ребенок сидит ровно, то на руку не идет такой сильный упор и нажим, как если бы он сидел, поджав под себя ногу или сильно наклоняясь вперед.
  4. Нагрузка на глаза. Малыш не должен сидеть, низко наклонившись над тетрадью. Если постоянно глаза находятся в напряжении, то впоследствии родители могут столкнуться с ухудшением зрения у ребенка.
  5. В связи с новыми требованиями. Когда ваш малыш только идет в школу, то он, конечно, не привык сидеть часами за тетрадями: у него может начать болеть рука или голова, ему уже неудобно сидеть, хочется встать. Действия еще не доведены до автоматизма, да и занятия письмом еще для малыша непривычны.

Возможно, вам будет интересно Подсказки для родителей как бороться с детскими истериками

Учитывайте эти факторы, помните, что ребенок только учится, а освоить каллиграфию — дело не быстрое и кропотливое.

Учить ли ребенка писать до школы

Психологи единодушны в одном, что любое обучение в дошкольном возрасте должно проходить в игровой форме. Те занятия, которые требуют усидчивости и системности, должны проходить уже в школьном заведении.

  • Если родители учат своего ребенка писать до школы, то скорей всего почерк потом испортится, так как рука еще не окрепла достаточно.
  • Мало кто из пап и мам учился каллиграфии и умеет красиво писать или настолько красиво, чтобы учить других, в том числе и ребенка.
  • Те, кто все — таки учит своего малыша письму до школы, то вполне может освоить эту науку, но, что дальше? Чтобы закрепить знания, нужен навык и постоянная практика, а у маленького ребенка ее нет. Он начинает писать как попало и когда придется. Именно такой неправильный навык может закрепиться. Потом переучить будет крайне тяжело.

Можно сделать вывод, что до школы учиться писать все же не стоит. Не нужно торопиться, ведь всему свое время. И в школе педагоги научат делать это правильно.

Возможно, вам будет интересно Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях — 8 основных правил

Как научить ребенка писать красиво и аккуратно

Сначала необходимо подготовиться самим родителям, потому что от их знаний будет зависеть и желание детей обучаться и спокойно, а, может, и с удовольствием, заниматься учебой. А составляющей этого процесса является аккуратный и красивый каллиграфический почерк.

Возможно, вам будет интересно Что делать, если ребенок не хочет учиться — Формируем мотивацию к обучению

В помощь родителям

1. Приведите место, где ребенок занимается, в порядок. Еще раз посмотрите внимательно: возможно, необходимо отрегулировать стол и стул, за которым занимается ученик. Нужно убрать все лишние предметы со стола (игрушки, книги, которые не относятся к учебе). Стол и стул должны быть устойчивыми и удобными.

2. На столе должна стоять настольная лампа, причем для правшей на левой стороне стола, а для левшей — на правой. Если темно, то включите дополнительное освещение.

Фото. Такие ручки не стоит использовать для письма.   

  3. Отдельное внимание стоит уделить подбору ручки, а лучше иметь их несколько, потому что они имеют свойство постоянно теряться. Ручка должна быть удобной, не толстой и не тонкой для пальчиков. На ней не должно быть кнопок и других отвлекающих деталей. Лучше приобрести несколько штук подороже, чтобы не растекались и писали тонкими чернилами.

4. Последнее время появились специальные насадки, которые надеваются на ручку. Они помогают правильно держать пальцы. Их всего 3 (средний, большой и указательный) и должны они быть на расстоянии 2 — х сантиметров от носика. Когда пальчики слишком близко к носику ручки, то не видно, как соединять буквы и писать их.

5. Еще одна большая ошибка, которая приводит к тому, что начинает болеть рука, причем очень быстро. Необходимо показать и объяснить ребенку, что при написании нужно, чтобы работало плечо, а сама рука и кисть должны быть свободны. Дети же часто очень сильно сжимают пальцы, и чересчур напрягают кисть. Для тренировки можно попробовать пописать мелом на доске или просто в воздухе.

