Песочница для песочной терапии


Песочная терапия

Песочная терапия - один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Песочная терапия – это одно из направлений арт-терапии или лечения при помощи искусства, творчества, в данном варианте – терапия с помощью песка.

Основоположники: Шарлотта Бюлер, Маргарет Ловенфельд, Карл Густав Юнг, Дора Калфф.

Какой песок используется: речной, мраморный, кварцевый, цветной, разноцветный, кинетический, снежный, искусственный.

Какие виды работы с песком бывают: 1. Рисование на подсвеченной поверхности, на которой можно создавать «песочные мультфильмы», используя специальный пульт для переключения цветов. Каждый цвет, выбранный клиентом, определяет его эмоциональное состояние на текущий момент. Переключая цвета, мы можем снимать напряжение, возбуждение и уравновешивать свои эмоции; 2. Интерактивная песочница, в которой задаются разные игровые программы, на которые можно накладывать истории-сказки, фигурки-куколки, музыку; 3. Рисование цветным песком на художественных планшетах, в которых выбор цвета фона и цвета песка играют особую коррекционную роль; 4. Спонтанное рисование цветным песком на каком-то фоне; 5. Семейное рисование в группах по 8 человек – дети/родители;

 Считается, что с помощью цвета мы можем выразить наши чувства и эмоции. Когда люди выбирают цвет фона и цвет песка, то происходит работа  с внутренним состоянием, перетрансформация сознания или метаморфоза, превращение, изменение каких-то свойств личности внутри человека. Снимаются стереотипы мышления и видения объектов, происходит психокоррекция. Каждое цветовое поле отражает отдельную зону проблемы человека. Цвета – синий, красный, зелёный,  жёлтый, белый, коричневый, чёрный, голубой, оранжевый и другие. Спектр или палитра вариантов красок большая.

 Существуют медитативные техники работы с цветовой гаммой, которые были известны ещё в древности. Страны, которые использовали их – это Египет, Тибет, Турция. Уже тогда люди рисовали разнообразные фигурки, орнаменты, узоры на водной глади. С помощью таких своих рисунков человек мог расшифровать свои сновидения. ЭБРУ – правополушарное рисование сегодня очень распространено для релаксации и снятия напряжения. Для выполнения рисунка используются турецкие или специальные краски, деревянное шило, веерообразные кисти, салфетки для вытирания кисти и загущенная жидкость, которая налита в небольшую ванночку. Замешивается смесь в равных пропорциях, которая бывает синтетическая и натуральная,  добавление нектара Гевена, растения Астралагус (растёт в Анатолии). По своей консистенции она должна быть вязкой на ощупь. Считается, что плотность воды или её вязкость приближена к состоянию женщины в деторождении (плацента, рождение детей). Вязкость воды способна сохранять качество и форму рисунка. По поверхности воды рисуют красками.

 Как создаётся рисунок: Берётся деревянная палочка, опускается в краску, держится  в руке параллельно воде, и прямо по поверхности воды ставятся точечки, капельки, затем вытирается «кисть» салфеткой, выбирается другой цвет, и ставится в эти же точечки, и так несколько раз, образуются круги из цветов. Потом палочкой их соединяют между собой, в каждом разноцветном круге точечки,  и проводят ею по всем капелькам на поверхности воды. Таким образом, можно сделать прямо на водной глади разные узоры, завитки, спирали, цветочки, орнамент. Что интересно, так это то, что рисунок не растекается, так как загуститель держит его вид, форму.  Затем в  воду опускается лист бумаги (любой, обычный, синтетический) и узорчатая краска отпечатывается на его поверхности. Подобные украшения можно создавать: на керамике, на сумках, на одежде, на вазах, на шкатулках и т. п.). Рисунок легко переносится и не стирается, так как краски водостойкие. Турецкие краски наиболее подходящие для этого процесса.

Воздействие песочницы: юнгианская (небо/вода – голубые борта и земля – жёлтый песок) – дети/взрослые в группах; чёрно-белая (показывает контрастность состояния, поведения, настроения) – полярность, внутриличностные конфликты, принятие решений; на подсвеченных столах рисуют пальцами обеих рук, кулачками и ладонями (ручной интеллект, подготовка детей к школе) – включение  в работу обоих полушарий головного мозга; цветовая песочница поможет человеку выразить (объяснить) своё эмоциональное состояние, свои чувства без слов; переключая цвета при помощи пульта можно снизить возбудимость, агрессивность клиента, подобрав фон, который его успокоит; массажный эффект песка на подушечки пальцев; соединение: массаж ладоней+цвет+музыка и релаксация/медитация; с помощью кинетического песка можно создать (вылепить фигуры) эксперимент, над которым нужно работать  в своей жизни (песок мягкий, подвижный);

 Обычно клиенту нужно 1- 1,5 для того, чтобы прийти к нужному пониманию своей проблемы (описать свои чувства). Работа с песком сокращает потребность клиента много говорить о себе (рассказывать всю свою жизнь), и застревать на каком-то действии. Песок позволяет своевременно завершить действие и скорректировать его. Соединение мак-карт  и песка позволяют клиенту понять то, над чем нужно работать, какие знания находятся в одном положении, почему ступор, куда двигаться дальше, какое решение нужно принять сейчас, и даже отследить временные границы реализации какого-то события.

Игры могут быть: на песке, с песком, в песочнице.

В игре всегда есть правила, а  в терапии клиенту позволено делать то, что он хочет.

Задачи работы: дидактические,  развивающие, обучающие, коррекционные (логика, математика, пространство, по образу создание и без него, проективные тесты, диагностика, терапевтический анализ, работа со страхами, с адаптацией в социуме).

