Для детей занимательная математика


Занимательная математика для дошкольников | Азбука воспитания

Как научить ребенка считать и любить математику? Что можно сделать для того, чтобы облегчить процесс познания мира математики? Это не так уж и сложно, как может показаться. Надо лишь методически заниматься этим и создавать малышу все условия.

Прежде чем Вы начнете заниматься со своим малышом, прочтите несколько советов:

  • Маленький ребёнок не может длительное время сохранять одну и ту же позу, выполнять одно и тоже действие. Поэтому не надо сердиться, если Ваш малыш будет отвлекаться, сползать со стула на пол или вдруг задаст вопрос совершенно «из другой оперы».
  • Если Вы в своих занятиях будете использовать какой-то наглядный материал — карточки, картинки, игрушки, то познакомьте ребёнка со всем этим заранее. Это делается для того, чтобы во время занятия малыш не отвлекался от учёбы на разглядывание новых для него вещей.
  • Скорее всего Вы будете заниматься с малышом по какой-нибудь книге. Не старайтесь «пройти» её побыстрее и обязательно время от времени возвращайтесь к пройденному. Память малышей ещё очень не устойчива.
  • Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Поэтому используйте побольше игр, считалок и стишков.
  • Для занятий Вам потребуется счётный материал. В качестве такового можно использовать крупные пуговицы, игрушки из Киндерсюрприза, детали от Лего. Также понадобятся карточки с картинками. Для этого можно использовать наклейки.

У вас родился ребенок, и вы вне себя от нахлынувшего счастья только от осознания того, что вы теперь стали счастливой матерью и, наконец, будет кому передать свою материнскую любовь и знания. Недаром, испокон веков, все ведущие философы всячески подчеркивали, что когда родители хотят вырастить своего ребенка по образу и подобию, жестко или мягко, то они вольно или невольно хотят, чтобы их малыш был похож на самих себя. Этот процесс и называется воспитанием.

Ведущие психологи в один голос уверяют нас, что доброта и широта души вашего ребенка вольно или невольно должны помочь в достижении его целей. И действительно, добрым быть легче, чем умным. Недаром в народе говорят, что добрый помогает всем, тогда как умный – только нуждающимся. И если вы хотите видеть своего ребенка не только добрым, но и умным, то нужно начинать весь процесс воспитания с младенчества. Но с чего нужно начинать?

Начинать нужно с малого. С логики. Чтобы ваш ребенок смог уверовать в существование причинно-следственных связей, вы всегда должны и обязаны выполнять свои родительские обещания (например, “если ты будешь хорошо себя вести, то мы обязательно сходим в зоопарк”.)

Если ваш малыш уже всерьез увлекается детскими книжками, то будет полезно присовокупить и словесные логические загадки и задачи с ответами, вроде: “Если это так, то это потому что…” или “Что будет, если я сделаю все наоборот?” “Как все это можно объяснить?” Развитию логики помогают простые детские загадки, головоломки, ребусы. Возьмите себе за правило, хотя бы раз в неделю устраивать вечера загадок. Научите ребенка самого составлять ребусы.

Ваш ребенок входит в стадию, когда ему становится все крайне интересным и на его любопытстве можно и нужно сыграть, чтобы он смог поскорее познавать и главное – понимать окружающий мир. И простая житейская логика только будет ему на пользу.

Чтобы вашему ребенку было полегче все это понять и осознать, то будет полезным включать в сюжетно-ролевые игры некие элементы уже готовых умозаключений, вроде: “Твои куклы ложатся вечером спать, потому что они устают за день. Но мой Володя тоже устал, и ему тоже пора ложиться отдыхать.”

Можно также показать и такой пример из мира “Мойдодыра”, что если “дети не будут мыться и причесываться, то остальные дети в детском саду не будут с ним играть.” Уже в процессе взросления вашего ребенка можно будет давать гораздо более глубокие понятия с логическим подтекстом. Здесь нужно применять главный и основной принцип – чтобы ваш ребенок уже начал отчетливо понимать, что в этом мире всегда есть как причина, так и следствие.

Как запомнить графическое изображение цифр?

Очень часто бывает так, что малыш прекрасно считает до 1 до 10, но самостоятельно найти цифру, изображенную на картинке, никак не может. Графический образ цифры для него — это сложное абстрактное понятие. Развитие абстрактного мышление не простой процесс, как считают детские психологи. И без помощи взрослых здесь не обойтись.

Очень часто малыши путают цифры, немного похожие друг на друга, например 6 и 9, 8 и 3, 4 и 7. И эту проблему ни в коем случае нельзя упускать. Крохе нужно помочь разобраться в таких сложных, для его восприятия, графических образах. Малышу будет гораздо легче запомнить цифру, если он сможет найти её сходство с каким-нибудь предметом или животным: 2-лебедь, 8-очки.

Если мама сможет подобрать интересные стихотворения о цифрах, то процесс запоминания будет еще более легким. Как помочь малышам? Главное, не стоит сердится на детей, если они не схватывают все «на лету». Это для Вас, взрослых, все легко и просто, а для детей, только приступившим к овладению цифрами и счетом, все очень сложно. Любой педагог или детский психолог Москва подтвердит, что самым действенным способом запоминания нового материала для детей послужат игровые занятия по математике.

Математическая игра «Найди цифру” Для этой игры потребуется:

нарисованные (напечатанные) на бумаге цифры от 1 до 9 рисунки, похожих на цифры, предметов.

Малыш смотрит на рисунок и затем угадывает, какая же цифра в нем спряталась. Затем мама показывает цифру 2 и просит малыша найти рисунок, похожий на эту цифру.

“На что похожа цифра” Мама спрашивает у ребенка, на какую цифру похожи очки, и кроха должен показать цифру 8.

Математическая игра «Угадай, что за цифра»? Мама читает стихотворение, ребенок должен назвать цифру, о которой шла речь в стихотворении, а затем найти её и показать.

По воде скользит едва, Словно лебедь, цифра два. Шею выгнула дугой,

Гонит волны за собой.

***

На горе четыре мыши Перепутали все лыжи, А ежи, четыре братца,

Помогли им разобраться!

***

Что за вишенка, дружок, Кверху загнут стебелек? Ты ее попробуй съесть,

Эта вишня — цифра …

Математическая игра “Картонные цифры” Для этой игры надо будет заранее вырезать цифры из картона. Малыш закрывает глазки, берет одну картонную цифру и на ощупь угадывает, что же это за циферка.

Математическая игра «Потерянные цифры» На картоне печатаются цифры от 1 до 9. Затем каждая из них разрезается на две части. Малыш должен их восстановить. Если для него это задание слишком легкое, его можно усложнить, разрезав цифры на 3, 4 или 6 частей.

“Что там на спинке” Малыш ложится на живот, а мама рисует у него на спинке пальчиком цифру. Кроха должен угадать, что же это за цифра.