6. Проследите, чтобы рабочая тетрадь лежала правильно. Лист должен быть немного правее середины груди ребенка, под наклоном, чтобы рука свободно двигалась, и не нужно было тянуться, чтобы начать новую строчку. Необходимо еще спросить у учителя, как правильно вести тетрадь: сколько отступать клеточек или линеек после классной работы, между примерами или задачами.

Возможно, вам будет интересно Как легко ребенку выучить таблицу умножения — Супер способы

Вспомогательные задания

  • Чтобы лучше обучить ребенка писать красивым почерком, необходимо дополнительно развивать кисть и тренировать мышцы, развивать мелкую моторику, чтобы буквы получались изящней. Для этого можно предложить ребенку позаниматься на досуге лепкой, рисованием. Только рисовать мелкие штрихи или разукрашивать маленькие рисунки.
  • Можно девочкам предложить заниматься бисероплетением или макраме, а можно вышивкой. Мальчику желательно приобрести конструктор, который содержит мелкие детали.
  • Нужно выбрать занятие, которое малыш будет делать с удовольствием, тогда каждый урок будет в радость. Необходимо придумать такое занятие, которое потребует от ребенка точное выполнение пальцами. Кроме красивого почерка, это может стать хобби и увлечением на всю жизнь.
  • Вы можете с ребенком в написанном им тексте находить красивые буквы и не очень. Самые красивые можно подчеркивать и называть их, например, «красотками», а некрасивые — «страшилками». Потом их подсчитать и посмотреть, каких больше.
  • Некоторые мамы со своими детьми начинают с одной буквы. Стараются каждый день тренироваться хоть по 10 минут, пока буква не начнет получаться, потом приступают к следующей.
  • В случае когда ребенку лучше смотреть и повторять, можно попросить у учительницы в классе несколько тетрадей с самым красивым почерком и сделать ксерокопии. Они должны храниться на столе, все время быть на виду.
  • Не стоит давить и нервничать, чтобы ребенок быстрее или аккуратней писал. Наоборот, хвалите даже за одну красивую букву. Изобразите восторг, когда увидите ее. Притворитесь, что не верите, что так красиво написал ваш малыш.
  • Если ребенок немного ленится и не хочет усидчиво заниматься, то не заставляйте сверх положенного, но объясните, что плохой почерк может привести к проблемам.
  • Когда учитель не сможет прочитать слово, то может подумать, что там есть ошибка. А если это контрольная работа? Писать разборчиво очень важно, об этом нужно повторять почаще.

Интересная программа Как за две недели исправить плохой почерк!!!!!! Смотрите, не пожалеете

Заключение

Плохой почерк — частое явление в наши дни. Поэтому родителям стоит задуматься об этой проблеме еще в начальных классах. Изучите возможные и доступные материалы по каллиграфии, и в игровой форме начните заниматься. Потом ваш сын или дочь втянутся в процесс, и сами будут спрашивать, когда начало занятия.

Приобретите, если есть возможность небольшую доску и мел домой. Можно играть с ребенком в школу. Он с удовольствием выступит в роли учителя, а потом поменяйтесь местами. Также не мешает иметь несколько прописей, где можно тренироваться. Пусть малыш не переживает, если некрасиво получится — это ведь тренировочная тетрадь, а без ошибок невозможно научиться.

Пусть вас не мучает вопрос, как научить ребенка писать красиво и аккуратно. Просто систематически занимайтесь, и результат обязательно появится.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях

Как научить ребёнка писать

sugar-home.ru

Письмо — сложный навык, требующий согласованной работы мышц руки, развитой зрительной памяти, пространственного восприятия, внимательности и усидчивости. Освоить всё это сразу дошкольнику сложно. Поэтому возьмите за правило: немного пописали — отдохнули. Перегрузки плохо сказываются на развитии детского организма.

Не торопите

verywellfamily.com

Исследования показывают , что дети начинают видеть разницу между словами и рисунками уже в три года вне зависимости от того, умеют они читать или нет. Однако в столь раннем возрасте малыши ещё не готовы к письму: их мозг сформирует необходимые навыки только к 5–7 годам.

Проверить готовность к письму можно так:

  • Дайте ребёнку лист бумаги и предложите что-нибудь нарисовать.
  • Попросите закрасить часть рисунка.
  • Если малыш будет постоянно поворачивать лист бумаги и с трудом менять направление линии, значит, он ещё не готов к написанию букв.

