Начинающему логопеду с чего начать


Шпаргалка начинающему логопеду

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА Учитель-логопед должен знать:  Конституцию РФ, законы РФ, решения правительства РФ и местных органов управления образованием по вопросам образования;  Конвенцию о правах ребенка;  Возрастную и специальную педагогику и психологию;  Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;  Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей;  Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;  Программно-методическую литературу по работе с детьми, имеющими отклонения в  Новейшие достижения дефектологической науки;  Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ Распределение рабочего времени учителя-логопеда напрямую связано с формами организации и методами его диагностико-коррекционой, методической и консультативной работы, а также с содержанием специальных (коррекционных) дошкольных программ. Вместе с тем, существуют некоторые общие подходы к планированию деятельности учителя-логопеда в течение учебного года и рабочей недели, которых он придерживается независимо от того, какая коррекционная программа лежит в основе его деятельности. Так, в начале учебного года (первые две-три недели сентября) проводится стартовое логопедическое диагностирование поступивших в группу или продолжающих обучение воспитанников. По результатам обследования логопед заполняет индивидуальные речевые карты. В этот же период проводятся обобщение и анализ результатов обследования каждого из детей группы специалистами ДОУ, что делает возможным разработку программы групповой коррекционно-педагогической работы с детьми на учебный год. При необходимости (на усмотрение логопеда) в январе, в течение одной, двух недель рекомендуют проводить промежуточное обследование (мониторинг) уровня речевого развития детей с целью выявления своевременного как достижения, так и трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ и при необходимости внести в них В междиагностический период (сентябрь-май) проводится плановая коррекционно-профилактическая работа с детьми, а также консультативно-методическая работа с педагогами ДОУ и родителями воспитанников. Итоговое обследование детей проводится в последние недели мая. Его результаты также фиксируются в индивидуальных речевых картах воспитанников, что помогает подвести итоги коррекционно-речевой работы и оценить ее динамику в течение учебного года, представив анализ в форме количественно-качественного отчета. Июнь – месяц является рабочим месяцем для логопеда. В этот период проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми-логопатами, где повторяется и закрепляется пройденный материал. Современные дошкольные программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи ориентированы на активное использование групповых форм работы с детьми, в ходе реализации которых логопед и воспитатели имеют возможность оказывать направленную помощь детям и предлагать адресные индивидуальные задания. Систему логопедического воздействия дополняют индивидуальные занятия с логопедом, а также занятия в микрогруппах (2-3 ч.). В соответствии с видами занятий планируется циклограмма рабочего времени логопеда в течение рабочей недели. Также логопед составляет график работы, который утверждается руководителем учреждения. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для учителей-логопедов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях для воспитанников с отклонениями в развитии, а также работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с отклонениями в развитии, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного возраста, дошкольных образовательных учреждений составляет 56 календарных дней. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА  осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в  обследовать детей, определять структуру и степень выраженности имеющегося у них  комплектовать группы для занятий с учетом психофизического состояния детей;  проводить групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций;  работать в тесном контакте с воспитателями, взаимопосещать занятия;  консультировать педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в  вести необходимую документацию;  способствовать формированию общей культуры личности;  использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов;  реализовывать образовательные программы, обеспечивать уровень подготовки детей, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;  соблюдать права и свободы детей, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка;  систематически повышать профессиональную квалификацию;  участвовать в деятельности методических объединений и других формах  выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности противопожарной  обеспечивать охрану жизни и здоровья детей в период образовательного процесса. Документация и ее ведение для фиксирования коррекционного процесса, который организует и проводит учитель-логопед ДОУ. С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителю-логопеду рекомендуется оформление следующих документов. Предлагаются следующие виды документации:  2. Циклограмма рабочего времени.  3. Расписание индивидуальных и групповых занятий.  4. Паспорт логопедического кабинета.  5. Заключение ПМПК на каждого ребенка.  6. Речевая карта на каждого ребенка.  7. Журнал обследования речи и движения детей в образовательном учреждении.  8. Сетка занятий на текущий период.  9. Перспективный план работы на учебный год (годовой).  10. Календарно-тематический план фронтальных занятий.  12. Тетрадь индивидуальных занятий на каждого ребенка.  13. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы и другими специалистами образовательного учреждения.  14. Табель посещаемости занятий детьми.  