- Данила, рады приветствовать вас в Екатеринбурге! Скажите, во время работы над фильмом, консультировались ли вы с настоящими футбольными тренерами?
Конечно. В первую очередь, на первоначальном этапе, нас поддержал замечательный российский специалист мирового уровня – Леонид Викторович Слуцкий (бывший главный тренер сборной России, бывший главный тренер ЦСКА-Прим.Ред). Также мы общались с тренерами ФНЛ, которые тоже большие специалисты. Например, с Андреем Талалаевым, который тренирует футбольный клуб «Тамбов». Этот клуб нам сильно помог на стадии написания сценария. Нам как раз нужно было место, откуда мы могли черпать информацию и подпитывать свое воображение, идеи. «Тамбов» во многом повторяет историю нашего «Метеора» (Футбольный клуб в фильме «Тренер» - Прим. Ред). А также разговаривали с Георгием Александровичем Ярцевым, Павлом Худяковым (Спортивный директор футбольного клуба «Тамбов» - Прим. Ред.), а куда без них?
- В этой картине вы попытались рассказать не только историю футбольной команды, но и была затронута патриотическая тема? Отношение к сборной России сейчас не очень уважительное…
Мы прекрасно понимали, с чем столкнемся. Конечно, для режиссерского дебюта, слишком непростая, с точки зрения восприятия, тема. С другой стороны, чем сложнее, чем острее темы – тем интереснее. Это отношение я понимаю, оно действительно непростое. Я принадлежу к тем миллионам ( а я убежден, что нас миллионы), которые верят в российский футбол, в российских игроков, в нашу национальную сборную, в отечественный футбол, в наш клуб. ЦСКА вчера чуть было не сотворил сенсацию, выигрывая 2:0 Лондонский «Арсенал». Это говорит о том, что у нас развивается футбол. Да, к сожалению, у нас свои сложности, проблемы, но зависит все не только от игроков, но и от болельщиков. Должно быть встречное движение, нельзя все время находиться в позиции «Ну, давайте, уже побеждайте». Мы должны действовать сообща! Тема патриотизма для меня очень важна. В этой картине я попытался рассказать о своем патриотизме. Когда это не патриотизм, навязанный кем-то, а внутренний, который есть в сердце каждого человека. Я патриот, я люблю свою страну! Но патриотизм – это еще, когда мы восхищаемся не только своими достоинствами, которых у нас очень много, но и понимаем, что у нас есть недостатки, сложности, о которых надо говорить, не бояться этого, работать над ними, делать нашу жизнь лучше, делать самих себя лучше! В этом смысле, город, команда, болельщики, которые в начале истории представляют собой «серый отряд», в конце превращаются в большой клуб и побеждают за счет того, что за ними стоит город и край. Вот этот патриотизм дороже всего! Я пытался о нем рассказать.
- Какие темы еще хотели затронуть в фильме?
Этот фильм для меня, в первую очередь, про любовь. Во всем ее многообразии и величии .Это фильм про свою личную страсть, про свою веру, про то, что все в этой жизни зависит только от нас. Никто не в праве говорить, как вы должны проживать эту жизнь. Один человек имеет способность поменять мир вокруг себя, занимаясь просто своим делом, с преданностью, страстью, энергией. Он аккумулирует ту энергию, которая позволяет объединяться людям и совершать невозможное. Вот об этом, в первую очередь, наше кино.
- Был ли прототип у вашего героя? От чего отталкивались?
Такого реального прототипа не было. Но каждый драматургический перелом основан на реальных событиях. Незабитый пенальти Роберто Баджо в 1994 году (в послематчевой серии, в ворота бразильской сборной – Прим .Ред) Я до сих пор помню пропущенный гол Александром Филимоновым в Футбольном матче Россия-Украина 1999 году, помню невероятный момент, когда Давид Трезеге забивает золотой гол, а спустя 2 года, не забивает решающий пенальти, и их команда проигрывает. Это все драматургические вещи. Что касается болельщиков – для меня это пример сборной Исландии, когда они влюбили в себя всю Европу своими «Ух! Ух!», и никто не помнит,ткто стал Чемпионом, зато все помнят эту страну, которая с такой страстью поддерживают свою нацию. «Лестер», наш клуб «Ростов», который на равных играл с «Манчестер Юнайтедом», - во всем есть реальное. Я все это аккумулировал, собрал, и получилась история.
- Очень восхитили пейзажи, вы снимали в Новороссийске?