Для выполнения упражнений понадобится: сухой, мокрый, цветной, кинетический песок.

Песочница - деревянный поднос,  размер которого 50 х 70, можно использовать голубого цвета тазик или ванночку, песок, вода и фигурки-игрушки.

Инструменты для работы с песком: воронка, сито, лопатки, камешки, трубочки, фигурки и т. п.

Главная идея работы с песочницей - это создание свободного, защищённого пространства, в котором клиенты  (дети/взрослые) могут создавать и исследовать свой мир.

Можно создавать цветным песком: мандалы, узоры, украшения.

Групповая и индивидуальная работа.

Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа). Совместная работа – взрослый и ребёнок способствует установлению контакта друг с другом.

Развивающие игры на песке:

- Расстановка фигурок (куколок, героев) на песке, выбор ведущего персонажа, посредника между детьми и взрослыми (фея, гном, набор человечков), проигрывание сказки на песке – участники взрослые и дети;

- Поиск предметов, создание «секретиков», отпечатков пальцев – участники дети от 2-х лет и родители;

- Педагогическая песочница (обучение детей).

Два подхода к работе с песочницей:

  • Sandplay - история, сказка, её путь-развитие, терапия игрой (дети/взрослые).
  • Sandtray - расстановка фигурок на песке, экологический, краткосрочный психоанализ (для взрослых).

Примеры названий проективных игр: «Моя семья», «Мой дом», «Мой мир», «Мои друзья», «Сказочные сюжеты» и т. п.

Тайна выбора цвета: черный цвет (страх, тайна), коричневый цвет (депрессия), серый цвет (грусть), желтый цвет (достижение цели), красный  цвет (активность, импульсивность), фиолетовый цвет (материнство, фантазия, сказка), зелёный цвет (саморегуляция организма), синий цвет (холодность, спокойствие), оранжевый цвет (жизнерадостность).

 Песочная терапия способствует самоисцелению человека, помогает восстановить его психическое, физическое  и эмоциональное  здоровье, дарит радость от возможности поиграть с песком.

 

Желаю Всем Здоровья  и Благополучия!  

Деревянная песочница с крышкой | "Чудо-песочница"

 Если вы думаете, что игры в песочнице – это исключительно летняя забава, вы будете приятно удивлены нашими ЧУДО-песочницами с крышкой, которые вы можете установить прямо у себя дома! Наши товары – это богатейшее разнообразие творческих вариаций, среди которых вы найдете как стандартные компактные песочницы с цветным дном и чистым песком, приятным на ощупь, так и настоящие сказочные миры, помещенные в небольшую площадь песочницы. 

Выбирайте!

 В нашем Интернет-магазине вы сможете подобрать домашнюю песочницу выполненную из фанеры, а также различные виды разноцветного песка, идеально подходящего для песочной терапии. В каталоге можно подобрать песочницы разных размеров, поэтому вы можете не переживать по поводу того, впишется ли такая игровая зона в ограниченное пространство комнаты.

 Если вы хотите поместить песочницу не на пол, а выполнить ее в виде возвышенного стола, то в нашем каталоге вы сможете приобрести телескопические ножки, которые регулируются по длине и помогут создать для песочницы устойчивое и удобное основание. 

Песочная терапия для детей: занятия, программа, игры с кинетическим материалом в детском саду

Со времён Карла Юнга европейская практическая психология уделяет особое внимание такому методу, как песочная терапия. Было доказано, что разнообразные игровые занятия с песком и водой способствуют коррекции психосоматических нарушений у детей и взрослых. Песочная терапия развивает психомоторные навыки, пространственное мышление, речь, воображение и творческие способности малыша, кроме того, пробуждает интерес к познанию самого себя и окружающего мира природы. В последнее время эта методика стала востребованной в детских садах и активно применяется педагогами в работе с дошкольниками во время прогулок, плановых занятий и игр.

Значение занятий с песком в ДОУ

Использование метода песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как в сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестаёт удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.

В. Андреева, песочный терапевт, юнгианский аналитик

Песочная терапия — это одно из направлений арт-терапии, включающее все занятия, связанные с песком:

  • сюжетно-ролевые и развивающие творческие игры с обычным песком;
  • проективные игры в юнгианской песочнице, направленные на диагностику, коррекцию, носящие терапевтический эффект;

    Сюжетно-ролевые и развивающие творческие игры в песочнице способствуют развитию личности воспитанников

  • песочная анимация на специальных столах с подсветкой;

    Песочная анимация на специальных столах с подсветкой увлекает детей своей необычностью

  • создание картин композиций на ватмане или подносе с использованием цветного песка, круп, природного материала;

    Создание композиций на ватмане или подносе с использованием цветного песка требует аккуратности и точности движений

  • лепка различных фигурок и формочек, конструирование построек и целых песочных городов из кинетического песка.

    Кинетический песок хорошо держит форму и в то же время обладает высоким показателем сыпучести

Ведущей целью песочной терапии является создание благоприятных условий для гармонизации психического состояния и личностного роста ребёнка.

Задачи

Реализация задач песочной терапии носит комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных направлений и приёмов обучения и развития:

  • Игровое:
    • театр на песке — разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов;
    • сюжетно-ролевая игра, построенная на творческом самовыражении детей;
    • дидактическая игра, например, с помощью палочки можно нарисовать буквы, написать цифры, пересыпая песок из ёмкости в ёмкость, познакомиться с понятием объёма.
  • Эмоционально-психологическое:
    • стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении;
    • приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга;
    • формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.
  • Сенсомоторное:
    • знакомство со свойствами песка и воды, другими объектами предметного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное, слуховое и звуковое восприятие;
    • развитие пространственного восприятия, изучение признаков предметов опытным путём (цвет, величина, форма);
    • формирование мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза;
    • развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, совершенствование пространственной координации в процессе моделирования и конструирования игровой площадки.