15. Отчеты о результатах работы за последние 1-5 лет.  16. Тематические консультации для родителей и педагогов учреждения.  17. Тематика профессионального самообразования. Наличие основных видов документации – обязательное условие работы логопеда. Правильность ее оформления и ведения оценивается в ходе проверки специалистами управления образования и учитывается при определении квалификации при аттестации. Логопедические документы для логопункта (при МОСШ):  1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на  2. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.  3. Речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся.  4. Общий план методической работы на учебный год.  5. Перспективные планы работы на каждую группу учащихся на учебный год.  6. Ежедневные планы работы на каждую группу учащихся.  7. Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.  8. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения  9. Расписание занятий групп и подгрупп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела (управления) образования.  10. Паспорт логопедического кабинета или картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.  11. Копии отчетов о проделанной за учебный год работе. 1. «Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися» представляет собой обычный классный журнал установленного образ-ца. В разделе журнала «Сведения о родителях» логопед помещает список учащихся, зачисленных на логопедический пункт в текущем учебном году, с указанием класса и школы, даты зачисления на логопункт и (в конце учебного года) результата коррекционной работы («выпущен», «оставлен для продолжения коррекционной работы», «выбыл»). На группу отводится 4 страницы, на подгруппу и на каждого ученика, занимающегося индивидуально, -по 3. На левой половине страницы вверху указывается номер группы и логопедическое заключение, например: «Группа №1 с общим недоразвитием речи (1-й(IY) класс)». На правой половине страницы вверху указываются дни и часы занятий с этой группой, например: понедельник, среда, пятница – 16.00- 16.35 час. В остальном страницы заполняются аналогично классному журналу, т.е. на левой половине находится список детей данной группы, подгруппы или фамилия и имя ребенка, занимающегося индивидуально, даты проведения занятий и отметки о присутствии или отсутствии ученика на занятии, а на правой – темы проводимых занятий (темы проводимых занятий указываются в соответствии с рабочим планом.) На страницах, отведенных для подгрупповых и индивидуальных занятий, на левой половине вверху вместо номера группы указываются нарушенные группы звуков, над которыми ведется работа, в остальном они заполняются аналогично. «Журнал учета посещаемости» заполняется в начале каждого занятия. Отметкой (+) отмечается присутствие ученика на занятии, буквой (н) отмечаются его отсутствие. Оценки работы учеников в «Журнал учета посещаемости» не ставятся. Примечание: если ученик два раза пропустил логопедическое занятие по неизвестной причине (на уроках в классе присутствовал, а на занятие к логопеду не явился), учитель-логопед ставит в известность об этом классного руководителя и родителей ученика. 2. «Журнал обследования устной и письменной речи учащихся». Логопед использует любую тетрадь, разграфленную соответствующим образом. Журнал обследования заполняется во время собеседования с учеником в ходе предварительного обследования в течение первой недели сентября и во время обследования письменной речи учащихся к концу мая. Во время повторных обследований письменной речи учеников в период каникул в журнал вносятся дополнения. При обследовании логопед записывает фамилию и имя ученика, класс, номер школы, домашний адрес и телефон, указывает дату обследования, предварительное логопедическое заключение и принятые меры («зачислен в группу», «даны рекомендации родителям и учителю», «поставлен на очередь» и т. п.) В последней графе («Примечания») учитель-логопед отмечает конечный результат работы с данным ребенком. Если родители по каким-либо причинам отказались от логопедических занятий, то отказ также фиксируется в графе После записи «принят в группу» обязательно должна стоять запись о том, когда ученик «Журнал обследования устной и письменной речи учащихся» может вестись несколько лет, это позволяет отследить динамику коррекционной работы, эффективно или нет были использованы приемы и методы по преодолению нарушения. 3.«Речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся» заполняется во время фронтального обследования в течение второй недели сентября и четвертой недели мая. Если в течение учебного года в составе групп учеников, занимающихся на логопедическом пункте, происходят изменения (кто-то из учеников выбывает или в группы зачисляются новые ученики), то они своевременно вносятся и в « Речевую карту». Заключение о выпуске ученика или продолжении занятия с ним коррекционной работой в конце учебного года из «Речевой карты» заносятся в «Журнал учета посещаемости» и «Журнал обследования устной и письменной речи учащихся» Сроки хранения логопедической документации В логопедической практике необходимость изучения, анализа документации учителя-логопеда за определенный период времени возникает в связи с обобщением итогов его деятельности при аттестации, фронтальных, тематических проверках, в конфликтных и спорных ситуациях с родителями детей логопедических групп или руководством ДОУ. В связи с этим, логопед должен обеспечить надлежащее хранение своей документации в соответствии с нормативно-правовыми актами. ДОКУМЕНТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ХРАНЕНИЮ В ОУ:  1. Протоколы заседаний ПМПК по набору и выпуску детей из логопедических групп –  2. Учебный план на год – 3 года;  3. Справки о результатах проверок коррекционно-логопедической работы - 5 лет;  4. Отчеты логопеда – 5 лет (с 1-4 Основание: приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88.