Занимательная математика и счет для дошкольников

Занимательная математика для дошкольников и малышей Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам.

Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе. Ведь современная школьная программа довольна насыщенна и далеко не проста даже для первоклашки.

Овладение дошкольником навыками счета и основами математики дома, в игровой и занимательной форме поможет ему в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Занимательные задачи

Сколько ушей у трёх мышей? Сколько лап у двух медвежат? У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2. остальные сгорели) В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? ( отдать одно яблоко вместе с корзиной).

На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько — на берёзе яблоки не растут.)

Задачи в стихах

Яблоки с ветки на землю упали. Плакали, плакали, слезы роняли Таня в лукошко их собрала. В подарок друзьям своим принесла Два Сережке, три Антошке, Катерине и Марине, Оле, Свете и Оксане, Самое большое — маме. Говори давай скорей,

Сколько Таниных друзей?

С неба звездочка упала, В гости к детям забежала. Две кричат во след за ней: «Не за будь своих друзей!» Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

Скоро праздник. Новый Год, Встанем в дружный хоровод. Звонко песенку споем, Всех поздравим с этим днем. Приготовим всем подарки, Этот праздник очень яркий. Кате, Маше и Аленке Мы подарим по Буренке, А Андрюше и Витюше – По машине и по груше. Саша будет рад Петрушке И большой цветной хлопушке. Ну а Танечке — Танюше – Бурый мишка в сером плюше. Вы, друзья, гостей считайте

Имена их называйте.

Решила старушка ватрушки испечь. Поставила тесто, да печь затопила. Решила старушка ватрушки испечь, А сколько их надо — совсем позабыла. Две штучки — для внучки, Две штучки — для деда, Две штучки — для Тани, Дочурки соседа… Считала, считала, да сбилась, А печь-то совсем протопилась!

Помоги старушке сосчитать ватрушки.

В рыбьем царстве к осетру Приплывают по утру Три молоденькие щучки, Чтоб ему почистить щечки, А четыре чебака Моют брюхо и бока. Посчитай-ка, детвора, Сколько слуг у осетра?

В.Кудрявцева

Жили-были у жилета Три петли и два манжета. Если вместе их считать Три да два, конечно, пять! Только знаешь, в чём секрет? У жилета нет манжет!

Г.Новицкая

Шесть орешков мама-свинка Для детей несла в корзинке. Свинку ёжик повстречал И ещё четыре дал. Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

Три зайчонка, пять ежат Ходят вместе в детский сад. Посчитать мы вас попросим, Сколько малышей в саду? Пять пирожков лежало в миске. Два пирожка взяла Лариска, Еще один стащила киска. А сколько же осталось в миске? У нашей кошки пять котят, В лукошке рядышком сидят. А у соседской кошки — три! Такие милые, смотри! Помогите сосчитать, Сколько будет три и пять? Семь гусей пустились в путь. Два решили отдохнуть. Сколько их под облаками? Сосчитайте, дети, сами. Яблоки в саду поспели, Мы отведать их успели Пять румяных, наливных, Два с кислинкой.

Сколько их?

На забор взлетел петух, Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов?

Три цыпленка стоят На скорлупки глядят. Два яичка в гнезде У наседки лежат. Сосчитай поверней, Отвечай поскорей: Сколько будет цыплят

У наседки моей?

Шесть веселых медвежат За малиной в лес спешат Но один из них устал, А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

Расставил Андрюшка В два ряда игрушки. Рядом с мартышкой – Плюшевый мишка. Вместе с лисой – Зайка косой. Следом за ними – Ёж и лягушка. Сколько игрушек

Расставил Андрюшка?

Дарит бабушка лисица Трём внучатам рукавицы: «Это вам на зиму, внуки, рукавичек по две штуки. Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!»

Подогрела чайка чайник, Пригласила девять чаек, «Приходите все на чай!»

Сколько чаек, отвечай!

Белка на елке грибочки сушила, Песенку пела и говорила: «Мне зимой не знать хлопот, Потому что есть грибок: Белый, рыжик, два масленка, Три веселеньких опенка. Подосиновик велик, Этим он и знаменит < А лисичек ровно шесть.

Ты попробуй все их счесть!»

Мы с мамой в зоопарке были, Зверей с руки весь день кормили. Верблюда, зебру, кенгуру И длиннохвостую лису. Большого серого слона Увидеть я едва смогла. Скажите мне скорей, друзья, Каких зверей видала я? А если их вы счесть смогли,

Вы просто чудо! Молодцы!

Дождик, лей веселей! Теплых капель не жалей! Пять Сережке, три Антошке, Две Валюше и Катюше. А для мамы и для папы Сорок будет маловато. Ну а вы друзья считайте,

Сколько капель отвечайте!

По тропинке вдоль кустов Шло одиннадцать хвостов. Сосчитать я также смог, Что шагало тридцать ног. Это вместе шли куда-то Петухи и поросята. А теперь вопрос таков: Сколько было петухов? И узнать я был бы рад Сколько было поросят? Ты сумел найти ответ? До свиданья, всем привет! Н.Разговоров Вдоль овражка Шла фуражка, Две косынки, Три корзинки, А за ними шла упрямо Белоснежная панама. Сколько всего шло детей?

Отвечай поскорей!

Как-то вечером к медведю На пирог пришли соседи: Ёж, барсук, енот, «косой», Волк с плутовкою лисой. А медведь никак не мог Разделить на всех пирог. От труда медведь вспотел — Он считать ведь не умел! Помоги ему скорей — Посчитай-ка всех зверей.

Б.Заходер

Семь весёлых поросят У корытца в ряд стоят. Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца?

Четыре гусёнка и двое утят В озере плавают, громко кричат. А ну, посчитай поскорей —

Сколько всего в воде малышей?

На базаре добрый ёжик Накупил семье сапожек. Сапожки по ножке — себе, Поменьше немного — жене. С пряжками — сыну, С застёжками — дочке. И всё уложил в мешочке. Сколько в семье у ёжика ножек?

И сколько купили сапожек?

Пять цветочков у Наташи, И ещё два дал ей Саша. >Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет два и пять?

Привела гусыня – мать Шесть детей на луг гулять. Все гусята, как клубочки,

Три сынка, а сколько дочек?

Четыре спелых груши На веточке качалось Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?

Внуку Шуре добрый дед Дал вчера семь штук конфет. Съел одну конфету внук.

Сколько же осталось штук?

Мама вышила ковёр. Посмотри, какой узор. Две большие клеточки В каждой по три веточки Села Маша на кровать, Хочет ветки сосчитать. Да никак не может

Кто же ей поможет?

Раз к зайчонку на обед Прискакал дружок-сосед. На пенёк зайчата сели И по пять морковок съели. Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

Под кустами у реки Жили майские жуки: Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать?

