Ранний детский сад


История возникновения детского сада

Марина Гришина История возникновения детского сада

История детского сада

Само название - «Детский сад» было придумано в 1837 году педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем. Им же было создано учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в городе Бад-Бланкенбурге. Хотя данное учреждение существовало всего около двух лет. Название «Детский сад» он придумал из соображений, что дети — цветы жизни и выращивать их должны садовницы.

В России первые детские сады были открыты в 60-х гг. XIX века. Они были частными и дорогостоящими, поэтому были не доступны для простых людей. Впервые упоминается о детских садах в 1859 г. (г. Гельсингфорс, ныне - столица Финляндии Хельсинки). В Москве же первый детский сад был открыт только в 1866 г. при пансионе девиц Герке.

Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 г. Седмиградским, второй в Петербурге в 1863 г. женой профессора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий - в Гельсингфорсе в 1863 г., четвертый - в Петербурге в 1863 г. редактором журнала “Детский сад А. С. Симонович.

В период с 1866 по 1870 г. было открыто несколько платных детских садов частными лицами в Иркутске, Воронеже, Москве, Смоленске, Тбилиси, Санкт-Петербурге. В 1868-1869 годах в Москве были открыты четыре платных детских сада, принадлежавших Мамонтовой, Левенштерн, Соловьевой и Римской-Корсаковой. В 1893 году в Москве было 7 платных частных детских садов для детей обоего пола (35 девочек и 21 мальчик). Все они находились при учебных заведениях и представляли собой подготовительные школы для детей самого младшего возраста.

В данные детские сады принимались деть от 3 до 8 лет. Там с ними занимались педагоги, дети играли в подвижные игры. Кроме этого Симонович начала издавать журнал «Детский сад», в котором рассказывалось о дошкольном образовании.

Современные Российские детские сады делятся на четыре большие группы: муниципальные, частные (коммерческие, ведомственные и домашние (семейные). Качество и разнообразие предоставляемых услуг, количество детей в группе и наличие специальных развивающих программ зависит от типа выбранного садика. Расскажем подробнее о каждом из возможных вариантов.

«Муниципальные»

Большая часть читающих эту статью в детстве посещала именно муниципальный (государственный) садик. Современных родителей к выбору подобного варианта обычно подталкивают следующие причины: невысокая стоимость, близость от дома и пресловутый человеческий фактор. Порой в муниципальных садиках работают удивительные люди - милые и улыбчивые воспитательницы или полные творческой энергии заведующие, которые и привлекают в садик «клиентов».

Основные минусы: переполненность (в группах зачастую бывает до 25 или даже 30 человек, скудное питание, недостаток внимания со стороны воспитателей.

«Общеобразовательная программа» муниципальных садов включает в себя прогулки, физкультуру, рисование, музыку и лепку, реже - английский и посещения бассейна.

«Ведомственные»

Цена вопроса выше, чем в муниципальном саду, но ниже, чем в частном. Помимо цены, недостатком ведомственного сада может стать его недоступность для детей «со стороны» (тех, чью родители никак не связаны с организацией-куратором).

Детей в группах меньше, питание разнообразнее. Поскольку программы и порядки такого детский сада определяются предприятиями и организациями, в чьем ведомстве он находится, желательно заранее с ними ознакомиться. Записывая малыша в ведомственный садик, проверьте наличие у него государственной аттестации и лицензии.

«Частные»

Достоинств у таких садиков немало - это и небольшое количество детей в группе (как правило, около 10 человек, и внимательное к ним отношение, и разнообразие развивающих программ, и продуманное меню (причем едят детишки не из щербатых тарелок времен СССР, а из красивой посуды веселых расцветок). К каждой группе «прикреплен» педиатр, логопед и психолог.

Для родителей вариант удобен в том числе тем, что частные сады обычно работают до 21.00 (а некоторые даже круглосуточно).

Совершенству нет предела - некоторые частные садики могут предложить воспитанникам занятия верховой ездой, посещение сауны и бассейна, теннисные корты, меню для юных гурманов и индивидуальное - для аллергиков, занятия иностранными языками. Разумеется, за все это придется заплатить отнюдь не малые деньги.