№ 41 «О документации детских дошкольных учреждений», решение Коллегии Министерства образования РФ от 12.04.95. «Типовое  5. Речевые карты детей;  6. Индивидуальный план работы с ребенком;  7. Тетрадь посещаемости детьми индивидуальных логопедических занятий;  8. Тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателей логопедической группы;  9. Индивидуальная тетрадь ребенка (с 5-9 – до решения ПМПК о выпуске ребенка из  10. Планы (конспекты) групповых, индивидуальных занятий - определяет логопед;  11. Паспорт логопедического кабинета – постоянно;  12. План самообразования учителя-логопеда – до 5 лет (необходим в случае прохождения аттестации на присвоение квалификационной категории);  13. «Журнал учета посещаемости логопедических занятий» с вложенными в него речевой картой обследования устной и письменной речи и отчетом о проделанной за учебный год работе хранится у логопеда до полного выпуска детей, занесенных в этот журнал, т.е. не менее 2-х лет;  14. «Журнал обследования устной и письменной речи учащихся» хранится до окончания школы всеми занесенными в него учениками, т.е. не менее 8 лет. Такой длительный срок хранения обусловлено тем, что в этом документе сделаны отметки о принятых к этим детям мерах. В практике логопедической работы нередки случаи, когда возникает необходимость установить, был ли вовремя выявлен тот или иной ребенок, имеющий речевые нарушения, и какая помощь была оказана этому ребенку;  15. Методические разработки, проекты, пособия, наглядный материал, учебники и т.д., приобретенные на личные средства учителя-логопеда, являются его собственностью. О логопедическом кабинете общеобразовательного учреждения. Специализированный кабинет учителя-логопеда представляет одно из звеньев единой системы коррекционной службы в образовании. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной помощи детям с трудностями в обучении. Адекватность и полноценность функционирования специализированного кабинета учителя-логопеда должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение. Основной задачей логопедического кабинета является обеспечение условий для оптимального корекционно-развивающего обучения детей с трудностями в обучении. Материально-техническое и финансовое обеспечение. Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью не менее 20 кв.м., отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивается специальным оборудованием. На администрацию общеобразовательного учреждения возлагается ответственность за обеспечение оборудованием логопедического кабинета, его санитарное содержание и своевременный и качественный ремонт. Логопедический пункт размещается в помещении общеобразовательного учреждения (в зависимости от местных условий). Логопедический пункт, организованный в помещении общеобразовательного учреждения, учитывается как класс-комплект при установлении штатов учреждения только в отношении числа ставок рабочего и младшего обслуживающего персонала. Оборудование логопедического кабинета. На двери логопедического кабинета должен висеть график работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения. При оборудовании кабинета необходимо учитывать требования СанПиНа к логопедическим  1. Естественное левостороннее освещение.  2. Площадь логопедического кабинета должна быть из расчета 4м2 на одного ребенка  3. Мебель должна соответствовать росту ребенка.  4. Умывальник взрослый с кафельным «фартуком». Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки. В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование: 1. Парты по количеству занимающихся учеников. Подставки для карандашей и ручек. В эти же подставки учитель-логопед перед занятием кладет раздаточный материал. 2. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы. 3. Настенное зеркало 50х100 для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна. Если нет такой возможности, то его можно повесить на любой другой стене, но со специальным освещением. 4. Дополнительные зеркала 9х12 см по количеству учеников, занимающихся коррекцией 5. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с учеником и два стула – для ребенка и учителя-логопеда. 6. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов. 7. Фланелеграф или наборное полотно. 8. Фильмоскоп с набором диафильмов и диапозитивов по развитию речи для детских садов и начальных классов школы по родному языку и предмету «Ознакомление с окружающем 9. Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов, расположенный в свернутом виде 10. Наглядный материал, используемый при обследовании устной и письменной речи учащихся, размещенный в отдельном ящике или конвертах. 11.Учебно-методические пособия: -Программно-методическая литература. - Настольные игры, игрушки, конструкторы. -Дидактические игры и пособия:  по развитию мелкой моторики;  по развитию психологической базы речи;  по формированию словаря;  по развитию фонематического слуха;  по развитию грамматического строя речи;  по звуко-слоговому анализу и синтезу;  по развитию связной монологической речи;  разрезная азбука (настенная);  кассы букв и слогов (индивидуальные). 12. Учебные пособия в виде карточек-символов (например, с графическими изображениями звуков, слов, предложений и т.п.), карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением. 13. Наборы цветных шариковых ручек (синего, зеленого и красного цветов) для каждого 14. Полотенце, мыло и бумажные салфетки. 15. Песочные часы. 16. Секундомер. 17. Метроном (прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами. В основном используется музыкантами как точный ориентир темпа при исполнении музыкального произведения на репетиции). 18. Персональный компьютер, магнитофон. 19. Паспорт логопедического кабинета или картотека.