      В процессе игр с песком происходит знакомство со свойствами песка и воды посредством экспериментально-исследовательской деятельности

  • ФЭМП:
    • формирование начальных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, объёме, пространственных и временных понятиях;
    • овладение первичными навыками счёта и измерения.
  • Речевое развитие:
    • обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со взрослыми;
    • развитие навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком;
    • формирование грамотной диалогической и монологической речи посредством театрализованной игры с фигурками на песке;
    • совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями.
  • Художественно-эстетическое — стимулирование раскрытия внутреннего потенциала ребёнка, развития фантазии и творческого мышления посредством:
    • рисования на песке;
    • технического и художественного конструирования из кинетического песка.

      Рисование песком раскрывает внутренний потенциал ребёнка, развивает фантазию и творческое мышление

Противопоказания к использованию метода песочной терапии:

  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
  • склонность к лёгочным и аллергическим заболеваниям;
  • нарушения кожного покрова (травмы и порезы).

Видео: песочная терапия для детей

Занятие с песком в детском саду

Занятие с песком может проводиться воспитателем в образовательных и развивающих целях, а также педагогом-психологом, специалистом-логопедом с целью диагностики эмоционального состояния малыша или в рамках коррекционной программы.

Младшая группа:

  • «В гостях у Песочной Феи» — формирование сенсорных эталонов, навыков практического экспериментирования с различными предметами.
  • «День рождения Машеньки» — знакомство со свойствами мокрого песка, используя приёмы лепки.
  • «В стране песка» — обогащение тактильного опыта и экспериментальные игры с песком.
  • «Путешествие малыша-осьминога» — развитие образного мышления, стимулирование проявления чувства эмпатии.

На занятиях дошкольники знакомятся со свойствами сухого и мокрого песка

Средняя группа:

  • «Знакомство с песочным человечком» — воспитание уважительного отношения детей друг к другу.
  • «Чувствительные ладошки» — создание комфортной эмоциональной атмосферы с целью стабилизации психологического состояния.
  • «Две песочные страны» — формирование социальной компетенции детей, укрепление психического здоровья, развитие творческих, познавательных способностей и речи.
  • «Озеро исполнения желаний» — формирование навыков оценки и самооценки, доброго отношения друг к другу, желания эмоционально поддержать и помочь товарищу.
  • «Путешествие солнечного лучика» — развитие навыков составления связного рассказа посредством решения творческих задач во время игр с песком.

Игры с песком способствуют созданию комфортной эмоциональной атмосферы и стабилизации психологического состояния детей

Старший дошкольный возраст:

  • «Волшебный песок» — формирование позитивного эмоционального фона с помощью игровых упражнений с песком.
  • «Морское путешествие» — снятие психоэмоционального напряжения методами песочной терапии (рисование и лепка), обучение приёмам релаксации, закрепление знаний на морскую тематику.
  • «Ладошки на песке» — развитие эмоционально-волевой сферы посредством коммуникационных игровых упражнений.
  • «Путешествие песочного колобка» — коррекция звукопроизношения посредством снятия эмоционального напряжения методами песочной терапии.
Таблица: примерные сценарные варианты для занятий с песком в разных группах

План занятия

  • Организационная часть, мотивация и ритуал «входа». Ритуал «входа» включает приёмы, способствующие развитию чувства единения, созданию благоприятного психологического настроя, например, встать вокруг песочницы, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться, прочитать волшебное заклинание, передать по кругу «волшебный» колокольчик, игрушку или красивый стеклянный шар и т. д.

    Яркое, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой

  • Основная часть — непосредственная работа с песком, игры, символическое путешествие, задания и упражнения по релаксации или с целью интеллектуального и творческого развития ребёнка.
  • Итоговая часть (рефлексия, ритуал «выхода») — дети символически забирают с собой всё важное, с чем они познакомились во время сказочного путешествия в песочную страну. Занятие может закончиться каким-либо традиционным символическим жестом или действием, например, прикладыванием раскрытой ладошки к сердцу, построением башенки из кулачков — метафоры дружбы и взаимопонимания. Проводя анализ занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется мнением воспитанников по поводу проведённых игр. Ориентировочные вопросы для рефлексии:
    • Расскажите, где мы сегодня побывали?
    • Что вы там делали?
    • Каким был песок?
    • В чём отличие влажного песка от сухого?
    • Какое у вас настроение после путешествия, что нового вы узнали?

Мотивационное начало занятия

Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания маленьких воспитанников педагог во вводной части занятия обычно использует богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:

  • сюрпризный момент — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа (игрушка или видеообращение), любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну.
  • стихотворения и загадки;
  • игры;
  • познавательные беседы;
  • проблемные ситуации;
  • музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрацию презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

Идеи для сюрпризного момента могут быть разнообразными.

«Снеговичок и лето»

Под музыку холодного ветра прилетает Снеговичок из Королевства Снежной королевы (воспитатель в костюме) на белом и пушистом снежном облаке (воздушный шарик белого цвета). «Доброе утро, малыши, зимний ветер домчал меня к вам. В своём ледяном королевстве я слышал о странном солнечном и тёплом лете, но так и не понял, почему все с таким нетерпением ждут его и восторженно встречают предвестницу лета, весну. Вот и отправился в далёкое путешествие к вам в гости, чтобы вы рассказали мне о лете».