«Семейные»

Несмотря на то, что домашние детские сады - удовольствие дорогое, интерес к ним со стороны родителей все возрастает. И это неудивительно, ведь в таком садике малышу могут обеспечить максимум заботы и внимания (в «группе» обычно бывает не больше пяти человек, учесть его индивидуальные особенности и пристрастия (например, потребность в диетическом питании).

Если вы решили отдать предпочтение семейному садику, постарайтесь поговорить с кем-то из родителей уже посещающих его детишек. Также осмотрите помещение, в котором располагается садик (зачастую это частная квартира, в которой оборудуется спальня и игровая).

Занятие для группы раннего возраста: «Детский сад — наш второй дом»

Чепель Ольга Занятие для группы раннего возраста: «Детский сад — наш второй дом»

Цель:

1. Познакомить детей с обобщающим понятием «Детский сад»;

2. Развивать желание приходить в садик снова и снова;

3. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к детскому саду;

4. Показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях.

Задачи:

1. Воспитывать любовь к детскому саду.

2. Создать эмоционально благополучную атмосферу в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

Материалы: фотографии нашего детского сада, игрушка медведь.

Ход занятия: Дети сидят на стульчиках, приговаривают: «Поехали потихонечку, (медленно руками поочередно бьют себя по коленкам) а теперь быстрей-быстрей (увеличивают темп).

Воспитатель: Дети, а куда мы приехали? (на экране фото нашего сада)

В этом доме все для нас -

Сказки, песня и рассказ,

Шумный пляс,

Тихий час, -

В этом доме все для нас!

Вот какой хороший дом!

В нем растем мы с каждым днем,

А когда

Подрастем,

Вместе в школу пойдем.

Дети: В детский сад!

Воспитатель: правильно.

Рассматривание фотографии детского сада.

Воспитатель: Ребята, что это за дом?

Дети: Детский сад.

Воспитатель: Расскажите, какой он?

Дети: Большой, красивый.

Воспитатель: мы с мишкой вам расскажем, чем занимаются дети в детском саду?

Детки в садике живут,

Здесь играют и поют,

Здесь друзей себе находят,

На прогулку с ними ходят,

Вместе спорят и мечтают

Незаметно подрастают.

Детский сад - второй наш дом,

Как тепло, уютно в нём!

Вы его любите, дети,

Самый добрый дом на свете!

Воспитатель знакомит детей с названием детского сада и номером группы.

Знакомство с группой

Цель: Закрепление названий помещений в группе и их назначения.

Можно начать с раздевалки, так как это первое помещение, куда приходят дети.

Воспитатель предлагает рассмотреть шкафчики.

- Как вы думаете, для чего нужны шкафчики? (Складывать одежду)

- А почему шкафчиков много? (Потому, что детей много)

- Как же узнать, где, чей шкафчик? (Если дети не догадаются, воспитатель обращает их внимание на то, что на каждом шкафчике есть картинка)

Самая большая комната – это групповая. Посмотрите, как много всего в ней находится. Что вы видите? (Игрушки, книжки, машинки, а чтобы всегда найти вам предмет, надо запомнить, где он лежит. Куклы находятся в кукольном уголке. Когда вы с ними поиграете, их нужно поставить на место. В конце осмотра воспитатель напоминает о том, что все предметы в группе должны находиться на своих местах, тогда их легко можно найти, и в группе будет порядок.

Береги игрушки

Заяц с куколкой играл -

Платье куклы разорвал.

Взял потом себе машину -

Разобрал наполовину.

Мячик маленький нашёл -

Этот мячик проколол.

А когда Конструктор взял -

Все детали растерял!

Чем играть теперь другим?

Нет, не надо быть таким!

Вы игрушки берегите

И заботливо храните

Воспитатель вместе с детьми рассматривает умывальную комнату, предлагает детям назвать все, что там находится, рассказать как они моют руки, для чего нужны мыло и полотенце, как они узнают свое полотенце.