Артикуляционная гимнастика. Памятка начинающему логопеду

Оксана Морозова Артикуляционная гимнастика. Памятка начинающему логопеду

Все мы рано или поздно начинаем, что- то новое и очень важно из огромного количества информации выделить то, что необходимо каждый день для занятий с детьми. Как начинающий логопед я составила памятку, которая на первых парах у меня всегда была перед глазами и очень помогла мне усвоить правильность выполнения упражнений.

Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики соблюдать условие.

1. Каждое движение выполняйте перед зеркалом.

2. Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.

3. Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка).

4. Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Гимнастика может проводиться от 3 – 4 минут до 7 – 10 минут ежедневно, чтобы мышцы языка привыкли к новым движениям и стали более подвижны, пластичны, переключаемы с одного движения на другое. Упражнения артикуляционной гимнастики станут основой для овладения новыми артикуляционными укладами.

5. При выполнении упражнений логопед должен проявлять по отношению к ребёнку такт и терпение, т. к. не всё сразу будет получаться как надо.

Упражнения, которые формируют движения губ и челюстей.

Лягушки (улыбка) – губы растяни в улыбку, удержи напряженными под счёт до 5.

Заборчик – ровно сомкни зубы, обнажая их в оскале, удержи в улыбке.

Хоботок – вытяни вперёд губы и сомкни, просчитать до 5 (считает взрослый).

Трубочка (дудочка) – вытяни вперёд несомкнутые губы, считая про себя до пяти.

Бублик – округли губы, изображая бублик.

Рупор – сложи ладони рупором, поднеси к губам, проговори громко: «О» (повествовательно, «О» (с восклицанием, «О…» (огорчённо, «О?» (с вопросом, «О!» (с вопросом и удивлением).

Чередуем движения упражнений «Лягушки», «Хоботок», «Дудочка» поочерёдно.

Упражнения, которые формируют подвижность мышц языка.

Лопатка – улыбнись, широко открой рот, положи широкий распластанный язык на нижнюю губу. Удержи в таком положении, полностью расслабляя мышцы языка. Если язык по- прежнему напряжён, комком и не может расслабиться, то делаем следующее упражнение.

Накажем непослушный язычок - положи язык на нижнюю губу и пошлёпай его губами, произнеси: «Пя-пя-пя…». Сделай так ещё несколько раз, затем разомкни губы и посмотри, расслабились ли мышцы язычка, стал ли он широким? Удержи «Лопатку» сначала до 5, а потом и до 10.

Чистим зубы – улыбнись, разомкни зубы, почисти кончиком языка нижние зубы снаружи и внутри, делая движения из стороны в сторону. То же проделай и с верхними зубами

Паровозик свистит – возьми чистый пузырёк и поднеси его ко рту. Кончик языка слегка высунь так, чтобы он чуть касался края горлышка. Выдыхай воздух плавно в пузырёк, посередине языка, свист тебе поможет получить звук (ф-ф-ф).

Язык-силач – слегка улыбнись, приоткрой рот, опусти широкий кончик языка к нижним передним зубам, с силой упирай язык в зубы. Спинка языка напрягается – положи его расслабленным - лопаточкой - во рту, пусть отдохнёт. Повтори упражнение 5 – 7 раз.

Качели – (внутри) – улыбнись, приоткрой рот, как при звуке (А, опусти широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удержи под счёт «раз», подними язык за верхние зубы под счёт «два», повтори несколько раз. Следи за тем, чтобы работал только язык, а челюсть оставалась неподвижной.

Качели (снаружи) – делаем то же, что и в упражнении 13, но только широким языком касаемся попеременно то нижней, то верхней губы, качая «качели» вверх-вниз.

Горка – «крутая (высокая)» - открой широко рот, широкий язык опусти за нижние зубы, упираясь в них языком, плотно прижми боковые края к верхним коренным зубам;

а теперь горка «пологая (низкая)» - «сооруди» крутую горку, затем приподними

нижнюю челюсть (рот откроется менее широко, боковые края прижми к верхним

коренным зубам. Чередуй крутую и пологую горки.

Катушка (кошечка выгибает спинку) – рот широко открой, широкий кончик языка упирай в нижние зубки, спинку языка «выкатывай» вперёд и возвращай в исходное положение.

Чашечка – широко открой рот, широкий язык положи на нижнюю губу, приподними края языка вверх, удержи в этом положении под счёт до 5 (потом до 10). Занеси «чашечку» за верхние зубки, удержи её там при слегка приоткрытом рте.

Вкусное варенье – слегка приоткрой рот, широким кончиком языка «слижи варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.

Кошечка умывается – широко открой рот, округлив губы. Начинай облизывать губы вкруговую (4 раза по часовой стрелке и 4 раза против часовой стрелки). Следи, чтобы язык не отрывался от губ и не делал «угловатых» движений, губы при этом не смыкай и не двигай нижней челюстью. Делай упражнение плавно, не спеша.

Грибок – улыбнись, приоткрой рот, медленно пощёлкай языком, щёлкни языком и присоси (приклей) его к нёбу – из языка получилась шляпка грибка, открывай рот пошире, удерживая «приклеенный» язык (шляпку грибка) - получилась ножка грибка из подъязычной уздечки. После овладения упражнением «Грибок» полезно ввести одновременное чередование губных позиций «Улыбка» - «Трубочка», но при соблюдении удержания языка в позе грибка.

Лошадка – улыбнись, приоткрой рот, пощёлкай медленно кончиком языка, следи, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

Гармошка – улыбнись, приоткрой рот, медленно щёлкни языком и присоси его к нёбу, не опуская язык, закрывай и открывай рот (подъязычная уздечка растягивается, как меха гармошки). Делай под счёт до 5 (потом до 7, до 10)

Иголочка – открой рот, язык высунь далеко вперёд. Напрягай мышцы языка, делая его узким. Удержи иголочку, считая про себя от 1 до 5.

Любопытная змейка – движения языком вперёд изо рта, затем обратно в рот.

Часики – движения узким языком к уголкам приоткрытых губ, как движения маятника.

Индюшата – приоткрой рот и прижми широкий кончик языка к верхней губе. Не отрывая языка делай движении по губе вперёд и назад, поглаживая. Быстрее поглаживай губу языком и добавляй голос, пока не послышаться звуки: бл-бл-бл.

Гимнаст – приоткрой рот, широкий язык упирай в верхние зубы так, чтобы боковые края не прижимались к верхним коренным зубам. Если добавить голос, послышится (Л).