Да! Это Новороссийск! Оператор фильма – мой хороший товарищ Федор Лясс, мы с ним работали на нескольких картинах, впервые на «Духлессе», потом на «Хадкоре». Когда я понял, что оператором должен быть Федя? – в фильме у Оли Зуевой (В фильме «Тренер» она также сыграла одну из ролей – Прим. Ред) «На районе», которую мы снимали во Владивостоке. Я выступал в этом фильме, как продюсер и исполнитель одной из главных ролей. После этого, я сделал ему предложение, от которого он не смог отказаться. Федя – большой мастер, у него есть удивительное качество – он не занимается операторским самоутверждением. Потому, что есть очень много больших талантов – авторов, у которых свое представление о том, как должно выглядеть кино, и часто этот идет в разрез с режиссером. Федя не такой, он точно знал и понимал, если я хочу чего-то – то я добьюсь этого. Он точно понимал мое кино в голове, и я точно знал, что требовать от своего оператора, поэтому, у нас так все сложилось удачно. Я не могу не отметить еще одного оператора, который работал на этой картине – это Николай Симченко. Это оператор стоял во многом за камерой, он очень много сделал для создания футбольных съёмок (человек из Фединой команды.) У нас замечательная операторская группа была! А Новороссийск фантастически кинематографический город, я вообще не понимаю, почему там не снимали до сих пор фильмы? Он невероятный! Поверьте, мы ничего не изобретали в том плане, как снять город, чтобы он был красивый, мы просто брали и снимали - закат, город, море. Потрясающий город! В основном, все снимают в Геленджике или в 25 км от него. К счастью для нас, в Новороссийск никто не приезжал! Там потрясающие жители, я очень благодарен этим людям, до слез! Как они поддерживали не существующую команду «Метеор», с какой страстью и преданностью – невероятно.
- На премьере в Москве вы сказали, что особенно гордитесь в фильме людьми. Как подбирался актерский состав. Был ли кастинг?
Я пробовал все своих артистов, конечно. Где-то были пробы, связанные со сценами - я давал текст, мы играли, снимали, я монтировал и смотрел. А как я могу пробовать Андрея Смолякова, Владимира Ильина, Александр Вержбицкого - это большие русские артисты. Нам достаточно было нашего сговора – им очень понравился сценарий, история. Мы просто встречались, разговаривали, у нас происходила настройка организмов, наших аппаратов на дальнейшее путешествие. А молодую команду, включая молодых актрис – Ирина Горбачеву, Ольгу Зуеву, Виталика Андреева – пробовали. Я очень люблю своих артистов, они абсолютные бриллианты, каждый по-своему! Если меня будут пытать: «Ну, скажи, про свой фильм что-нибудь хорошее сам?» Я могу сказать, что актеры, этот ансамбль, который получился сбалансированным потому, что они любили эту историю и отдавались ей.
- А каким были вы режиссером на съемочной площадке?
Главный человек на площадке - режиссер; не может быть актер, продюсер или звезда. Режиссер должен быть абсолютным, как говорят в Америке, «control freak». Тотальный контроль всех департаментов, каждого шага, и это правильно. Наверное, некоторые будут путать с диктатурой, жестким диктатом, но это не хамство, не высокомерие. Я понимал, что кино невозможно без команды. Каждый человек на площадке работает на твой фильм. Эти люди помогают реализовать твои местечковые фантазии. А кто сказал, что они великие? Кроме тебя - пока никто. И эти люди должны идти за тобой, и ты должен благодарить каждого. Чем я горжусь на этой картине – люди. Каждый из них отдавался полностью картине и режиссеру, и материалу.
- Будет клуб «Метеор»? Вам придется его создать!
Когда снимали картину в Новороссийске, мы декорировали стадион. У нас работал потрясающий художник Сережа Агин. Он создал фактически новое пространство, а потом представители клуба «Черноморец» (а стадион, на котором проходили съемки, был центральным, на нем играет «Черноморец») говорят: «Давайте, мы оставим себе все». А мы смеемся и говорим: «Ничего, что у вас название другое?» - Ничего, ничего, мы разберёмся. - И они действительно все оставили. Правда, я не думаю, что там все сохранилось, не на века строилось. Я обязательно задам вопрос представителям новороссийских властей или, может быть, кто-то догадается создать такую команду «Метеор». Очень трогательное название.
- А название придумывали вы?
Название принадлежит Сереже Агину. Мне кажется, название очень крутое! И это вышло случайно. Мы сидели, фантазировали, придумывали стилистику бренда, формы, у всего должно быть своя культура, даже в изображении, эмблеме, все должно гармонично сочетаться со стадионом, городом. Поэтому, такая в духе советского авангардизма, эмблема. Сережа прислал первые наброски, и говорит: – Дань, понимаешь, должно быть название такое, «Метеор», что ли…И так всю неделю, мы говорили: «Ну, что, где там эскизы моего «Метеора»?» Где форма?» И как все это закрепилось, так мы его и полюбили! Это как с названием фильма: я же не хотел называть фильм «Тренер», думал, назову его так, временно. Но как выясняется, что нет ничего более постоянного, чем временное. А что касается московского «Спартака» - это драматургический ход. Столешников – игрок «Спартака», а это великая русская команда, народная, настоящая. И, конечно, наш герой – лидер и капитан московского «Спартака». У меня нет предубеждения к этому клубу, кроме как восхищения. Я знаю лично несколько игроков: Сашу Самедова, Георгий Александрович Ярцев - легенды , которые выступали. И я очень благодарен Леониду Федуну и Леону Измайлову, которые доверили свой клуб, они (Федун и Измайлов) настолько крутые парни, что у них хватает и чувство самоиронии и вкуса для того, чтобы поиграть в эту историю и проиграть несуществующей команде.