В снег упал Серёжка, А за ним Алешка. А за ним Иринка, А за ней Маринка. А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

Подарил утятам ёжик Восемь кожаных сапожек. Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

Как под ёлкой встали в круг Зайка, белка и барсук, Встали ёжик и енот, Лось, кабан, лиса и кот. А последним встал медведь,

Сколько всех зверей? Ответь!

Занимательная математика и счет для дошкольников

Игровые занятия для малышей 5 по 5 (2 г. 6 мес.)

Сделайте 5 фигур. Например: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал. Каждую фигуру выполните в 5 цветах. Получится 25 фигур. Потом можете расширить количество. Фигуры наклейте на картон. Желательно обклеить липкой пленкой. Первое занятие: попросите ребенка разложить отдельно все красные фигуры; отдельно — зеленые и т.д. Такое занятие можно проводить очень долго, постоянно возвращаясь к нему. Второе занятие: предложить разложить по фигурам (отдельно — квадраты; отдельно — круги и т.д.) Третье занятие: раскладывать фигуры таким образом: красные фигуры впереди ребенка, зеленые — позади…

Счет в быту (1 г. 6 мес.)

Считать все вместе с ребенком. Отметим, что и как в большинстве подобных занятий, начинать надо не с понуканий вроде «Ну давай с тобой ступеньки пересчитаем!», а Вам самому считать и для своего удовольствия. В начале Ваша цель — продемонстрировать ребенку возможности устного счета, вызвать интерес к нему. — Сколько ступенек. — Сколько яблок купили.

— Сколько вилок на столе. и т.д.

Карточки (1 г. 6 мес.)

Сделать карточки с цифрами (в начале до 10).Обклеить их пленкой. Учится выкладывать их по порядку.

Изучаем ноль (2 года)

Ввести ноль можно с помощью таких вопросов: — Сколько коров в кармане?

— Сколько у нас дома крокодилов? и т.д.

— Поставить на стол 5 кубиков. Убирать по одному и спрашивать сколько осталось. Сначала 1 кубик (останется 4) потом еще 1 и т. д. Пока не останется 0.

Считаем,используя стихи (1 г. 6 мес)

Леонид Яхнин. «Скамейки». (Нарисуйте разноцветные скамейки или выложите их из геометрических фигурок и сосчитайте. )

В нашем парке на аллейке Разноцветные скамейки: На коричневой скамейке Две шумливые семейки. На другой скамейке, белой, Только девочка сидела. А вблизи скамейки красной Лег бульдог большой, опасный. Бабушка сидит на синей,

На коленях-кот в корзине.

Два рабочих взяли рейку — Чинят желтую скамейку. Мы усядемся с тобой На скамейке голубой. А на самой отдаленной, На скамеечке зеленой — Вырезные листья клена. Всем хватило по скамейке

В нашем парке на аллейке.

Владимир Орлов. «Я считаю» (После прочтения стихотворения предложите ребенку выложить фигурки, похожие на животных или любые геометрические фигуры, затем сосчитать, сколько всего животных живет в зоопарке)

Все, что вижу во дворе я, Все, что вижу на пути, Я умею, я умею Сосчитать до десяти. Еду с мамой в зоосад И считаю всех подряд. Пробегает дикобраз, Это-раз. Чистит перышки сова, Это — два. Третьей стала росомаха,

А четвертой — черепаха.

Серый волк улегся спать, Это-пять. Попугай в листве густой, Он — шестой. Вот лосенок рядом с лосем, Это будет семь и восемь. Девять — это бегемот. Рот, как бабушкин комод. В клетке ходит лев косматый, Он последний, он десятый. Дальше мне не сосчитать —

Надо снова начинать!

Из книги «Расскажи стихи руками» (по мотивам английского фольклора, перевод В. Егорова) «Котята» (Попросите Ребенка приготовить пять геометрических фигурок. Во время чтения стихотворения Ребенок должен убирать по одной фигурке. Сколько котят осталось в комнате?)

Вот пятеро котят. Один ушел — и нет его. Ну нет его — и нет. Котят осталось четверо. Вот четверо котят. Один ночной порою На дерево залез — котят осталось трое. Но где-то запищал мышонок тонко-тонко. Котенок услыхал — осталось два котенка. Один из них с мячом исчез в дверях бесследно, А самый умный — тот, оставшийся, последний-

Лакать за пятерых стал молоко из миски.

Загибать или поглаживать пальцы (2.5 года)

У кого больше. В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи т.д. Положите в вазу или коробку пуговицы (орехи). Теперь по очереди бросайте кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет — подсчитайте, у кого больше.Найди пару.Поставьте перед ребёнком 4-5 разных игрушек. (кубик, шарик, матрёшка, зайчик…) Ещё примерно столько же игрушек поставьте в стороне. Предложите малышу найти 2 одинаковых игрушки: 1) по цвету; 2) по форме; 3) по размеру (величине). Если ребёнок выбрал не ту игрушку, приложите две игрушки друг к другу. Спросите: «Это разве одинаковый цвет?» «Разве кубик тоже круглый?» Вариант: То же задание, но с картинками.

Следует чередовать занятия с предметами и картинками. Что изменилось?Вариант1: развиваем зрительную память.

Поставьте перед ребёнком 4-6 игрушек. Посчитайте: первый — Мишка, второй — зайчик и т.д. Затем попросите малыша отвернуться и поменяйте две игрушки местами. Малыш должен угадать, что изменилось.Вариант2: Дальше-ближе. Поставьте перед малышом домик и на разном расстоянии от него 3 игрушки. Определите, кто ближе к домику, кто дальше. Затем попросите ребёнка отвернуться и измените положение 2 игрушек. «А теперь кто ближе к домику? Кто дальше от домика?»Вариант3: Выше-ниже.

Поставьте на стол 3-4 кубика разной высоты, и на них разные игрушки. Выясните какая игрушка выше всех, какая ниже. Затем попросите ребёнка отвернуться и поменяйте местами две игрушки. «А какая игрушка теперь выше всех?»

Пой-ка, подпевай-ка: Десять птичек — стайка. Эта птичка — соловей, Эта птичка — воробей. Эта птичка совушка, Сонная головушка.

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель, Эта птичка — скворушка, Серенькое перышко. Эта — зяблик. Эта — стриж. Эта — развеселый чиж. Ну, а эта — злой орлан.

Птички, птички по домам!

Математика для малышей в игре

Вырежьте из плотной бумаги комплекты фигурок животных или игрушек, например, кукол, матрешек. Все фигурки в комплекте должны быть разного размера и цвета. На листе бумаги нарисуйте домики, тоже разных размеров.

Мишки идут на прогулку

Попросите ребенка найти самого большого мишку и положить его первым. (подчеркните интонацией это понятие: «первая»), затем найдите самого маленького. И, наконец построим по росту всех остальных. Если ребенок затрудняется, предложите приложить одну фигурку к другой .Когда все фигурки будут выстроены по росту, придумайте с малышом имена каждому персонажу. Затем спрашивайте: «кто у нас второй?» «Филя». Кто у нас последний, шестой?» — «Мотя».