Маляр – улыбнись, открой рот, подними язык к бугорочкам, води, поглаживая язычком по нёбу, как кисточкой – вперёд-назад. Следить, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигалась.

Упражнений в артикуляционной гимнастике не так и много, выполняя их систематически, начинающий логопед быстро ее запоминает и уже без дополнительной литературы может группировать на своих занятиях для определенных звуков. Важно отметить, что лучше для детей, если артикуляционная гимнастика будет подкреплена красочными картинками и стихами.

Как стать логопедом: с чего начать и что нужно?

  • 9 Января, 2019
  • Истории успеха
  • Антонова Ксения

Логопед — это специалист, который занимается людьми с речевыми нарушениями. Он работает не только с детьми, но и со взрослыми. Детей с проблемами в речи становится больше, поэтому эти специалисты становятся все более востребованными. С чего начать и как стать хорошим логопедом?

Обязанности специалиста

Большинство считают, что его задача — это исправить неправильное звукопроизношение. Но у логопеда много обязанностей, которые заключаются не только в постановке и автоматизации звуков. Что же входит в его обязанности:

  1. Диагностика речевого развития ребенка или взрослого.
  2. Составление плана коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка или взрослого.
  3. Работа над звукопроизношением.
  4. Работа над связной речью.
  5. Работа над голосом и дикцией.
  6. Обучение навыкам письма и чтения (т. е. специалист помогает ребенку усваивать основы грамоты).
  7. Работа над развитием моторной сферы.
  8. Консультация родителей.

Хороший логопед — это специалист, который справляется со своими профессиональными обязанностями. А для этого он должен обладать необходимыми навыками и умениями.

Особенности характера

Как стать хорошим логопедом? Прежде всего, нужно обладать определенными чертами характера. Ведь специалисту нужно общаться не только с детьми, но и со взрослыми людьми. Поэтому логопед должен быть коммуникабельным, уметь находить подход к каждому клиенту. Специалист должен суметь объяснить всю важность занятий.

И также логопед должен быть дипломатичным, обсуждая с родителями и клиентами результаты диагностики. Ему необходимо показать, что все проблемы с речью можно исправить или скорректировать, если они будут следовать его рекомендациям.

Кроме того, логопед должен ответственно подходить к своей работе. Ведь от того, насколько правильно он составит коррекционный план, зависит, получится ли исправить речевое нарушение. И, конечно, логопед должен не только любить детей, но и уметь общаться с ними и находить к ним подход.

Приветствуется творческий подход к работе: ведь нужно придумывать интересные задания, чтобы детям не было скучно. И также при работе с ними нужно использовать наглядный материал и, чтобы постоянно не тратить деньги на его покупку, вы можете делать его самостоятельно. Кроме того, логопед должен стремиться к постоянному саморазвитию — посещать различные семинары, тренинги и проходить курсы повышения квалификации. Если вы обладаете такими качествами характера, то вам подходит эта сфера деятельности.

Образование

Для работы по этой специальности необходимо иметь определенные навыки и умения. Какое образование нужно, чтобы стать логопедом? На этого специалиста обучают в педагогических университетах и институтах. У логопеда обязательно должно быть высшее образование.

Если вы хотите работать в медицинских учреждениях, то желательно, чтобы у вас было и медицинское образование. Это нужно для того, чтобы вы могли получить повышение. Но для получения этого диплома вам не нужно учиться столько же, сколько врачам, потому что логопедам преподают некоторые медицинские дисциплины. В каждом вузе свои правила получения дополнительного образования.

Также логопеды должны посещать семинары, курсы повышения квалификации. Все это необходимо для того, чтобы использовать в работе новые и эффективные методики.

Работа в образовательных учреждениях

Как стать логопедом? Нужно не только получить требуемые навыки и умения, но и уметь применять их на практике. Поэтому в течение учебы студентам устраивают практики в образовательных учреждениях, чтобы они понимали, чем они будут заниматься.

После учебы большинство устраивается на работу в детские сады или школы. Как стать логопедом? Для этого вам нужно пройти собеседование и продемонстрировать работодателю, что вы имеете представление о профессии и понимаете, что вам нужно делать. Идеальный вариант — это если вам дадут наставника, который сможет поделиться с вами опытом.

Вы должны уметь заполнять документацию, составлять программы. Как стать хорошим логопедом? Нужно советоваться с более опытными специалистами, если у вас возникли затруднения в процессе работы. Ведь они смогут показать, как правильно делать? и вы так покажете, что готовы обучаться. А в профессии педагога это важное качество.

Кроме того, логопед должен уметь общаться с родителями. Поэтому вы должны уметь аргументировать свою точку зрения и уметь объяснять сложные термины просто и доступно. Вы должны показать, что разбираетесь в профессии, даже если у вас небольшой опыт работы.

Как стать логопедом? Вы должны уметь общаться с детьми, относиться к ним с уважением. Вам необходимо строить занятия так, чтобы детям было интересно и вместе с тем, чтобы они решали поставленные педагогические задачи.