Не заставляйте

userapi.com

Если ребёнок не хочет учить буквы, не насилуйте его. Займитесь лучше упражнениями, развивающими мелкую моторику, пространственное мышление и память.

Формального требования «уметь писать» к будущему первокласснику нет. В возрасте 5–7 лет стоит отдать предпочтение подготовке руки к обучению письму в школе.

Марина Суздалева, психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб увлечённых мам»

Подавайте информацию в игровой форме

twimg.com

Не превращайте занятия в обязаловку, а себя — в строгого учителя. Обучение дошкольника должно напоминать занимательную игру.

По словам Марины Суздалевой, необходимо исключить любые отрицательные эмоции, оценки и критику.

Не учите рукописным буквам

o-krohe.ru

Об этом просят родителей педагоги начальных классов. Дело в том, что способы написания букв в учебниках разнятся.

Родители научат соединять и писать буквы одним способом, а требования по программе будут другие. И ребёнку придётся переучиваться.

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов, разработчик пособий для детей, родителей и педагогов

Если у родителей и, главное, малыша всё же есть желание освоить каллиграфию, займитесь отработкой элементов букв. Такие упражнения можно найти в прописях для дошкольников.

Подготовка — 3–5 лет

Развивайте мелкую моторику

Чтобы научиться писать, ребёнку нужно иметь развитую мелкую моторику. Это значит, что он должен без труда манипулировать небольшими предметами и выполнять действия, требующие координированной работы глаз и рук. Например, лепить из теста или рисовать.

Чтобы подготовить руку дошкольника к письму, попробуйте следующие упражнения:

  • Вырезайте фигуры из бумаги по контуру.
  • Рисуйте и раскрашивайте цветными карандашами, фломастерами и красками.
  • Лепите из теста и пластилина.
  • Создавайте аппликации.
  • Собирайте модели из конструктора.
  • Работайте с мозаикой.
  • Вяжите крючком и вышивайте крестиком.

Упражнения нужно выполнять регулярно в удобном ребёнку темпе и совместно со взрослыми.

Кстати, при движении пальцев рук усиливается деятельность лобных и височных отделов мозга, отвечающих за речь: дети с развитой моторикой лучше говорят.

Научите сидеть за столом

Причём до того, как малыш начнёт писать. Потом он будет слишком увлечён буквами и не сможет контролировать своё тело.

Помните, что неправильное положение за столом приводит к нарушению кровообращения и заболеваниям позвоночника, задерживает развитие грудной клетки.

Каждый раз, когда ребёнок сядет за стол, чтобы есть, рисовать, читать или делать что-то ещё, контролируйте его положение.

Малыш должен сидеть прямо, не опираясь грудью на стол. Плечи на одном уровне. Голова немного наклонена вперёд. Расстояние от глаз до стола — не меньше 30–35 см. Руки лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола.

Обе ноги стоят на полу и согнуты в коленях под углом 90 градусов. Левую ногу (если ребёнок правша) или правую (если левша) можно немного выдвинуть.

Depositphotos.com/maia3000

Покажите, как держать карандаш

Для начала возьмите толстые трёхгранные карандаши: на них проще объяснить, как поставить пальчики. Когда перейдёте на круглые, можете воспользоваться тренажёрами-насадками для правильного письма.

Лучше всего показать ребёнку, как вы сами держите карандаш, и ручкой или фломастером отметить на детских пальчиках места, где должен располагаться инструмент.

Некоторые педагоги для улучшения почерка требуют, чтобы кончик карандаша был направлен к правому плечу у правшей или левому у левшей.

Вы также можете сделать простое упражнение. Возьмите карандаш указательным и большим пальцем правой руки в том месте, где заканчивается краска. Левой рукой ухватитесь за противоположный край и переверните инструмент.

Если пальчики съезжают, поправьте их. Переучить ребёнка потом будет очень сложно. Следите, чтобы малыш не сжимал карандаш слишком сильно. В перерывах делайте пальчиковую гимнастику.