«В поисках Золотой Рыбки»

Педагог рассказывает детям, что утром случайно обнаружил морскую ракушку, а внутри — записку. Письмо прислал Дельфин, который просит помочь найти Золотую Рыбку. Ребята надевают символические волшебные костюмы водолазов-подводников и отправляются в путешествие.

Таблица: примеры стихотворений для занятий с песком

Проективные игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

В силу ограниченного словарного запаса малышам трудно проговаривать свои внутренние волнения, глубокие переживания, поэтому скрытая психологическая проблема переходит на уровень тела и проявляется как психосоматическое заболевание (астма, заикание, энурез и т. д.) либо девиантное поведение (повышенная агрессивность). Психологи убеждены, что в подобных случаях важно помочь малышу проиграть свою травмирующую ситуацию, спроецировав её вовне и освободившись от гнетущего стресса. Анализируя детские фантазии, наблюдая за поведением ребёнка в условиях игры, взрослые учатся расшифровывать тайные сигналы детской психики и адекватно на них реагировать. Такие игры получили название проективных и занимают важнейшее место в работе практикующих психологов и педагогов, желающих помочь своим воспитанникам.

Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие её к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом. Такая яркость и образность метода, включающего в себя самостоятельную и никем не навязанную игру ребёнка с песком, дополняется сопровождающими вопросами и комментариями особого рода со стороны терапевта.

М. И. Прилуцкая — клинический психолог (МГУ им М.В. Ломоносова)

«Моя семья»

Ребёнку предлагают проиграть сцену вечернего досуга в кругу семьи. Он самостоятельно выбирает предметы-заместители, символизирующие каждого близкого родственника, затем размещает членов семьи в произвольном порядке. Расспросите ребёнка, почему именно этот родственник занимает самую значимую позицию в центре, каковы взаимоотношения его с остальными персонажами, кто в семье себя ощущает наиболее комфортно и почему. Анализ композиции, составленной ребёнком, откроет много нового и интересного.

«Сказочные истории»

Предложите ребёнку построить собственное сказочное королевство и населить его позитивными и негативными героями. Сам ребёнок играет роль отважного борца со злыми силами. Дошкольник самостоятельно придумывает сюжет, подбирает игрушки и предметы, создаёт декорации, управляет персонажами, проговаривая слова героев сказки. Такая игра помогает ребёнку раскрепоститься, почувствовать себя более уверенным, осознать, что в сказочном мире у него есть право выбора. Здесь он могущественен и может изменить любую ситуацию, понять, наконец, что безвыходных положений не существует. В реальной жизни пережитый опыт придаст уверенности, сделает малыша менее тревожным и более счастливым.

«Мои друзья»

Взрослый задаёт ребёнку игровую ситуацию, например: «во дворе», «в детском саду», «на дне рождения», «в игровом центре» и т. д. Дошкольник выбирает фигурки, даёт им имена. Может оказаться, что ребёнок проигрывает предложенные ситуации исключительно с воображаемыми персонажами, без участия реальных людей. Такая ролевая игра приоткроет занавес над скрытыми проблемами в общении со сверстниками. Разрешая конфликты в процессе игры, ребёнок приобретёт полезный опыт для преодоления трудностей в реальной жизни.

«Волшебные узоры»

Нарисовать кончиками пальцев, костяшками, кулачками, раскрытыми ладошками и ребром ладони разнообразные узоры, затем вообразить, на что они похожи. В причудливых линиях и оттисках ребёнок может увидеть сказочную птицу, следы невиданных зверей, дуновение ветра или танец цветов.

«Водопад из песка»

Пусть поначалу это будет робкий дождик, затем усиливающийся дождь польётся из обеих ладоней, наконец, перейдёт в мощный ливень из детского ведёрка. Такое упражнение поможет сформировать у ребёнка открытое, добродушное отношение к миру, преодолеть страхи и тревожность.

Упражнение «Водопад из песка» поможет ребёнку преодолеть страхи и тревожность

Упражнения для знакомства с песком для самых маленьких

  • Плавные линейные, волнообразные, круговые скольжения ладонями по поверхности песка, как на саночках, коньках, лыжах, машинке.
  • Показать пальчиками, как бегают паучки, скользят и сворачиваются в клубок змейки.
  • Повторить те же скользящие движения рёбрами ладошек и попросить малыша отметить разницу в оттисках, рассказать о своих ощущениях. Модель поведения взрослого имеет скорее направляющий характер, а не назидательно навязчивый, для поддержания интереса к занятию полезно подбадривать и вдохновлять малыша похвалой. Взрослый может задавать наводящие вопросы, например: Какой песок? Тёплый? Сухой? Приятный? Мягкий? и т. д.
  • Набрать песок в кулачки, медленно разжать и высыпать, рассказать, на что это похоже (ручеёк, дождик, ливень и т. д.).
  • «Спрятать» ладошки малыша в песок, а затем с вопросом «где же наши ручки?» радостно «найти» и откопать.
  • Проиграть кончиками пальцев по песку, как по клавиатуре музыкального инструмента.
  • Положить открытую ладошку ребёнка на песок. Взрослый высыпает песок, а малыш с закрытыми глазками прислушивается к своим тактильным ощущениям и указывает, на какой пальчик льётся дождик из песка.

Таблица: развивающие и образовательные игры и упражнения с песком

Эксперименты и опыты с песком и водой

На рабочих столах стоят ёмкости с песком, педагог предлагает рассмотреть песок в лупу и провести интересные и познавательные опыты.

Дети рассматривают песок и проводят интересные и познавательные опыты

«Камень и песок»

Дети высыпают камушки в первую ёмкость с водой (стаканчик, детское ведёрко), а песок во вторую ёмкость и приходят к выводу, что камень тяжелее песка, поскольку он быстрее опускается на дно.