Регистрация ИП

Как стать логопедом и проводить частные занятия? Открывать небольшой кабинет лучше после того, как вы поработали в образовательном учреждении или детском центре. Потому что вы уже сможете проводить занятия с детьми с различными речевыми нарушениями, у вас появятся методики, занимаясь по которым, вы получите хороший результат. И главное — у вас появится клиентская база, потому что эффективность от занятий логопеда видна. И если вы хороший специалист, то довольные родители будут рекомендовать вас другим.

Что нужно, чтобы стать логопедом и открыть речевой центр? Необходимо его зарегистрировать как ИП и выбрать нужную систему налогообложения. И также вам нужно будет составить образовательную программу, по которой вы будете заниматься и получить лицензию в отделе образования. Кроме того, вам нужно будет получить разрешение от СЭС и пожарной инспекции, предоставить договор аренды помещения или его покупки.

У вас должен быть диплом, паспорт логопедического кабинета (в нем отмечены все учебно-методические пособия и наглядные материалы) и санитарная книжка. Зарегистрировав предприятие, вы можете работать в частном логопедическом кабинете.

Помещение

Также необходимо подобрать подходящее помещение для логопедического кабинета. Идеальное месторасположение — это неподалеку от образовательных учреждений (школ, детских садов) и на оживленных улицах. Для логопедического кабинета не нужно помещение слишком большой площади. Достаточно оформить зону ожидания и сам кабинет, в котором вы будете проводить занятия.

Помещение должно соответствовать всем требованиям СЭС и пожарной инспекции. Оформите уголок с полезной информацией для родителей о речевом развитии. Поставьте мягкий диван, вешалку, чтобы клиентам было комфортно. Кабинет не нужно оформлять слишком ярко, чтобы ребенок не отвлекался на занятиях. Как интересные оригинальные акценты вы можете добавить известных детских персонажей, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятии.

Оборудование

Как стать детским логопедом? Вам нужно приобрести необходимые методические пособия по коррекции речи и наглядный материал. Это и различные картинки, игрушки, дидактические игры, разрезная азбука. Кроме этого, в кабинете должны быть:

  • большое настенное зеркало для занятий;
  • маленькое зеркало;
  • зонды для постановки звуков;
  • канцелярские принадлежности.

Также в кабинете должна быть мебель, подходящая по возрасту ребенка, поэтому лучше всего выбирать столы и стулья, высота которых регулируется. Все методические и дидактические пособия, канцелярские принадлежности должны храниться в шкафу. И обязательно должны быть антибактериальные салфетки, а лучше всего — раковина, чтобы можно было вымыть руки. И, конечно, в кабинете должно быть чисто и аккуратно.

Реклама

Сделайте красочные буклеты, которые можно оставить в образовательных учреждениях, больницах и торговых центрах. Создайте группу в социальных сетях, где будете общаться с родителями, делиться полезной информацией по речевому развитию. И самая лучшая реклама — это отзывы благодарных клиентов, которым помогли ваши занятия.

Как стать логопедом и с чего начать? Пообщайтесь с теми, кто работает по этой специальности, поинтересуйтесь, что они считают самым важным в работе. Но главное — это стремление к саморазвитию и желание помогать людям красиво и правильно говорить, а для этого нужно совершенствовать навыки и умения.

В помощь начинающему логопеду

Примерная структура обследования ребенка от 2 до 11 лет:

  1. Логопедическое заключение;
  2. анкетные данные;
  3. Ф.И.О. ребёнка;
  4. дата рождения;
  5. возраст;
  6. домашний адрес;
  7. домашний телефон;
  8. образовательное учреждение (детский сад/школа);
  9. программа обучения, по какой программе ребёнок обучается; 
  10. дублировал программу или нет, какого класса (для школьника).

Сведения о родителях: 

  1. мать (Ф.И.О., обязательно возраст на момент родов);
  2. отец (Ф.И.О., возраст, наследственность);
  3. национальный язык;
  4. двуязычие.

Общий анамнез:

  1. неблагоприятные факторы развития;
  2. как протекала беременность, роды;
  3. наследственность (есть ли какие наследственные заболевания);

Перенесённые заболевания:

  1. до года;
  2. после года;
  3. ушибы, травмы головы;
  4. судороги, есть ли судороги при высокой температуре.

Раннее развитие: 

  1. голову держит с…. (норма с 1,5 мес);
  2. сидит с….. (в норме с 6 мес.);
  3. ползает с ….. (в норме с 6-7 мес.);
  4. стоит с …..( в норме с 10-11 мес.);
  5. ходит с …..(в норме с 11-12мес.);
  6. узнаёт близких с ….( в норме с 2,5 – 3мес.);
  7. первые зубы появились с…(в норме в 6-8 мес.);
  8. количество зубов к году ….( в норме 8 зубов).

Речевой анамнез:

  1. гуление в…(в норме с 2-х мес.);
  2. лепет в ….(в норме с 4-6 мес.);
  3. первые слова…( в норме около года);
  4. первые фразы в….(В норме от 1.5 до 2-х лет);
  5. прерывалось ли речевое развитие и по какой причине;
  6. использование жестов (замена речи, дополнение речи);
  7. отношение членов семьи к речевому дефекту ребёнка;

Занимались ли с логопедом:

  1. на протяжении какого времени;
  2. результаты занятий с логопедом;

Обследование артикуляционного аппарата:

  1. губы;
  2. зубы;
  3. прикус;
  4. челюсти;
  5. небо;
  6. язык;
  7. уздечка;
  8. увулюс.