Найти домик для каждого мишки

Смысл игры тот же — расставить предметы по росту и поупражняться в порядковом счете. Сначала расставляем по росту фигурки, а затем подбираем по размеру домики для них.

Ищем игрушку

Возьмите любую игрушку, например, медвежонка, расскажите, что он ищет матрешку, которая стоит перед синей (после зеленой, между желтой и красной, справа от синей, слева от фиолетовой). Освоение понятий «перед», «после», «между», «справа», «слева» поможет вашему ребенку ориентироваться в окружающем мире.

Ищем игрушку 2

К этой игре стоит заранее подготовиться — положите изображения матрешек на большой лист бумаги и обведите их. Сначала можно сделать рисунки в один ряд, а когда малыш легко будет справляться с этим заданием, расположите контуры на листе «в рассыпную». Расскажите малышу, что у каждой матрешки есть свое место, покажите контуры матрешек. Но однажды после прогулки матрешки перепутали свои места. Предложите ребенку помочь им. Эта игра хорошо развивает глазомер, вырабатывает привычку доводить начатое дело до конца.

Считай, не ошибись!

Помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе.

Найди игрушку

Ребенок-водящий выходит из комнаты. В это время прячут игрушку. Затем ребенку объясняют, где можно её найти: “Надо встать перед столом, и пройти 3 шага вперед, два налево и т.д. ”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Когда дети хорошо станут ориентироваться, задания можно усложнить – давать не описание местонахождения игрушки, а схему. По схеме дети должны определить, где находится спрятаны предмет.

Знакомимся с цифрами

Для игры понадобятся счетные карточки с картинками. (можете скачать zip. выше), цифры (на карточках или любые другие), фишки. Играть лучше всего вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача — найти карточек с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку.

Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так — выложите фишке в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.

Угадайка

Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает: «Под второй?». — «Нет, больше».

У кого больше

В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи т.д. Положите в вазу или коробку пуговицы (орехи). Теперь по очереди бросайте кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет — подсчитайте, у кого больше.

Логические задачи для дошкольников

Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике.

Догадайся, в каких домиках жили звери?

Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка — не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая?

Кого из них как зовут?

У Миши три тележки разного цвета: Красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой — не юлу и не неваляшку.

Что повезет Мишка в каждой из тележек?

Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.

В каких вагонах  едут мышка и цыпленок?

Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.

Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)

Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже  и не на нижнем.

На каком этаже живет каждый из мальчиков?

Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле — не зеленую и не желтую. Оле — не желтое и не красное.

Какая ткань для какой из девочек?

В трех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей  и не в оранжевой тарелке. Апельсины не в синей и в розовой тарелке. В какой тарелке лежат сливы?

А бананы и апельсины?

Под елкой цветок не растет, Под березой не растет грибок. Что растет под елкой,

А что под березой?

Антон и Денис решили поиграть. Один с кубиками, а другой машинками. Антон машинку не взял.

Чем играли Антон и Денис?

Вика и Катя решили рисовать. Одна девочка рисовала красками, а другая карандашами.

Чем стала рисовать Катя?

Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром. Рыжий клоун выступал не с мячиком, А черный клоун выступал не с шариком.

С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?

Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?

Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам. Грузовая машина ехала не по узкой дороге. По какой дороге ехала легковая машина?

А грузовая?

Учимся определять время по часам

Сначала сделаем муляж часов. Прекрасно изготовляется из коробки из-под торта, торт можно съесть. Сложность в другом: многие годы и многие дети привели нас к мысли, что обычные стенные часы являются ненужной учебной нагрузкой и эти занятия нужно упрощать и делать поэтапно.

Сначала мы делаем обычный циферблат, но минутные черточки мы оставляем голыми, не определяя количество минут и минутную стрелку тоже упраздняем. Время делится на :

  • час,
  • чуть больше часа,
  • половина второго(или час с половиной),
  • около двух,
  • два,
  • чуть больше двух и так далее.

Когда эта часть окончена и ребенок ориентируется по часовой стрелке совершенно уверенно, мы переходим к работе с минутной стрелкой в пределах одного часа(60 минут), но это можно вести и параллельно. И не торопитесь совмещать стрелки!

Работа с часовой стрелкой может быть начата года в 3,5- 4, и мы не видим особенных причин торопиться.

Большинство первоклассников не в состоянии по часам со стрелками определить время. Это медицинский факт.

Очень часто создается впечатление, что ребенок шести-семи лет вот-вот научится точно определять время, но время идет, а путаница продолжается.

Нам кажется, что эта проблема легко объясняется тем, что соединить в сознании два наложенных друг на друга циферблата- часовой и минутный — для детского ума колоссальная нагрузка, и учить определять время по таким часам ребенка не следует.

Выбросьте минутную стрелку и деление циферблата на минуты. Остается 12 цифр и деление времени на , например, четыре, чуть больше четырех, половина пятого, около пяти, пять, чуть больше пяти. Такого грубого дробления времени для ребенка предостаточно, и этому можно учить, начиная с четырех- четырех с половиной лет. Пусть на это уйдет ГОД. Не форсируйте события.

Только, когда ребенок в совершенстве будет чувствовать положение часовой стрелки, очень медленно, по минутке, вводите второй параллельный циферблат. Не торопитесь с четвертями (четверь и без четверти), не торопитесь с без пяти, без десяти и т.д. К этому следует переходить на следующем, отдельном этапе. Пусть ваши настенные часы в комнате или на кухне долго будут иметь только часовую стрелку, а вот цифры можно менять, римские цифры можно вводить почти сразу.

А если мы давно уже даем все понятия и кажется. что победа близка, правильно ли идти дальше или все-таки вернуться к циферблату с часовой стрелкой?

Думаем, что введение на какое-то время циферблата только с часовой стрелкой создаст у ребенка правильное ощущение времени и улучшит его отношения с часами.

 Мозаика из пуговиц — развивающая игра для детей

В 6 лет у детей происходит иннервация (снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой). Становятся чувствительными верхние фаланги пальцев (подушечки).

Почему пуговицы?

Разная фактура, много цветов, оттенков, размеров и форм. Отсутствует заданная форма для композиции. У ребёнка развиваются ощущение пространства и чувство цвета. Занятия с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики. Вы можете купить такие пуговицы в любом магазине, а для первых занятий использовать запасы в вашем доме. Наверняка ваш шкафы хранят одежду, которую вы не носите. Спорите с нее пуговицы и можете приступать к занятиям.

Но главная идея “пуговичной мозаики” в том, чтобы к школе у ребёнка сформировались образы множеств 2, 3, 4, 5. Для этого ещё до шести лет с ребёнком надо наиграться на закрепление образов множеств через предметы. Это надо делать только через реальный мир, не информационно (мультфильмы и книжки), а через сенсорное восприятие: тактильность, осязаемость, обоняние и т.д. Взаимодействие с обьектом (котёнок, стульчик, игрушечная машинка и т.п.) гораздо эмоциональнее, поэтому образы ярче и фиксируются чётко.