«Сухой песок»
  • Дети прикасаются ладошками к песку и делятся своими ощущениями (ласковый, тёплый, нежный, мягкий, сыпучий). Педагог предлагает отыскать спрятанные в песочнице игрушки. Вывод: песок легко копается, поэтому в нём удобно что-либо прятать и закапывать сокровища.
  • Ребята пытаются сформировать пирожки из сухого песка и убеждаются в том, что это сделать очень сложно, поскольку песок рассыпается и не держит форму. Вывод: сухой песок не лепится.

Практическое знакомство со свойствами сухого песка приводит детей к заключению, что он не лепится

«Вода и песок»
  • Дети поливают песок водой и замечают, что вода очень быстро уходит в песок. Вывод: песок с лёгкостью впитывает воду.
  • Одну треть ёмкости с водой засыпать песком, после гимнастики дети сливают воду и замечают, что песок остался на дне. Вывод: песок не растворяется в воде.
«Песочная кулинария»

Из увлажнённого песка дети лепят пирожки и тортики и получают наглядное подтверждение тому, что смешанный с водой песок прекрасно передаёт и сохраняет форму. Вывод (формулирует педагог): вода вытесняет воздух между песчинками и грани плотно скрепляются, поэтому мокрый песок держит форму.

«Кирпичики»

Педагог смешивает песок, воду и добавляет немного цемента, из получившейся массы формирует кирпичик, затем демонстрирует сделанный накануне кирпичик с добавлением цемента. Вывод: цемент помогает сохранять форму очень долго, поэтому такой материал издавна используют при строительстве мостов, дорог, домов.

Во время экспериментальной деятельности дети изучают свойства песка, земли, воды и глины

«Поймай предмет»

Дети с помощью магнита «ловят» металлические предметы на удочку с магнитиком вместо крючка.

Таблица: конспект занятия «Игры с песком» в старшей группе

Видеоматериалы по проведению занятий с песком в ДОУ

Представленные видеоролики помогут педагогам ознакомиться с опытом коллег в данном направлении и взять на вооружение методы и приёмы работы, а родителям воспитанников — понять, как именно проходят занятия с песком в детском саду.

Видео: занятие с песком в первой младшей группе

Видео: занятие с кинетическим песком в младшей группе

Видео: занятие педагога-психолога «Знакомство с песком»

Видео: игры с песком в летний период

Зона песка и воды

Специально оборудованная зона для игр с песком и водой создаёт необходимые условия для эмоциональной разгрузки психики малышей, самостоятельного детского экспериментирования, знакомства со свойствами материалов. Центр должен располагаться так, чтобы детям был открыт доступ к песочнице со всех сторон и в нём было легко проводить уборку.

Центр должен располагаться так, чтобы детям был открыт доступ к песочнице со всех сторон

Комплектация центра:

  • песочница;
  • контейнеры с песком и водой для индивидуальной работы;
  • игрушки, совочки, палочки, грабельки, ведёрки и формочки для лепки;
  • лейки, сачки, черпачки;
  • непромокаемые фартучки.

Центр должен быть расположен рядом с умывальной комнатой, а все ёмкости — достаточно мобильны.

Центр можно оборудовать с помощью специальных портативных контейнеров с песком и водой

Материалы и оборудование для песочницы:

  • Деревянный водонепроницаемый ящик, корпус которого внутри и снаружи окрашен краской синего цвета. Выбор цвета неслучаен, поскольку он символизирует водную стихию и небо и оказывает умиротворяющий эффект на психику ребёнка. Оптимальные размеры коробки для 1–3 детей с учётом возможностей горизонта зрительного восприятия должны быть 50 на 70 см.
  • Чистый, просеянный, мягкий, сыпучий речной или морской песок с крупинками среднего размера. Он заполняет 2/3 объёма ящика.
  • Коллекция мелких резиновых и пластиковых игрушек (до 8 см) для игр:
    • человечки, сказочные персонажи, популярные мультяшные герои и куколки;
    • фигурки диких, домашних, доисторических животных из тематических коллекций, приобретённых в магазине, миниатюрные игрушки из «киндер-сюрприза», пластилиновые скульптурки, изготовленные собственными руками;
    • транспорт (машинки, поезда, самолёты);
    • постройки (домики, башенки, заборчики, мостики);
    • детские игровые наборы посуды, мебель для кукол.
  • Природный и бросовый материал: камушки, ракушки, веточки, листья, цветочки, пуговки, монетки и т. д.

Для игр в песочнице понадобятся мелкие игрушки и природный материал

Видео: оборудование для игр с песком

Таблица: рабочая программа занятий по песочной терапии

Арт-терапия — самый результативный и оригинальный способ психологической работы с детьми. Песочная терапия способствует решению стратегических задач по обеспечению социальной успешности, сохранению психического здоровья и коррекции эмоционального состояния маленького человека. Занятия в детском саду с элементами песочной терапии нацелены на формирование чувства защищённости у ребёнка, раскрытие его внутреннего творческого потенциала, развитие самосознания и освоение практических приёмов самотерапии.

Песочная терапия дома: готовим материалы своими руками! |

Песочная терапия – очень интересная методика. С ее помощью можно скорректировать некоторые особенности поведения ребенка. К примеру, такая терапия поможет:

  • улучшить речевое развитие малыша;
  • ускорить адаптацию к детском саду;
  • сделать малыша более общительным и открытым;
  • лучше контактировать с чужими детьми и взрослыми;
  • снять внутреннее напряжение, побороть конфликты с самим собой.