Обследование подвижности:

Обследование мелкой моторики:

  1. На переключаемость 
  2. На удержание

Проверка состояния слуха

При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на остаточном воздухе (после выдоха) на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи. 

Определяются границы восприятия шепотной речи: 

Восприятии шепота на расстоянии менее 3-х метров указывает на необходимость специальной консультации в сурдоцентре для уточнения состояния слуха.

Обследование произношения звуков:

  1. гласные звуки;
  2. согласные звуки; 
  3. свистящие, шипящие, аффрикаты;
  4. сонорные;
  5. звонкие и глухие;
  6. фрикативные.

Обследование слоговой структуры слова: 

  1. слова многосложные;
  2. со стечением согласных;
  3. содержать сходные звуки.

Обследование фонематического восприятия:

  1. цепочка слогов;
  2. цепочка слов;
  3. дифференциация оппозиционных фонем.

Обследование словарного запаса: 

  1. предметный словарь;
  2. глагольный словарь;
  3. подбор синонимов;
  4. подбор антонимов;
  5. подбор родственных однокоренных слов.

Обследование грамматического строя речи:

  1. состояние предложений или небольших рассказов;
  2. использование предлогов;
  3. употребление существительных в разных падежах;
  4. употребление падежей в зависимости от числительных;
  5. образование множественного числа от существительного в единственном числе и наоборот;
  6. образование формы родительного падежа множественного числа;
  7. употребление числа при согласовании с существительным;
  8. образование уменьшительной формы существительного;
  9. использование суффиксов;
  10. образование прилагательных от существительных;
  11. употребление приставок в глаголах.

Исследование звукового состава слова (с 5-ти лет):

  1. выделение гласного в начале слова и под ударением;
  2. выделение гласных в односложных словах;
  3. выделение гласного в конце слова;
  4. выделение согласного из начала слова и гласного из конца слова;
  5. самостоятельный подбор слов, начинающихся на заданный звук;
  6. определение места звука в слове;
  7. определение в слове слогов; 
  8. определение количества и последовательности звуков, букв;
  9. определение гласных букв и согласных;
  10. обозначение согласных букв звуком: звонкий или глухой, мягкий или твердый.

Обследование письма (с 7-ми лет):

  1. списать слова и предложения с рукописного текста;
  2. списать слова и предложения с печатного текста;
  3. записать под диктовку строчные и прописные буквы;
  4. диктант слогов;
  5. диктант слов разной структуры; 
  6. предложения после однократного прослушивания;
  7. слуховой диктант.

Обследование чтения (с 7-ми лет): 

  1. подобрать гласные, согласные буквы;
  2. чтение слогов;
  3. чтение слов;
  4. чтение фраз;
  5. чтение специально подобранных текстов.

Важно вовремя определить наличие/отсутствие речевых нарушений и принять все меры по их преодолению. 

Полноценную диагностику вашего ребенка и консультацию с определением дальнейшего маршрута действий возможно получить только на очной встрече со специалистом. 

Никакие интернет переписки, чаты на форумах, в сообществах не могут дать полной информации о проблеме и квалифицированной помощи вам и вашему ребенку.

«Секреты хозяйки логопедического кабинета».

Маргарита Андреева «Секреты хозяйки логопедического кабинета».

динственный способ взобраться на вершину лестницы –преодолевать ступеньку за ступенькой, по одной за раз. И в процессе этого подъема Вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха, которыми Вы, вроде бы, никогда не обладали.

Маргарет Тэтчер

Приветствую Вас, уважаемые коллеги!

С огромным удовольствием представляю свой рабочий кабинет логопеда в МБДОУ д/с «Ягодка» с. Александровского, Томской области. Логопедом я работаю всего второй год. В своей работе применяю инновационные технологии:

• Работаю над развитием слухового внимания;

• речевого, фонематического слуха;

• физиологического и речевого дыхания;

• формированием правильного звукопроизношения, автоматизацией и дифференциацией различных звуков;

• развитием грамматического строя речи;

• развитием связной речи (диалоги, пересказы, рассказы).

• Особое внимание уделяю формированию фонетико-фонематического восприятия.

. Знакомлю детей со звуками, развиваю навыки звуко-слогового анализа, синтеза.

• Работаю над предупреждением дисграфии и дислексии.

Вот что мне удалось сделать своими руками, руками моих детей и родителей за этот период.

Добро пожаловать!

На входной двери кабинета табличка «Логопед», расписание работы логопедического

кабинета и «Секрет от логопеда»:

Как говорить и ясно, и понятно,-

Квалифицированный мастер – ЛОГОПЕД.

Он учит речевой коммуникации,

Грамматика и лексика — его предмет.

Дыханию, фонации, артикуляции

Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД.

Он педагог, Учитель и психолог,

Филолог он, и он языковед,

Он воспитатель, доктор, дефектолог,

Актер, оратор – это ЛОГОПЕД.

Исследователь, методист, новатор,

Он диагност, корректор и эксперт,

И консультант, и наблюдатель –

Специалист разносторонний – ЛОГОПЕД.