Дети рассматривают, что в спальне. Особое внимание воспитатель обращает на следующие предметы: подушку, одеяло, простыню, пододеяльник, покрывало. Просит детей повторить названия этих предметов. В конце осмотра предлагает сказать, кто так красиво застелил кровать и поблагодарить няню.

Я сейчас вам расскажу,

Как вести себя в саду,

Как с ребятами дружить,

Как без грусти день прожить.

По утрам просыпайся вовремя

В сад, как знает детвора,

Ходят с самого утра.

И, хотели, не хотели,

Нужно быстро встать с постели,

Не скандалить, не кричать

И на маму не ворчать.

Научиться надо, братцы,

Вам с улыбкой просыпаться.

Новый день пришел опять –

Эй, друзья, пора вставать!

Воспитатель: Ребята, вы сегодня больше узнали о детском саде, в который вы ходите. Вы перестали бояться его. Я очень рада этому. Сюда вы будете приходить много дней подряд. Поэтому, мы говорим, детский сад – это наш второй дом.

«Садовницы» для малышей. Какими были первые детские сады в России

Фраза о том, что «дети – цветы жизни», знакома многим. Можно сказать, она зародилась в XIX веке, когда в Германии появился первый Kindergarten – «детский сад», где малыши могли развивать свои навыки под присмотром добрых и мудрых «садовниц». У истоков этой идеи стоял педагог Фридрих Фрёбель. Вскоре его теория стала популярна во многих странах, в том числе и в России. Последовательниц ее в конце XIX — начале XX веков в Российской империи называли «фребеличками». Благодаря одной из них в 1863-м году в Петербурге и был открыт первый в стране детский сад.

Деятельная «фребеличка»

Аделаиде Симонович было 22 года, когда она совершила настоящий переворот в российской системе воспитания детей.

Аделаида Симонович с дочерью, 1864 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Теорией общественного дошкольного воспитания она увлеклась во время своей поездки в Швейцарию. С ранних лет средняя дочь четы Бергман, хозяев небольшой лавки колониальных товаров, тяготела к наукам. Она блестяще сдала экзамен на право работать домашней учительницей, но пылкой целеустремленной натуре этого было мало. Он стала «бредить» об университетском образовании. Воплотить в России свою мечту она не могла: в те годы «особам женского пола не дозволялось посещать университетские лекции». Тогда вместе со своим мужем Яковом Симоновичем она отправилась за границу, где господствовали более демократичные правила в сфере образования.

Молодых людей влекли передовые идеи, они хотели обосноваться в Европе, где могли бы открыть свою «свободную школу», посещать занятия которой могли бы эмигранты. Но судьба распорядилась иначе.

Однажды Аделаида попала на курс лекций, в которых рассказывалось о работе детских садов в Женеве. Организованы они были по фрёбелевской системе, названной так в честь Фридриха Фрёбеля. Знаменитый в те годы педагог был ярым сторонником идеалистической немецкой философии и считал, что педагогика должна основываться на ее принципах. По его мнению, главной задачей дошкольной подготовки является воспитание развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. А достичь этого в 3-4-летнем возрасте проще всего через игру.

От теории Фрёбель перешел к делу и в 1840-м году в Бланкенбурге открыл первое учебное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его «детским садом». Говоря о необходимости, заботливого «взращивания» молодого поколения, он проводил аналогии с растениями в саду. Поэтому культивированием у детей желательных социальных навыков, по его мнению, должны были заниматься «садовницы». Фактически впервые в истории он создал целостную систему общественного дошкольного воспитания, обогащенную практическими пособиями.

Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Фото: Public Domain

Его «ноу-хау» не оставило равнодушной Аделаиду и ее супруга: Симоновичи приняли решение вернуться в Россию, чтобы воплотить в жизнь смелый в те годы эксперимент и открыть на родине «детский сад». 

«Звено между семьей и школой»

Первый детский сад в России был платный, и позволить отдать свое чадо могли состоятельные родители. За детьми присматривали «садовницы», которые, по мнению Аделаиды, должны были быть «образованы, энергичны, строги, но не злопамятны, взыскательны, но не придирчивы». Для малышей были созданы комфортные условия: был двор с садиком для игр и занятий, просторные залы и рекреации.