Удивительно, что обычное копание в ящике с песком – а ведь именно так воспринимается песочная терапия многими взрослыми – способно на такие чудеса. Всё это возможно, если с вашим ребенком будет заниматься квалифицированный психолог, который специализируется на подобных методиках. Но и вполне здоровым деткам, имеющим лишь небольшие проблемы с адаптацией к детскому коллективу или плохо развитую речь, поможет даже песочная терапия в домашних условиях. Об этом мы с вами и поговорим.

Я подготовила небольшой мастер-класс о том, как своими руками сделать ящик для песочной терапии – основной инструмент этой методики. Итак, приступим.

Как сделать ящик для песочной терапии своими руками

1. Классические требования к ящику для песочной терапии таковы. Он должен быть деревянным, размерами 50×70 см и высотой 8 см. Это оптимальное соотношение, на которое следует ориентироваться. Однако ввиду небольшого жизненного пространства, которое не хочется захламлять еще и огромным деревянным ящиком, я решила обойтись чем-то более компактным и использовала крышку от коробки для офисной бумаги. Дешево и практично – то, что надо для песочных игр на балконе! 2. Ящик или, как его более правильно называть, поднос для песочной терапии, красим в голубой цвет. Это занятие я поручила дочке – ничего сложного, а у меня появилось целых полчаса свободного времени! Почему именно голубой цвет? В цветотерапии считается, что он успокаивает и способствует обретению гармонии. Кроме того, голубой фон дает возможность моделировать в игре окружающую среду – воду и небо.

3. Поскольку песочная терапия предполагает работу не только с песком, но и с водой, поверхность ящика нужно сделать водонепроницаемой, иначе наша картонная коробка станет непригодной после первого же занятия. Я использовала тонкую и прозрачную строительную пленку. 4. Обрезала ее по размерам коробки, учитывая «припуски», или как их еще назвать 5. Края пленки приклеила скотчем по бокам коробки. Можно, в принципе, и к донышку приклеить, но я решила не заморачиваться. 6. И засыпала песок – предварительно просеянный и прокаленный на сковороде. Песок морской, мы принесли его с пляжа. В идеале количество песка должно быть таким, чтобы он заполнил коробку на 1/3 по высоте. 7. А теперь самое интересное – выбираем игрушки! Ведь основной смысл терапии – это не просто пересыпание песка с места на место, а моделирование различных ситуаций и реализация пространственных фантазий. Ребенок представляет, что его песочница – это целый мир, и играет в соответствии со своими представлениями. Стимулируйте малыша рассказывать о том, что он строит или построил, можно давать конкретные задания («построй город своей мечты» и т.п.).

Обязательно привлекайте к поиску игрушек и самого ребенка. Пусть он выберет из своих запасов мелкие пластмассовые или резиновые игрушки – животных, машинки, материал, который может служить основной для строительства игрушечных зданий (небольшие коробки, конструктор и т.п.), кукол, зверушек.

Тем, кто хочет получить от песочной терапии нечто большее, чем просто несколько свободных часов для себя и полезное занятие для ребенка, лучше ознакомиться с возможностями песочной терапии на специализированных сайтах.

Будьте готовы к тому, что ваш дом после таких занятий станет напоминать небольшой песчаный пляж. Поэтому лучше ограничивать занятия конкретной территорией (в идеале — балкон или лоджия).

8. А вот и мой ребенок, увлеченный игрой. Дочь занята готовкой – делает мороженое из песка для любимой мамочки!

Песочная терапия на световом столе для детей

ирина волкова Песочная терапия на световом столе для детей

Песочная терапия

на световом столе для детей.

Практические занятия играют компенсаторную роль в развитии основных процессов познания и мышления. Вовремя их проведения дети сравнивают реально воспринимаемые предметы с имеющимся у них представлением. Зрительная память помогает воссоздать образ предмета или явления по словесному описанию, для чего используются яркие, образные выражения. Связь зрительных представлений с речью способствует усвоению детьми знаний и выработке умений. Двигательная активность оказывает большое влияние на формирование головного мозга, психофизические, сенсорные, интеллектуальные и мыслительные возможности ребенка. Особое значение имеет развитие тонкой моторики кисти, именно поэтому в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения весьма эффективен метод песочной терапии.

Это универсальная форма обучения, позволяющая одновременно реализовывать два направления: восстанавливать, компенсировать и корректировать глазодвигательные, зрительные и психические функции.

Опыт показывает, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная терапия может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений. Игры и упражнения с использованием песочной терапии, проводимые в малой группе (2-4 ребенка, развивают коммуникативные навыки и социальную активность.

Графическое изображение - оно подчеркивает главные, характерные черты объектов и опускает второстепенные, несущественные. Входе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребенка постепенно складываются образы предметов, формируется эмоциональное отношение к ним. Графическое изображение оказывает благотворное влияние на развитие интеллектуальной сферы. Рисование пальцами обеих рук по песку, сопровождающееся сенсорными ощущениями, способствует активной работе, как левого, так и правого полушарий, раскрепощает и гармонизирует человека. Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении коррекционных упражнений и игр, связанных с рассматриванием, поиском. При этом можно использовать цветную подсветку или разноцветные листы бумаги. Растормаживание сетчатки цветом способствует повышению остроты зрения глаза. Наиболее благоприятным для зрительной функции является зеленый цвет. Снижая зрительное напряжение, он отдаляет наступление утомления. В определенных случаях Л. А. Григорян предлагает использовать желтый, оранжевый и красный цвета как хорошо раздражающие сетчатку.

Подбирая задания с учетом индивидуальных и психологических особенностей ребенка, можно в определенной мере управлять его активностью, ведь рисунки отображают внутренний мир: душевные переживания, состояние интеллекта, работоспособность, восприятие, мышление и настроение.