Кабинет логопеда.

Картотеки игр и упражнений, а так же другой материал к занятиям.

1.

2.

1. Рабочее место логопеда.

2. Под полкой расположена «Подсказка логопеда»: График индивидуальной работы с детьми; График работы логопеда (общий); Памятки «Гласные звуки и буквы», «Классификация согласных звуков речи», «Строение зубочелюстной системы».

3.

3. На этой же стене расположены настенные зеркала и «Паутинка» (место для закрепления демонстрационного материала для повторения с детьми, а так же подсказки для логопеда на занятия).

4. Левее располагается зона для развития дыхания «Карусель» и моторики рук «Разноцветные косички».

4.

5.

6.

5. Здесь стоит небольшой «Магазин для развития пальчиков», где ребёнок в свободной деятельности может взять следующие пособия и игры:

5. 1.

5. 2.

5. 3.

5.4.

5.5.

5.6.

5.7.

5.8.

5.9.

5.1. Авторская игра «Украсим гусеницу» (выполнена из материала берёзы на токарном станке с помощью стамесок и другим подручных инструментов).

5.2. Дидактические игры, игры-вкладыши, шнуровки.

5.3. Массажные мячики (Су-джок терапия).

5.4. Коллекция ракушек, животных морей и океанов.

5.5. Фрукты и овощи.

5.6. Игра «Угадай, что шумит в яйце?»

5.7. Авторский вязанный пальчиковый театр.

5.8. Ветерки; «Змейка-повторюшка»; «Лягушка-говорюшка».

5.9. Сухой бассейн для рук из киндер яиц.

6. «Логопедические помощники» - массажные мячики (мягкие и твёрдые на ощупь).

7.

8.

7. А на полке находятся наши любимые «Логопедические помощники» (в специальных баночках): камешки, ракушки, бусины, цветные шнурочки, воздушные шарики, свистки, мелкие игрушки из киндер сюрпризов, магниты, магнитные буквы разного цвета для магнитной доски, мякиши, пуговицы, головоломки и многое другое.

8. Далее представлена зона «Песочной терапии». Здесь хранятся различные игры для развития моторики рук, памяти, внимания, мышления, воображения и речи дошкольников.

9.

10.

9. В шкафу находятся «логопедические ключики» - зонды и зондозаменители; масла для аромотерапии; шпатели; спирт; ватные палочки; ватные диски; салфетки; трубочки; вата.

10. На шкафу стоят детские игрушки, ёмкости для развития дыхания игра «Снегопад».

11.

12.

11, 12. В шкафу находятся методические материалы, «Копилка методического материала логопеда», а так же литература и прочие методические пособия.

13.

14.

13. В кабинете имеется компьютер (активно применяю современные средства ИКТ в своей работе с детьми).

14. Рядом с учебной зоной расположено место для индивидуальной логопедической работы с детьми (оснащено различными играми, упражнениями).

15. Учебная зона логопедического кабинета: доска, магнитная доска, место для крепления наглядности.

16. Раздаточный материал к занятиям по обучению грамоте для подготовительной логопедической группы (фишки карточки для составления схемы предложения, счётные палочки, фишки для ударения и игры «Светофорчики», цветные шерстяные нитки для выкладывания букв на бархатной бумаге).

17.

Логопедический уголок для родителей, расположенный в прихожей группы.

До новых встреч!

С каких звуков начинать работу — простые рекомендации

Проблемы с произношением звуков у детей в дошкольном возрасте встречаются довольно часто, а количество таких звуков может достигать 7 и более. Один из вопросов, которые задают себе начинающие специалисты звучит так: «С каких звуков начинать работу логопеду?»

Содержание:

С каких звуков лучше начинать работу логопеду

Улучшая качество произношения, рекомендуется начинать со звуков раннего онтогенеза, которые дети в большинстве случаев начинают произносить до трех лет. Ими являются те звуки, артикуляция которых наиболее простая. Кроме этого, эти звуки являются опорными для постановки более сложных звуков. Примерами таких звуков являются:

Гласные звуки: «А», «У», «И», «О», «Э», «Ы». Согласные звуки: «Б-П», «В-Ф», «Д-Т», «Г-К», «М», «Н», «Х».

Работа на поставку звуков выполняется последовательно, ведь таким образом ребенку будет проще, а результативность занятий с логопедом только возрастет. Чаще всего работу начинает  с звуков, которые хорошо получаются у ребенка.

Постановка выполняется по подражанию, с жестовой подсказкой или механической помощью, с, применением приемов пассивной артикуляционной гимнастики, когда логопед своими руками помогает сформировать правильный артикуляционный уклад.

Опорные звуки в речи

Опорные звуки —  это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции, но произносимые ребенком правильно.

Все названные выше звуки являются опорными для других. Если ребенок правильно произносит все опорные звуки, то намного проще будет улучшить его произношение более сложных звуков (шипящих, свистящие, соноров). Ниже представлены примеры опорных звуков:

Для звука «С» это звуки «И» и «Ф». Для звука «Ж» это звуки «В» и «З». Для «Ц» это звуки «Т» и «С».


Смотрите также

Top