Сколько глазиков? Два. А ушка? Два. Покажи два пальчика. А лапок у кошки? Четыре.

Ни в коем случае не надо считать, просто назвать — четыре.

Когда образы закрепятся, т.е. ребенок легко без присчёта показывает 2,3,4, можно переходить к оперированию с множествами на пальцах или на любом другом счётном материале. А четыре как еще можно показать? Два и два. На руке пять пальцев. А если разбить на две группы, на три? Как по-другому можно показать три да три? Это пять и один. И чем больше вариантов проиграно, тем чётче у рёбенка закрепляются образы множеств. А как можно 10 разделить? Опять поиск разных вариантов.

Можно использовать крупные косточки, орехи, камешки и т.п. Идеальное занятие перебирать крупу по 3 зёрнышка, по 2, по 4. Вполне смысловая и полезная деятельность. Так же можно большое количество чего-либо поделить по множествам. Десятка вполне достаточно, чтобы в школе легко давался и устный счёт четырёхзначных чисел (не прибегая к счету столбиком), и таблица умножения — зубрить не придётся. Она легко усваивается при навыке оперирования образами множеств внутри себя. Когда ребёнок выкладывает из пуговиц свои узоры, рисунки, он невольно работает с образами множеств. Мозаика из пуговиц очень полезная развивающая игра для детей.

Занимательная математика. Расстановка знаков

занимательная математика, математика 14/03/2013 admin Добавить комментарий

Расстановка знаков 1. Между цифрами (числами) поставьте знаки таких арифметических действий, чтобы было удовлетворено равенство: 

  • Читать далее Занимательная математика. Расстановка знаков →
математика Загадки, занимательная математика, математика 14/03/2013 admin Добавить комментарий

Вставь числа в загадки В предложенных загадках пропущены числа (записанные словами). Ответ на загадку известен. Ваша задача – вставить правильные числа-слова (числительные) в текст загадки. Читать далее Математические загадки для детей →

занимательная математика, математика 14/03/2013 admin 1 комментарий

ПОПРОБУЙ ПРОЧИТАЙ

Попытайтесь как можно быстрее прочитать группу слов, зашифрованных с использованием цифр, чисел и числовых выражений. Выигрывает самый внимательный, сообразительный и быстрый. Читать далее Занимательная математика. Весёлые познавательные конкурсы →

математика занимательная математика, интеллектуальные игры, математика 09/01/2013 admin 2 комментария

Математические Игры: Улучшите свои логические способности, покажите математические знания и пошевелите извилинами.

Игра 1 Читать далее Занимательная математика. Игры →

Интелектуальные игры занимательная математика, математика 09/01/2013 admin Добавить комментарий

В труде, в учении, в игре, во всякой творческой деятельности нужны человеку сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать. Для вне программных занятий, бесед и развлечений в свободный вечер, в семейном кругу и с друзьями, или в школе на внеклассных встречах математические фокусы. Читать далее Занимательная математика. Фокусы →

математикафокусы для начинающих занимательная математика, математика 15/11/2012 admin Добавить комментарий

Продолжаем веселиться. Занимательная математика — Среднеарифметическое. Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувство юмора, попытайтесь отыскать среднеарифметическое не чисел, как на уроках, а тех предметов и существ, которые нас окружают. Читать далее Занимательная математика — Среднеарифметическое →

занимательные уроки занимательная математика, математика 09/11/2012 admin Добавить комментарий

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СЛОВА

Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова и названия геометрических фигур, которые в них «вписались». Читать далее Математические шарады. Геометрические слова →

геометрия занимательная математика, математика 09/11/2012 admin Добавить комментарий

Он грызун не очень мелкий, Ибо чуть побольше белки. А заменишь «У» на «О» — Будет круглое число.

(Сурок — сорок) Читать далее Математические шарады →

математика занимательная математика, математика 09/11/2012 admin Добавить комментарий

1. Пришёл мельник на мельницу. Видит в каждом углу по 3 мешка, на каждом мешке по 3 кошки, у каждой кошки по три котёнка, у каждого котёнка — по мышонку. Сколько ног? Читать далее Веселая математика Загадки шутки →

Загадки шутки занимательная математика, математика 09/11/2012 admin Добавить комментарий

Веселая математическая викторина для школьников. Викторины и конкурсы позволят вам провести весёлые, нестандартные и интересные мероприятия с детьми школьного возраста.Они значительно оживят изучение такой строгой, «сухой», а для многих даже и «страшной» дисциплины, какой является математика, научат ребят пользоваться полученными знаниями, терминологией, разовьют их память и логику. Читать далее Веселая математическая викторина для школьников →

викторины

Программа кружка «Занимательная математика» для детей 3–4 лет

Каримова Айгул Комильевна Программа кружка «Занимательная математика» для детей 3–4 лет

Пояснительная записка

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Рабочая программа составлена на основании программ Л. Г. Петерсон, Н. П. Холиной «Игралочка» и «РАЗ - ступенька, ДВА - ступенька».

Цель кружка «Занимательная математика»: Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Направленность программы.

Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те кто проявляет интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что-то новое. К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Основные задачи программы:

• научить решать логические задачи на разбиение по свойствам;

• ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

• развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

• усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

• развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

• развитие творческих способностей.

• закрепление представлений о величине;

• развитие способности группировать предметы по цвету и величине;

• освоение способов измерения с помощью условной мерки;

• развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;

• развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.

• Дать представления о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств.

• Учить считать по образцу и названному числу.

• Продолжить учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.

• Учить воспроизводить количество движений по названному числу.

• Учить писать цифры от 1 до 10.

• Учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.

• Упражняться в различении количественного и порядкового счета в пределах 10.

• Учить составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.

• Учить, как из неравенства сделать равенство.

• Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

• Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия.

• Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

• Ознакомление с плоскими геометрическим фигурами - ромб, цилиндр, трапеция, конус, призма.

• Ознакомление с объемными геометрическими телами - цилиндр, конус, призма.

• Составление геометрических фигур из палочек и преобразование их. Рисование фигур, символические изображения из геометрических фигур в тетради в клетку.

Работа распределяется по разделам:

Количество и счет.

Ознакомление с геометрическими фигурами.

Определение величины.

Ориентировка во времени и в пространстве.

Решение логических задач.

Участники:

1 год – дети 3-4 лет.

2 год – дети 4-5 лет.

3 год – дети 5-6 лет.

Работа с детьми строится на основе системы дидактических принципов:

- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;

- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности) ;

- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ;

- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности) ;

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;

- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Режим занятий.

1 год. 2 раза в неделю 15-20 мин.

2 год. 2 раза в неделю 20-25 мин.

3 год. 2 раза в неделю 25-30 мин.