- Едва ли не самая важная линия в этом фильме – взаимоотношения с отцом. Какими чувствами эта линия отзывается в вас, и какие переклички с вашим личным опытом?
Спасибо за этот вопрос, для меня это очень важная и дорогая линия. Наверное, я никого этим не обижу, но скажу, часто у нас с нашими близкими, дорогими людьми бывают очень сложные периоды отношений, больные. Эта линия во многом основана на моих отношениях с отцом. Мой папа, слава Богу, жив, и у нас с ним замечательные отношения, все в порядке, но бывали периоды, когда отношения с родителями бывают осложнены какими-то обстоятельствами, событиями. История наших героев, конечно, об их зависимости, невозможности друг без друга, в их любви, какой-то особенной. И замечательно сказал Андрей Смоляков, который потрясающе сыграл отца: «Эта встреча покидающего жизнь и человека, эту жизнь проживающего». Тонко сказано. И она, конечно, для меня является столпом, на котором все держится.
- Насколько было сложно договариваться снимать футболистов – играют Сычев, Евгений Савин, это и комментаторы – Нобель Арустамян, Константин Генич, Денис Казанский?
Невероятно легко. Даже подозрительно просто: «Да, конечно, давай!» Отличные ребята, пахали по 12-14 часов, они очень сильно помогали, были моими консультантами. Когда меня что-то смущало, я мог к ним подойти и спросить: «Пацаны! А так можно, а так бывает? Какую фразу ввернуть, какой жест…?»
- Как вам удалось договориться с «Челси»?
Я попросил встречу с Романом Аркадьевичем Абрамовичем и рассказал ему, все как есть, а он сказал, что поможет. С Контой я тоже общался, но не на уровне фильма, все-таки он другого уровня тренер, и мягко говоря, другой команды, но он очень эмоциональный человек, светлый, приветливый. Куда гораздо больше мы общались с Эденом Азаром, Бакайокой, Давидом Луисом (Футбольный клуб «Челси» - Прим. Ред.). Ему показали картину, и мы потом душевно посидели. Я очень благодарен Роману Аркадьевичу и Марине Грановской, директору «Челси», за их абсолютную поддержку и помощь в организации съемок, потому, что очень сложно снять такую сцену над «Челси». Это беспрецедентная история, потому, что нужно получить такое количество разрешений, прав, договоров с Премьер-лигой! Все это было бы не возможно без их помощи.
- Данила, вы довольны своим режиссерским дебютом? Вы выступаете, как сценарист, продюсер, разработчик спортивных сцен, режиссер. Зачем вам режиссура? Будете ли дальше продолжать работу в этом направлении?
Я понимаю ваш вопрос, понимаю, даже некий скепсис, который есть у людей, он вполне заслуженный и понятный: человек, который не снял даже короткометражки, сразу берется за спортивную драму, масштабный фильм, дорогостоящий, но этот шаг был подготовлен мной сильно заранее. Во-первых, я окончил актерско-режиссерский курс Льва Додина, во-вторых я сделал несколько картин, как продюсер. Мне всегда была интересна режиссура, как новый принципиальный шаг, с точки зрения развития. Мне интересно быть рассказчиком не только как актер. Я не заканчивал кинематографических школ и не очень люблю разговоры про то ,как должно выглядеть кино, какая должна быть структура. Да, это важно, но у меня есть своя школа и свое видение. Поэтому, у меня есть несколько сценариев в разработке, у меня своя компания, которую нужно развивать, и мне самому это жутко интересно. Никогда не забуду, когда мы идем с Пашей Руминовым по Москве (российский кинорежиссер, Данила Козловский снялся в его фильме «Статус Свободен» - Прим. Ред.), пьём кофе из пластиковых стаканчиков, а я ему рассказывал, что хотел сыграть футбольного тренера. Спустя 2 года я сижу в Екатеринбурге и представляю свою картину, а вчера была премьера в Москве.
- Это был тот самый творческий импульс?
Да, это был тот самый творческий импульс. Наверное, это чудо, какая- то крутая вещь, которая мне очень дорога, и я конечно, хочу продолжать. Доволен я или нет – решать вам, слово за зрителем. Я рассказал историю так, как хотел ее рассказать. Она изменялась, потому, что кино очень живой процесс. Что было для меня важно, как для автора и режиссера – в картине есть, а дальше слово – за зрителем.
Смотрите премьеру фильма «Тренер» с 19 апреля в кинотеатре КИНОМАКС!
Диана Гусева