Детям в процессе игр показывали жизнь крестьян, учили русскому народному творчеству.

«Детский сад есть воспитательное заведение для малолетних детей от трех до семи лет без различия сословий, религии и пола. Он не есть заведение, в котором дети только играют между собой, как дома, не руководимые никем; точно так же он не есть учреждение, в котором имеется только надзор за поведением детей, чтобы не шалили, - писала Аделаида. - Цель детского сада - физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей. Он дополняет таким образом недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание и вместе с тем подготовляет ребенка к поступлению в школу. Поэтому детский сад есть связывающее звено между семьей и школой».

При этом она подчеркивала, что между занятиями школы и детского сада должна быть строгая черта: «Школа занимается серьезно наукой, и детский сад, если хотите, серьезно игрою».

«Школа занимается серьезно наукой, и детский сад, если хотите, серьезно игрою», - считала Аделаида Симонович. Фото: Public Domain

Несмотря на популярность заведения, средств на его содержание стало не хватать. В 1869-м году он был закрыт.

Семья Симоновичей перебралась  на Кавказ, где в начале 70-х годов открыла детский сад в Тифлисе. Лишь в 1878-м году они вернулись в Петербург. 

Первый бесплатный

Стоит отметить, что идею Аделаиды вскоре подхватили представительницы благотворительного «Общества дешевых квартир в Петербурге». В 1866-м году под их патронажем открыли так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения, который был абсолютно бесплатным.

Там детей знакомили со священным писанием, учили молиться, рисовать и лепить. При заведении работала также школа, была прачечная и кухня и швейная мастерская для пошива детского белья.

Содержание таких учреждений было достаточно затратным и поэтому они не могли долго продержаться без поддержки. Кроме того в городе стали появляться противники таких заведений. В числе них были врачи, которые называли детские сады рассадниками болезней.  Они отмечали, что в садах воспитанники становятся слишком нервными, так как «садовницы» делают ставку на умственное развитие малышей. Кроме того мелкие работы плохо сказываются на зрении, а пение – на голосе.

В начале ХХ века во всей России лишь около 1000 детей посещали детские сады. Фото: Public Domain

В итоге, историки отмечают, что развитие дошкольных учреждений шло крайне медленно. В итоге в начале ХХ века во всей России лишь около 1000 детей посещали детские сады и так называемые начальные школы. Эта сфера практически не финансировалась. Так, к примеру, в 1913-м году в государственном бюджете по статье «Занятия с детьми дошкольного возраста» предусматривались затраты в среднем на одного ребенка-дошкольника в размере 1 копейки в год.

 Все изменилось в 1917 году. Уже в ноябре была принята официальная «Декларация по дошкольному воспитанию», гарантировавшая бесплатное образование и воспитание детей дошкольного возраста. Осенью 1917 года в России было уже 280 детских садов.

Особенности адаптации к детскому саду детей раннего возраста

Анастасия Самодин Особенности адаптации к детскому саду детей раннего возраста

«Особенности адаптации к детскому саду детей раннего возраста»

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Ребенок, переходящий в новые условия жизни в саду, переживает стрессовое состояние.

Поэтому адаптация обычно проходит сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме, которые протекают на всех уровнях и во всех системах. Оказывает влияние на физическое и эмоциональное состояние детского организма.

Факторы влияющие на характер привыкания к условиям ДОУ:

-степень родительской опеки

-достигнутый уровень психического и физического развития

-степень закаленности

-сформированность навыков самообслуживания

-личностные особенности самого малыша

-состояние здоровья, возраст

-приближенность режима детского сада и дома.

В зависимости от того как ребенок будет вести себя по приходу в сад, можно определить к какой степени адаптации он относится. В основе этого распределения лежат такие показатели как:

-быстрота нормализации эмоционального самочувствия

-проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам

-частота и длительность вирусных заболеваний

-наличие интереса к предметному миру.

Легкая адаптация

Ей характерны:

-незначительное нарушение сна и аппетита

-проявление быстрого интереса к окружающим

-нормализация эмоционального состояния к концу второй недели

- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает.