Метод рисования песком на световом столе не имеет возрастных ограничений и может использоваться для работы, с детьми начиная с 2-3-летнего возраста. Для детей до 5 лет подобные занятия рекомендуется проводить в течение 10 минут, с детьми старше 5 лет продолжительность занятий составляет 20 минут. Коррекционная работа методом песочной терапии осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме (не более 3-4 детей в группе, в частности с детско-родительскими парами.

Световой стол можно купить или изготовить самостоятельно. Его размеры и форма не имеют такого принципиального значения, как в классической песочнице. Главное требование, предъявляемое к световому столу, - это его безопасность. Следует обращать внимание на то, чтобы края стекла были обработаны и углублены в специальные пазы основы стола (лучше использовать матовое оргстекло). Проводка лампы для подсветки должна быть хорошо изолирована. Для рисования годится любой мелкий (не только кварцевый) песок, но предварительно его нужно просеять, промыть горячей водой, высушить и прокалить.

Игровой сеанс проводится в затемненной комнате. В ходе сеанса допускается использование музыкального сопровождения (например, Дэвид Сан «Спокойствие», серия «Наедине с природой» и др.). Можно предложить ребенку воспользоваться цветными стеклянными камешками, предназначенными для оформления аквариумов.

Рисование песком также рекомендуется:

• как совместное занятие в ходе консультирования детско-родительской пары, когда эмоциональный контакт между ребенком и родителем нарушен по тем или иным причинам (из-за дистанцированности родителя в связи с болезнью, службой в армии, пребыванием в длительной командировке и т. п.);

• в качестве одного из элементов вхождения будущего усыновителя

в контакт с ребенком;

в индивидуальной работе учителя-логопеда с аутичными детьми;

• как часть проводимого воспитателем комплексного занятия по любой лексической теме;

• для укрепления мышц рук и разработки суставов в работе с детьми

с нарушением опорно-двигательной аппарата (рисование песком

благотворно влияет на эмоциональное состояние, способствует снятию мышечных зажимов).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей: физической, психической и эмоциональных сферах. Согласно новым федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 №665, акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на формирование общей культуры дошкольника, о воспитании целостной, творческой личности ребенка.

Цель моей работы: всестороннее развитие личности ребенка с учетом индивидуальных особенностей.

Задачи:

1. создать условия для развития творческой личности;

2. развить мелкую моторику кисти, зрительную память и образное представление предметов;

3. поднять эмоциональное настроение детей.

4. совершенствовать двигательные и коммуникативные навыки.

Актуальность данной проблемы заключается в укреплении здоровья ребёнка: снижении стресса и уровня нервно-психического напряжения, улучшении мыслительной деятельности, повышении остроты зрения глаза.

В соответствии с требованиями ФГОС, я предлагаю включать в процесс непосредственной образовательной деятельности элементы арт-терапевтических методов, что помогает мне давать положительный результат в процессе воспитания и обучения детей.

Занятия с детьми не ограничиваю обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Поэтому я широко использую на занятиях.

Арсенал способов создания изображений: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного применяю фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветают цветы, в воздух взлетают фейерверки из мелких бумажек, кляксы превращаются в бабочек, пятна краски — в невиданных животных.

Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами выделяю наиболее значимые.

При арт-терапии

- Создаю положительный эмоциональный настрой.

- Позволяю обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

- Даю возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и само разрушительных тенденций (К. Рудестам). Все это позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

В своей работе я использую современную, интересную методику – рисование песком на стекле. Включаю в процесс непосредственной образовательной деятельности.

Например - НОД Формирование элементарных математических представлений, знакомлю с геометрическими фигурами, ребенок их может не только увидеть, узнать, как они называются, но и самостоятельно их нарисовать, потрогать Оценив при этом размер, форму, количество и разницу. Так я воздействую на различные анализаторы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический). НОД коммуникация. Знакомлю со сказкой, дети могут нарисовать сказочных героев. Рисунки детей помогают пересказать сюжет. Развивают память и речь, познание (формирование целостной картины мира). С помощью рисования детям проще познакомиться с различными профессиями, городами или деревней, парком, временем года и т. п. В зависимости от темы нашего занятия. Само рисование вызывает у детей восторг, интерес, повышается мотивация к обучению, познанию. Дети спешат в детский сад, узнать, что-то новое еще не известное.

Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. В детском саду разрабатывается план занятий по обучению детей рисованию песком, изготовлено специальное оборудование: стол для рисования с крышкой из оргстекла и подсветкой неоновыми лампами. Песок для рисования так же специальный, кварцевый.

Вывод: через практические занятия с песком дети познают окружающий мир, укрепляют здоровье, общаются между собой, развиваются и получают умения, навыки и положительные эмоции.

юнгианские песочницы – главные свойства и отличия

Что имеют в виду под названием юнгианские песочницы? Как выяснилось, все что угодно. Я был гостем в различных клубах, кабинетах и студиях песочной терапии. Обычно я видел там одну песочницу классических размеров (50х70х8 см). Реже видел в кабинете 2 классических юнгианских песочницы. Иногда встречаются песочницы малых размеров – например, 40х50 см, или 30х40 см. Встречаются песочницы для групповой работы 70х100 см, и даже 100х140 см. Некоторые производители называют все размеры, в том числе и указанные выше 40х50 см, юнгианскими песочницами.