Многие педагоги сходятся во мнении, что желательно прививать навык письма с помощью карандаша, а не авторучки. Ребёнок не будет бояться своих ошибок (можно ластиком стереть неудачный вариант), а также научиться контролировать степень нажима.

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Научите ориентироваться на листе бумаги

Ребёнок должен овладеть пространственным мышлением и уметь ориентироваться на листе бумаги. Это поможет ему в дальнейшем считывать размер и расположение буквы на строке, понимать количество входящих в неё элементов, выбирать наклон и размах. Освоить этот навык помогут графические диктанты.

babyblog.ru

Освойте алфавит

Прежде чем писать, ребёнку нужно выучить алфавит и научиться читать. Для этого существует много техник: азбука и буквари, кубики Зайцева, «Складушки» и «Теремки» Воскобовича, динамические кубики Чаплыгина. Выберите способ, который подходит вашему ребёнку.

Обучение элементам и печатным буквам — 5–7 лет

Рисуйте пальчиками

Разучивать буквы можно, рисуя их на бритвенной пене, крупе, рассыпанной на противне, запотевшем стекле, в воздухе, мелом на асфальте или пальчиковыми красками на бумаге. Буквы можно складывать из семян и лепить из пластилина. Проговаривая букву, нужно называть соответствующие ей звуки и вспоминать слова, на неё начинающиеся.

Важно связывать букву с предметом, на которую он начинается. И правильно называть имя буквы и звук, который она обозначает. Например, букву зовут «эм», а звуки — «м» или «мь».

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Пишите элементы букв и цифр в альбоме для рисования

Начните с освоения элементов: вертикальных и горизонтальных палочек, кружочков, овалов и прочих. Задания можно найти в пособиях для дошкольников или придумать самостоятельно.

Нарисуйте образец элемента и попросите ребёнка повторить. Если он ошибается, объясните, почему нужно делать именно так. Для первых опытов лучше завести отдельный альбом для рисования, чтобы ребёнка не отвлекала разлиновка.

Тяжелее всего деткам даются верхний элемент малых букв «в», «б», нижний элемент букв «у», «з», «д», «ц», «щ». Научить писать малую букву «г» сверху вниз, а также крючочки букв «т» и «ш» тоже важно.

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Выполняйте упражнения в прописях для дошкольников

В прописях для дошкольников вы найдёте массу полезных упражнений: «продолжи узор», «дорисуй орнамент», «дорисуй по образцу», «соедини по точкам», «дорисуй по клеточкам», «заштрихуй», «раскрась», «вспомни слово на букву» и многие другие. Благодаря ним ребёнок подготовит руку к более аккуратному письму, выучит написание печатных букв, станет лучше ориентироваться внутри клетки и на строке.

Что можно купить
  • «Готовим руку к письму», Ольга Макеева, 64 рубля →
  • «Развиваем навыки письма», Ольга Макеева, 64 рубля →
  • «Пишем печатные буквы», Ольга Макеева, 64 рубля →
  • «Прописи для дошкольников 5-6 лет», Елена Колесникова, 80 рублей →
  • «Прописи для будущих первоклашек. Рисуем по клеточкам», Олеся Жукова, Елена Лазарева, 99 рублей →

Чек-лист для тех, кто хочет научить ребёнка писать

Письмо — комплексный навык, успешное овладение которым основывается на развитой мелкой моторике, навыках зрительно-моторной координации и зрительной памяти, уверенной ориентации в пространстве. На практике это означает, что ребёнок:

  • Правильно держит ручку или карандаш.
  • Умеет копировать с доски и с листа простые узоры, геометрические фигуры, печатные буквы, написанные крупным шрифтом.
  • Быстро и безошибочно определяет направление, положение в пространстве (право-лево, верх-низ, ниже-выше, вперёд-назад).

Эффективное освоение навыка письма также немыслимо без способности к концентрации и распределению внимания. Всё это касается только «технической стороны» письма.

Параллельно идёт освоение орфографических и грамматических навыков, которые успешно ложатся на развитый фонематический слух, умение выполнять звуко-буквенный анализ слова, широкий словарный запас и грамотную устную речь ребёнка.

Читайте также


Смотрите также

Top