(все изменения в поведении ребенка незначительны и кратковременны)

Средняя адаптация

-пассивность, раздраженность

-ребенок перестает пользоваться активным словарем

-происходят нарушения в вегетативной нервной системе

-малыш подвержен инфекционным заболеваниям, протекающим в тяжелой форме

-нарушение сна и аппетита приходят в норму к концу второго месяца.

Тяжелая адаптация

-отказ от общения и игр с игрушками

-длительные и тяжелые заболевания

-эмоциональное истощение

-нарушение сна

-отказ от еды

В таком состоянии угнетаются все жизненные силы ребенка, замедляются темпы его развития. Длительность этого периода может быть от 2 до 6 месяцев.

Чтобы адаптация прошла как можно спокойнее, нужно создать необходимые условия, а именно:

правильная организация игровой деятельности, направленная на формирование эмоциональных контактов, согласованность действий родителей и воспитателей, создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, формирование чувства уверенности у малыша.

Многое в период адаптации будет зависеть от совместных действий работников ДОУ и родителей. Только общими усилиями можно помочь ребенку адаптироваться к новым условиям жизни в саду.

Признаки успешной адаптации

-хороший аппетит

-легко встает по утрам

-нормальное поведение (без капризов и агрессии)

-есть желание идти в детский сад

-нормальный сон (хорошо засыпает, не просыпается во сне, не плачет)

-бодрое эмоциональное состояние

-соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела.

Нужно быть терпеливыми, проявлять понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для вашего малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир.

Спасибо за внимание

Оформление группы раннего развития

Евгения Юзик Оформление группы раннего развития

ФОТОКОЛЛАЖ «НАШ ЛЮБИМЫЙ ТЕРЕМОК»

Красовская Елена Анатольевна

Воспитатель МБДОУ № 152

Г. Мурманск

Федеральный государственный образовательный стандарт регламентирует: «развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».

Основными компонентами предметно – развивающей среды в ясельной группе «Теремок» являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, пережить определенное эмоциональное состояние. Данные центры служат основой реализации программного содержания всей образовательной работы с детьми.

В группе созданы следующие игровые и развивающие зоны: зона двигательной активности «Здоровячок», релаксационная зона «Бассейн», игровые зоны «Гараж», «Кухня», «Кукольный уголок», «Магазин», «Парикмахерская», «Доктор Айболит», «Костюмерная», развивающие зоны «Книжный уголок», «Музыкальный уголок», «Сенсорный центр». Для организации театрализованной деятельности в группе представлены разные виды театра, модульный деревянный центр «Домик с печкой». Разнообразие игр и количество игровых зон позволяет каждому ребенку заниматься, как индивидуально, так и в группе сверстников.

С учетом принципов построения развивающей среды при планировании интерьера придерживаюсь нежесткого центрирования. Имея опыт в оформлении помещений, пытаюсь достичь сходства интерьера с домашней обстановкой. Это снимает стресс образующее воздействие на ребенка образовательного учреждения, создает чувство уверенности и безопасности. Предметы обстановки группы подбираю таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Разделение игровых зон способствует развитию самостоятельной игровой деятельности.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Разноцветный и уютный Теремок готов к встрече новых друзей!

Нам нравится заниматься физкультурой,

Мы не забываем следить за собой!

И любим сладко поспать.

Катаемся на машинках и лошадках

Готовим вкусные обеды

Любим сказочные путешествия

Играем и поем

Не забываем изучать цвет, форму, величину.

Добро пожаловать в Теремок!

День дошкольного работника в России

27 сентября в России отмечается День воспитателя и дошкольного работника. Праздник молодой, но весьма любимый по понятным причинам: каждый из нас был когда-то дошкольникам и как минимум контактировал с человеком, считавшимся воспитателем. А как появилось само понятие дошкольного образования и как развивалось это направление деятельности? И что за люди стояли у истоков?