Формы проведения занятий:

- в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;

- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;

- в занятия включены: работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.

Методы:

- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);

- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции) ;

- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов).

Перспективное планирование совместной деятельности детей и взрослых

Раздел Задачи Игры

Количество

и счет Развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, совершенствование навыков счета, счет предметов слева направо, согласование числительных с сущ. в роде, числе. Знакомство с математическими знаками +,-,=, ,и их написание. Знакомятся с составом числа из 2-х меньших. Учить соотносить числа от0 до9 с количеством предметов. Учить решать арифметические задачи развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. Совершенствование навыков счета, формирование устойчивого интереса к математическим знаниям, развитие внимания, памяти. «Назови следующее, предыдущее число»,

«Назови соседей»,

«Назови меньше на 1, больше на 1»,

«Вверх, вниз по числовой лестнице»,

«Составь и реши задачу»

Ознакомление с геометрическими фигурами Закрепить представление о геометрических фигурах, представление о многоугольнике. Знакомство с геометрической фигурой - трапеция. Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Изображение фигур в тетради в клетку, составление символических изображений животных из геометрических фигур. «Назови предметы данной формы»,

«Что общего и чем отличаются фигуры»,

«Найди предмет

такой же формы»,

«Подбери фигуры по цвету, размеру и форме»,

«Найди лишнюю фигуру»,

«Конструктор»,

«Почини одеяло»,

«Танграм», «Пифагор».

Определение величины Учить делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закрепляют умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, обозначают величину следующими словами: высокий- низкий, длинный- короткий и т. д. Продолжать учить понимать зависимость величины предметов от пространственного расположения. «Подбери шарф для куклы»,

«Подбери мебель для 3-х медведей»,

«Что выше?»,

«Построим забор».

Ориентировка во времени и в пространстве Уточнение и закрепление знаний о временах года, месяцах, днях недели. «Вчера, сегодня, завтра»,

«Дни недели»,

«Режим дня»,

«Когда это бывает?»,

«Что перепутал художник?»

Решение логических задач Развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) Кубики Никитина,

Блоки Дьенеша,

Палочки Кьюизене,

«Волшебный квадрат», «Соты», «Волшебный круг»,

Кроссворды и задачи в стихах

Календарное планирование работы кружка «Занимательная математика» для детей 3-4 лет

№ Наименование мероприятий Месяц Количество занятий

1 Развитие зрительного внимания.

1. «Раскрась две одинаковые матрёшки».

2. «Раскрась двух одинаковых зайчиков».

3. «Раскрась два одинаковых ведра».

4. «Раскрась две одинаковые ёлочки». октябрь 8

2 Развитие концентрации зрительного внимания.

1. «Закрась овощи, которые есть в путанице».

2. «Закрась геометрические фигуры, которые есть в путанице».

3. «Закрась цифры, которые есть в путанице».

4. Закрась фрукты, которые есть в путанице». ноябрь 8

3 Анализ и синтез предметов сложной формы.

1. «Закрась геометрические фигуры, из которых нарисована кошка».

2. «Закрась геометрические фигуры, из которых нарисован зайчик».

3. «Закрась геометрические фигуры, из которых нарисована собачка».

4. «Закрась геометрические фигуры из которых нарисована машина». декабрь 8

4 Поиск недостающих предметов.

1. «Дорисуй мячик».

2. «Дорисуй ёлочку».

3. «Дорисуй домик».

4. «Дорисуй карандаш». январь 8

5 Ориентировка в пространстве.

1. «Закрась кубик справа – красным цветом, в середине – жёлтым, слева – синим».

2. «Нарисуй справа от мишки мяч, а слева – грибок».

3. «Закрась карандаш справа – зелёным, в середине – красным, слева – жёлтым»».

4. «Нарисуй справа от ёлочки зайчика, а слева – мишку». февраль 8

6 Количество и счёт.

1. «Дорисуй шарики».

2. «Посчитай игрушки и узнай на каком они месте».

3. «Нарисуй кружков столько, сколько корабликов».

4. «Сосчитай». март 8

7 Ориентировка во времени.

1. «Дорисуй картинку».

2. «Назови дни недели».

3. Узнай последовательность частей суток».

4. «Когда это бывает» Апрель. 8

8 Словесные логические игры.

1. «Задачи - шутки».

2. «Назови части суток, которые я пропустила».

Лабиринты

1. «Помоги белочке собрать грибы».

2. «Помоги Буратино взять ключик».

май 8

«Занимательная математика для детей дошкольного возраста»

Гозель Шпарова «Занимательная математика для детей дошкольного возраста»

Б.  паскаль:
Предмет математики настолько серьёзен, что надо

не упускать случая, сделать его занимательным.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к, компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая спо-собна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.

Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры. Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математическим основам А. А. Смоленцева, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова В. П. Новикова и др. предлагают игры особого рода.

Исходя из логики действий, осуществляющих решающими детьми, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры, развивающие (дидактические) игры и упражнения.

В работе со старшими дошкольниками можно использовать игры по всем разделам программы, например такие: «Найди различие», «Преобразование одной фигуры в другую», «Покажи свечи по порядку», «Что лишнее?», «Изменение количество квадратов в фигуре», «На каком рисунке больше треугольников?», «Какого шара не хватает?», «Чья тень нарисована слева?», «Какой знак лишний?», «Запомни и построй», лабиринты, ребусы, графические диктанты.

Во время консультаций для родителей важно научить их организовывать игры с детьми дома.

Обращаем внимание на соблюдение следующих рекомендаций:

Разнообразие заданий помогает поддержать интерес к игре.

Чем больше дети сами будут придумывать вопросы, и выполнять задания товарищей, тем полнее станут их представления о математических понятиях.

Загадки и задания не должны повторяться.

Вопросы должны быть просты и лаконичны.

Желательно использовать в занимательных заданиях художественное слово.

В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

Занимательная математика для детей: игры и задания, методические рекомендации :

Математика – важная наука. Она складывает у людей представление о мире, развивает такое ценное логическое мышление. Для взрослых значение математики явное, неоспоримое. Множественные операции с числами требуют хотя бы базовых знаний. Но польза этой науки для малышей – вопрос, который вызывает споры. Многие сводят математику до одного раздела – арифметики. Эта точка зрения довольно грубая. Математика – это еще и понятия размера и формы, способность ориентироваться и выполнять логические операции. А все это необходимо малышу для познания окружающего мира. Занимательные задачи по математике станут помощниками для родителей и интересным занятием для ребенка.

Зачем нужна математика?

С раннего возраста рекомендуется обучать детей математике. Эта наука необходима для развития, она задает стандарты рационального мышления на всю жизнь. Базовые знания помогут дошкольнику овладеть пониманием мира.

Польза математики для детей:

  • тренирует память;
  • развивает абстрактное мышление;
  • учит принимать решения;
  • учит распорядку, планированию;
  • учит находить закономерности;
  • развивает логическое мышление.