Малая песочница 40х50 см

Малые песочницы не являются классическими в строгом смысле, прежде всего потому, что у них соотношение сторон ближе к квадратной форме. То есть, у классических песочниц соотношение сторон равно 1,4, у малых (40х50 см) 1,25, а у самых малых (30х40 см) 1,33. Это означает, что сеанс песочной терапии в них проходит более центрировано. А меньшие размеры уменьшают поле для работы, в связи с чем работа принимает более укрупненную тенденцию, с меньшей детализацией. Но при всех этих отличиях малые песочницы очень удобны в некоторых ситуациях – например, маленькая площадь кабинета, возможность возить с собой в чемодане песочницу с песком.

Песочницы малых размеров (40х50 и 30х40 см) были впервые анонсированы магазином Песочный мир. Песочницы размера 40х50 см – в 2012 году, песочницы 30х40 см – в 2015 году. Выход на рынок с

Групповая песочница 70х100 см

песочницами такого размера был определенным риском, но он оправдал себя. Практически сразу эти песочницы стали популярными, и сейчас многие производители выпускают модели 40х50 см. Полагаю, читателю ясно, что юнгианскими песочницами можно называть только один размер песочниц – 50х70 см с бортами 8 см, выкрашенными изнутри в голубой цвет, дно выкрашено в синий цвет. Остальные песочницы не являются ни юнгианскими, ни классическими. Их можно называть только песочницами для песочной терапии, и не более. Но я никак не отрицаю полезность таких песочниц для расширения возможностей песочной терапии, адаптированности к реальным условиям работы, и в качестве еще одного инструмента работы.

Интересны песочницы размером 43,3х70 см. Эти песочницы следует выделить отдельно.  Соотношение сторон их составляют 1,618. Это число примечательно тем, что является соотношением «золотого сечения». Чем же примечательно это золотое сечение? Его использовали в своих работах признанные гении, например Леонардо да Винчи. Это число постоянно возникает при вычислении пропорций природных объектов. Оно же всплывает в соотношениях частей человеческого тела. Использование этой пропорции в изобразительных работах делает их особенно привлекательными, и порой именно в использовании золотой пропорции кроется гениальность произведений искусства. Много писать про это не буду – достаточно сделать запрос в поисковике по теме золотого сечения, и изучить информацию подробнее.

Встречается много других размеров песочниц, но уже гораздо реже названных. Мне попадались даже квадратные песочницы. Были крашеные и некрашеные. Магазин Песочный мир предлагает даже шести- и восьми-угольные песочницы на заказ, и они тоже пользуются спросом.

Чем все эти песочницы интересны, чем они особенны при проведении сеансов песочной терапии?

В литературе, ставшей уже классическими основами песочной терапии, указываются размеры 50х70х8 см. Считается, что полноценный сеанс проходит именно в песочницах таких размеров. Основания для этого в том, что такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать песочницу взглядом целиком (Большебратская Э.Э. «Песочная терапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Практикум по креативной терапии»).

Есть другие доводы за прямоугольную форму песочницы. Вытянутая прямоугольная форма песочного поля вносит небольшой дискомфорт и провоцирует клиента на движение и преобразование. Говоря языком современных тренингов, такая форма мягко, исподволь выводит из зоны комфорта. В результате клиент направляется на активное решение своих задач в песочнице.

Более квадратная форма, а тем более симметричная 6-8-угольная или даже круглая (такие сейчас стали появляться на фестивалях песочной терапии) не способствуют движению к развитию ситуации на песочном поле, но направляют на структурирование и центрирование картины. Многоугольная форма часто применяется в детских клубах в качестве песочницы для групповой работы.

Симметричные размеры песочниц вполне могут быть использованы для работ по стабилизации личности, так как симметричная форма провоцирует движение к центру. Поэтому в таких песочницах эффективно было бы проводить работу по центрированию и стабилизации личности а так же гармонизации, закреплению каких-то результатов, подведению итогов, работе типа построения мандал.

Песочницы, занимающие промежуточное положение между симметричными и прямоугольными классическими песочницами, например, 40х50 см, будут полезны для диагностической или предварительной работы, связанной с фокусировкой запроса, о чем ранее я уже писал. Особенно для первых сеансов, когда клиент еще не встречался с песочной терапией или не готов глубоко войти в работу.

И в заключение я хочу отдельно поговорить о песочнице с соотношением размеров золотого сечения, или золотой пропорции.

Эта песочница имеет более удаленную от квадрата форму, чем классическая юнгианская песочница, и как следствие обладает еще меньшим децентризмом. Соотношение же золотого сечения добавляет этим песочницам свойство вселенской гармонии, на основе которой построена живая природа. Таким образом, элементом гармонизации является не только натуральный материал дерево, но и геометрическое соотношение  размеров, равное золотой пропорции. Говоря словами известного песочного терапевта Галины Эль, «Песочное поле, сделанное по пропорции «золотого» сечения, будет воздействовать на человека гар­моничным образом и способствовать его целостности».  То есть у прямоугольной песочницы появляются свойства симметричной песочницы, при этом сохраняются все её прежние преимущества. У песочницы, построенной по принципу соотношения золотой пропорции, есть множество интересных свойств. Очень интересно эти свойства описывает Галина Эль в своих работах и на своих семинарах.

В заключение отмечу, что магазином Песочный мир предлагается вся линейка песочниц для песочной терапии. И конечно же, эти песочницы самого лучшего качества, с длительной гарантией и невероятным сроком службы.

Качество наших песочниц постоянно растет, и мы всегда на пике современных достижений в конструкциях и технологиях песочниц.

Наш основной сайт www.buypsy.ru

Самые свежие новости и много интересной информации публикуются в нашей группе ВКонтакте.

Читайте новости, подписывайтесь на новостную рассылку и обновления группы.

Вопросы пишите сюда — самый быстрый способ получить печатный ответ. Или звоните — актуальные телефоны на сайте и в группе ВКонтакте.


Смотрите также

Top