Совсем недавно, 17 мая этого года приказом № 577 Минобрнауки РФ установило новый профессиональный праздник, назвав его «День воспитателя и всех дошкольных работников» и определив дату — 27 сентября, когда в России был открыт первый детский сад.  Готовясь поздравлять работников дошкольных учреждений, давайте вспомним о том, как вообще появились детские сады.

Утопия, ставшая реальностью

История детских садов — это рассказ про реализованную утопическую мечту. Что ещё раз доказывает: если человек что-то делает с увлечением, у него обязательно это получится. История детских садов начинается с Роберта Оуэна, родившегося в 1771 году. Он работал на фабрике своего тестя — управлял одним из предприятий в Шотландии (Нью-Лэпаркс). В то время рабочим жилось сложно — они трудились по 14 часов в сутки, зарабатывая лишь себе на жизнь. Роберт придерживался социал-утопических взглядов и считал, что человек является продуктом социальной среды, которая его формирует вне зависимости от внутренних желаний и достоинств. Стремясь улучшить положение рабочих и «открыть двери» в счастливое будущее их детям (избавив от риска пополнить ряды преступников и попрошаек), он делает несколько нововведений:

  • сокращает рабочий день до 10,5 часов;
  • создаёт школу при фабрике для детей рабочих;
  • создаёт школу для малолетних детей, которые ещё не доросли до обычной;
  • создаёт вечернюю школу для взрослых и детей от 10 лет, которые уже трудились на производстве.

Таким образом он пытался сделать людей более добрыми, сердобольными. Свои принципы он изложил в труде: «Новый взгляд на общество или опыт образования характера». Школа для малышей Оуэна состояла из группы для детей от года до трёх, группы от трёх до пяти лет и большой площадки для игр.

Нововведения Оуэна не были сразу приняты. Так, русский врач и педагог П.Ф.Лесгафт высказывался, что «с пелёнок учить ребёнка в школе — значит губить его умственно».

Тем не менее, история эта получила продолжение.

Школа под Питером

В 1832 году, под Петербургом, в Гатчине, при Сельском воспитательном доме открылась экспериментальная «Школа для малолетних» для детей двух-шести лет. Открыли её А.Ободовский, П.Гурьев и Е.Гугель на свои средства. Что же было целью эксперимента? Оказывается, школа эта открылась только для того, чтобы занять детей неимущих родителей чем-нибудь «приличным», а заодно приучить к доброму поведению и порядку. Полученные в играх знания не являлись целью эксперимента, но оказались очень значимыми, так как вёл занятия очень опытный и любящий детей педагог. К сожалению, школа просуществовала недолго и закрылась по банальной причине — закончились деньги.

К слову сказать, такие экспериментальные учреждения для детей открывались и закрывались по всему миру, однако ни названия, ни общей концепции у них не было.

Kindergarten — первый настоящий детский сад

В 1837 году Фридрих В.Фрёбель открыл в Германии (Бад-Бланкенбург) первый Kindergarten, что в дословном переводе означает «детский сад». На самом деле, в Пруссии того времени были распространены два типа учреждений для детей: Kinderbewahranstalten — приют дневного содержания малолетних детей, где за детьми лишь присматривали; Kleinkinderschulen — школы для малолетних детей, где в полном соответствии с принятыми традициями, дети проводили время «в мертвенном молчании», уча наизусть катехизис или занимаясь вязанием носков.

Фрёбель же в то время был вдохновлён идеями Иоганна Г.Песталоцци и оба типа имеющихся детских учреждений ему не подходили. Ещё бы! Песталоцци, великий педагог, знаменит многими своими высказываниями, среди которых:

«Ребёнок — зеркало поступков родителей». «Час рождения ребёнка является первым часом его обучения». «Отцы и матери все ещё в святой невинности полагают, что если дети посещают школу и находятся в ней, то, значит, они развиваются как в физическом, так и в моральном отношении». «Чтобы изменить людей, их надо любить». 

«В стране существует слепое доверие народа к школам, каковы бы они ни были».