Обучение этой науке может и должно быть интересным. Особенно для маленьких. Занимательная математика - та же игра с ребенком, только ее польза гораздо больше. Предлагаем несколько увлекательных методик.

Любимые игрушки

Не обязательно покупать кипы учебников чтобы объяснить ребенку простые математические истины. Можно делать это за игрой в обычные игрушки. Например, можете пересчитать сколько дома плюшевых игрушек. Или поиграть в школу, где куклам и зверюшкам придется рассчитаться по порядку. Такая занимательная математика будет очень интересна ребенку.

Строя башню из конструктора, можно рассказать ребенку о геометрических фигурах (треугольниках, квадратах, к примеру). При этом не забывая почаще произносить название.

Также на примере игрушек можно объяснить понятия «большой», «маленький». И уже давать ребенку самостоятельно определить что какого размера. Другой вариант: находить вещи одинакового размера или формы (в этом случае кроме игрушек можно использовать предметы интерьера или даже одежду).

Учимся считать

Цифры в представлении малышей - понятие несколько абстрактное. Дети не всегда берут в толк что это за символы и закорючки, которые взрослые называют «пять» или «два». Поэтому объяснять нужно на примере конкретных вещей. Нет ничего плохого, если в начале обучения «связать» предмет и число.

Например, взяв из вазы конфету можно растолковать число один. Вслед за ней достать еще несколько и объяснить ребенку счет. Но только делать это лучше в пределах десяти. Информация должна поступать постепенно.

После того как ребенок начнет разбираться в числах, можно переходить к обозначениям, абстрактным представлениям и самим примерам.

Математическая прогулка

Гуляя по улице малыш знакомится с миром. А сколько в нем всего можно посчитать!

На улице самое время об этом вспомнить. Поэтому можно предложить ребенку занимательные задания по математике. Например, посчитать, сколько деревьев растет в определенном дворе, сколько этажей в доме или сколько игрушек он сегодня взял с собой. Когда ребенок хорошо освоит числа, можно обращать внимание на номера подъездов, домов или машин, чтобы искать определенные цифры.

Во время прогулки есть возможность ознакомиться с понятиями «большой-маленький», «высокий-низкий». Если часто обращать внимание на высоту зданий или размер деревьев, то вскоре ребенок сам начнет различать эти понятия и применять их в жизни. Можно подобрать несколько занимательных задач по математике, связанных с природной тематикой и использовать их.

Уроки в движении

Занимательная математика для детей – это еще и активные уроки. Общеизвестный факт, что спортивные игры легко сочетаются с математикой. Даже простую зарядку можно делать под счет. Главное обратить на это внимание.

Можно маршировать под «раз-два-три», а потом прибавлять к этому больше чисел. Обычно дети очень подвижны, а значит такое обучением им будет даваться легче, чем монотонное запоминание страниц книжки.

Некоторые игры можно переделать на математический лад. Например, можно спрятать предмет и дать задание ребенку найти его по принципу «горячо-холодно». Только в этом случае указывать «три шага вправо, два прямо» или нарисовать несложную ориентировочную карту. Вот это действительно занимательная математика для детей.

Мастер на все руки

Развивать мелкую моторику, закрепить знания по математике и привить любовь к этому предмету - список задач на день? Нет, все это объединяется в одно занятие.

Невероятно занимательное задание по математике - смастерить поделку на тему данной науки. Например, можно вырезать из картона или фетра разные цифры и обклеить ими рамку для фотографий. Останется вставить фото и добавить предмет в интерьер комнаты. Другой вариант: соорудить домик из палочек от мороженого, а потом фломастером (маркером, красками) разрисовать его цифрами и геометрическими фигурами. А номером дома будет число, которое обозначает сколько израсходовано материала или любое другое, связанное с чем-либо.

Умные сказки

Сказки - целая традиция. Само слово уносит в детство. Они учат жизненным истинам, доброте, вниманию и… математике.

Есть специальные сказки, которые нацелены на изучение данного предмета. Но совсем необязательно их искать. Во многих обычных сказках, знакомых с детства уже есть математика. Например, в сказке «Теремок» идет четкий счет гостей. В «Репке» можно посчитать, кто за кем пришел. Понятие «длинный – короткий» раскрыто в сказке «Красная шапочка».

В некоторых сказках есть стишки с математическим счетом. Также с ребенком можно учить наизусть считалки (которые потом пригодятся ему во многих играх).

Современные технологии

Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. С современными технологиями занимательная математика доступна всем. Сегодня в свободном доступе множество обучающих игр, которые наверняка заинтересуют любопытного малыша. Но это подойдет для малышей постарше, которые уже немного освоили азы (стоит помнить, что долгое пользование гаджетами без перерыва может навредить здоровью).

Также не составит труда найти занимательные рамки по математике. Это особые конструкции с числами и пропусками, которые заполняются по определенной логике. Например, найти третье слагаемое по известной сумме и двум другим слагаемым.

Для самых маленьких подойдут незамысловатые мультфильмы на заданную тематику.

Который час?

Детям, которые освоили счет, можно объяснить счет времени. Рассказать, что в сутках 24 часа, в каждом из них по 60 минут, и так далее. Обратить внимание на мелкие и крупные единицы измерения. Вообще поговорить об этих единицах. На стрелочных часах можно объяснить простые дроби, на электронных повторить двузначные числа. Юным математикам занимательные задания с часами помогут лучше ориентироваться во времени.

Повторение - мать учения. Иногда спрашивать у ребенка время - самый простой способ закрепить изученное.

Математические игрушки

В магазинах сегодня довольно много развивающих игрушек. Среди них можно найти те, что упор делают на математических способностях. Это могут быть цветные карточки с цифрами, счетные палочки, кубики или другие обучающие наборы. Но «математические» игрушки легко можно сделать и своими руками.

Несколько примеров:

  • На деревянных прищепках написать маркером цифры. Затем придумать некий предмет, который нужно нарисовать на бумаге и вырезать. Например, яблоко с разным количеством семечек. Задача ребенка: соотнести прищепки по числу на них с косточками яблок.
  • Можно заняться «строительством домиков». Вырезать из бумаги квадраты, которые будут этажами. И сделать несколько крыш, каждой из которой будет присвоено определенное число. Суть игры: собрать квадраты в многоэтажный дом, затем из крыш выбрать нужную, опираясь на число этажей.
  • Игра «Сложи квадрат». Из цветного картона нужно вырезать по несколько разных геометрических фигур (например, треугольников). Цель: собрать из них квадрат.
  • На листе картона нужно нарисовать и вырезать несколько «окошек» (три стороны разрезаем, четвертую загибаем). Этот лист приклеить на другой. Открыть «окошки» и нарисовать внутри геометрические фигуры (квадрат, ромб) или цифры. Когда ребенок будет заглядывать, взрослому нужно называть «имя жильца».

Задачи

Занимательные задачи по математике для детей можно придумать самостоятельно. Подойдет даже классика типа «у Пети было пять яблок, два он отдал Маше...». Но составить что-то более интересное и запоминающееся можно опираясь на жизненный опыт крохи. Вспомнить случай, когда он с кем-то поделился или кто-то разделил что-то с ним. В таком случае ребенку будет легче представить ситуацию и дать ответ.

Есть специальные задачи, направленные на развитие логики. В них не нужно иметь особых навыков, знать обращение с цифрами. Тут необходимо быть крайне внимательным. Несколько вариантов таких упражнений занимательной математики с решением представлены ниже.

Варианты задач на смекалку:

  • На столе лежит одна груша. Ножом ее разрезали пополам. Сколько груш лежит на столе? Ответ: 1 (разрезанная).
  • Пилот управляет самолетом. У самолета два крыла, много окон и пассажиров. Они все летят в Москву, но по разным делам. Кто управляет самолетом. Ответ: пилот.
  • Какой день недели соответствует числу 4? Ответ: четверг, так как его порядковый номер - 4 (используя дни недели, можно составить много разных вариантов задач, также это поможет запомнить название дней).
  • Два отца - два сына. Сколько человек? Ответ: 3 - отец, сын, дедушка.
  • Одно яйцо варится 5 минут. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 10 яиц? Ответ: 5 минут.
  • По дороге ехали шесть машин. Две из них сломались и остановились. Сколько машин на дороге? Ответ: 6, так как учитываются все машины: сломанные и рабочие.
  • У пяти сестер по одному брату. Сколько всего братьев? Ответ: 1 (т. к. один брат для всех).
  • Если бросить зеленый камень в черное море, каким он станет? Ответ: мокрым.
  • Что никогда нельзя съесть на полдник? Ответ: завтрак, обед, ужин.
  • Маша сидит. Когда она встанет и уйдет, мама не сможет сесть на ее место. Где сидит Маша? Ответ: у мамы на коленях.
  • Дима и Наташа играли в шахматы 4 раза. Каждый выиграл по 4 раза. Правда или ложь? Ответ: ложь. Во время одной партии может выиграть только один.

Решение занимательных задач по математике - веселое и одновременно полезное времяпрепровождение. Некоторые задачи ребенок запомнит и, возможно, потом будет задавать другим.

Почти школьники

Сегодня в помощь родителям открыто множество специализированных центров подготовки малышей к школе, в которых в том числе знакомят детей с математикой. В них программы по занимательной математике базируются на игровой форме обучения. Она включает в себя разные методики и приемы. Дети работают с дидактическим материалом, играют в развивающие электронные игры, работают в команде. Предусмотрены специальные физминутки. Такая форма обучения напоминает школу. Например, у каждого есть индивидуальные тетради для фиксации материала, благодаря работе с ними дети осваивают первые графические движения. Кроме того, педагоги, работающие с детьми, дают рекомендации родителям, как проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.

Нужно приложить немного усилий и фантазии, и все получится. Но стоит помнить, что знания должны усваиваться постепенно. Не надо перегружать ребенка. Но если у него возник интерес - объяснять и не ограничиваться рамками программы.

Конспект НОП по ФЭМП «Занимательная математика» для детей 6–7 лет

Лариса Федорова Конспект НОП по ФЭМП «Занимательная математика» для детей 6–7 лет

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП

«Занимательная математика» для детей подготовительной к школе группы

Задачи НОД:

1. Учить решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание, записывать их. Называть составные части задачи (условие, вопрос, ответ).

2. Учить решать примеры в пределах 10.

3. Упражнять детей в увеличении и уменьшении числа на единицу.

4. Называть состав числа 5.

5. Закреплять умение пользоваться знаками «», «=».

6. Закреплять умения детей сужать поле поиска объекта на плоскости.

7. Развивать слуховую и зрительную память, воображение, самоконтроль, наблюдательность, мелкую моторику.

8. Воспитывать внимание, усидчивость, отвечать полным ответом.

Оборудование: видеокамера, карточки с примерами, цифры от 0 до 9 на каждого ребенка, счетные палочки, знаки, кселофон, составные части задачи (карточки).

Ход

1. Мотивация Воспитатель зачитывает заявку на видео репортаж для новостей «Солнечные новости», которые транслируются в детском саду по телевизору. Заявка:

«Уважаемые дети подготовительной группы «Капелька»! Просим Вас подготовить видеорепортаж на тему: «Занимательная математика». Для того чтобы рассказать родителям и гостям нашего детского сада о том, в какие игры мы играем, изучая математику.

2. Организационный момент. Игра «Теремок»

Ребята, поиграем в игру «Теремок». Стоит в поле теремок, теремок, он ни низок не высок, не высок, а в теремок войдет тот, кто правильно ответит. Я называю число, а вы его увеличивайте на 1. Дети ходят вокруг стульев, тот, кто назовет правильно ответ, заходит в «теремок» и садится на стульчик.

3. Игра «Да-нет»(Плоскостная)

На доске цифры. Дети напомните правила игры «Да-нет» (Находим середину, отсекаем половину).Я загадала цифру. Ответы детей.

4. Игра «Кто быстрее»

Разделимся на 2 команды. Поиграем в игру «Кто быстрее».

Воспитатель раздает каждой команде цифры. Задание: каждой команде разложить число 5. Проверка каждой команды, состав числа 5.

Дети работают в команде, сообща.

4. Физминутка: «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик так и не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения.

5. Игра «Сосчитай»

Возьмите из конверта цифры. Выложите слева на право цифры от 0 до 9. Давайте посчитаем по порядку (обратный счет).

Дети выполняют задание на столе.

6. Игра «Угадай число» (на слух)

Воспитатель на ксилофоне простукивает, дети внимательно слушают. Дети слушают и показывают цифру, соответствующую простукиванию.

7. Игра «Назови соседа»

Покажите число, которое находиться между 5 и 7 т. д.

Дети сидят за столами и работают с цифрами, самостоятельно показывают цифру.

8. Решение примеров.

Воспитатель дает карточки с примерами. Дети решают. Пишут ответ самостоятельно. У доски решает примеры ребенок.

9. Решение задачи

Из чего состоит задача? (Условие, вопрос, ответ) Воспитатель читает задачу. «У Кати было 2 куклы, а у Ани 1 кукла. Сколько кукол у девочек?» (Спросить условие, вопрос. Решение задачи. Ответ) Ребенок выходит к доске, записывает решение задачи (пример: 2+1=3 (к).

10. Рефлексия. Игра «Журналист».

Интервью детей телепередача «Солнечные новости».

Что вам понравилось на занятии?

Какая игра вам запомнилась?

Для чего вам нужна физминутка?

Скажите примеры вы решали? Трудные были?

Что за пример 2+1=3 и в скобках буква «К»? Что это за пример? Ответы детей.


Смотрите также

Top