Понятно, что при таком подходе, Фрёбеля не устраивали учреждения для малышей, в которых полностью отсутствовали любовь и понимание к детям. Поэтому он придумывает другое название для своего детища, вынашиваемого им около двадцати лет: Kindergarten. Детский сад — сад, где выращивают детей. Но не просто растят, а под присмотром опытных садовниц делают лучше, сильнее и крепче. Это детский сад можно считать полноценным с точки зрения нашего времени, так как тут была и концепция воспитания, преподавания и дидактические материалы «Дары Фрёбеля», всё, что способствовало развитию ребёнка в естественных для него и очень благоприятных условиях.

Именно Фрёбель предложил главный принцип развития детей в детских садах: воспитание и развитие через игру.

Промышленная революция как стимул развития детских садов 

XIX век ознаменовался бурным развитием промышленности, которая требовала множества рабочих рук. Отцы и матери пошли на заводы и фабрики, но куда девать детей? Тут же вспомнили про сады Фрёбеля и организовали детские сады при каждом производстве. В ясли детей брали с 2 месяцев и до самой школы малыши были под присмотром уже квалифицированных «садовниц» - нянь и воспитателей. Эти, новые, детские сады формировались по тому принципу, что все дети — братья и сёстры, а воспитательница — ласковая общая мама, в дополнение к той, что всегда на работе и не может позволить себе баловство и игры с собственным чадом.

Детские сады в России

Первый сад в Российской Империи был открыт в Финляндии (которая тогда относилась к ней), в Гельсингфорсе в 1859 году, Седмиградским. Спустя четыре года, открылся детский сад на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Софья Андреевна Люгебиль была последовательницей Фрёгеля. Дети много резвились на свежем воздухе и занимались под зорким оком воспитательниц с большим опытом работы. Интересно, что родители могли свободно приходить в детский сад и наблюдать за играми детей. По нашим меркам демократичный детский сад вызвал в то время бурный протест среди просвещённого сообщества. Даже Пирогов, известный врач, говорил, что любой детский сад делает детей несвободными, ограничивая их развитие. В 1869 году детский сад закрылся по причине недостаточного финансирования.

Детский сад Аделаиды Симонович 

Напомним, что было время непростое, когда женщины и мужчины в профессиональной сфере были абсолютно неравны. Аделаида вышла замуж за врача-педиатра и очень хотела приносить пользу. Если муж лечил детей, то жена хотела создать условия для того, чтобы дети росли здоровыми и умными. Чтобы получить образование, ей пришлось уехать в Швейцарию. В Женеве она изучала педагогику в университете и познакомилась с племянницей Фрёбеля, у которой и переняла опыт организации Фрёбелевских садов для детей. После возвращения в Петербург, Симонович открыла платный детский сад для детей из богатых семей. Помещения и придомовая территория были благоустроены под нужды малышей. Воспитание велось ненавязчиво, в играх. Учитывался и национальный характер — в основу были взяты идеи Ушинского. Идеальная воспитательница у Симонович была такой:

  • имела профильное образование;
  • отличалась энергией и бодростью;
  • была весела и строга одновременно, не злопамятна;
  • понимала природу детей и не придиралась к ним.

Выпускала Аделаида и свой журнал: «Детский сад», в котором пропагандировала идеи Фрёбеля. В 1869 году детский сад был закрыт по причине отсутствия финансирования. Журнал остался. Его стала издавать Е.Бороздина под названием «Воспитание и обучение».

Интересна дальнейшая судьба Аделаиды Симонович. Её муж, прекрасный врач, умер от сыпного тифа, заразившись от пациента. Аделаида одна воспитывала шестерых детей и племянника (в будущем — известного художника В. Серова), да ещё и удочерила дочку умершего у мужа пациентки. В конце жизни она выпустила книгу «детский сад» с иллюстрациями Серова и собственных детей и внуков-художников.

Есть ещё много примеров организации детских садов в которых успевали «повоспитываться» и известные личности, к примеру: А.Бенуа (у фрейлейн Герке в Петербурге) и В.Вересаев (в Туле у Смидовичей).

Первым бесплатным детским садом считается тот, что был создан при Обществе дешёвых квартир для детей из низших слоёв населения по почину Е.Вертер и Н.Задлер. В конце XIX века в Москве работало 13 дошкольных учреждений. Однако против них выступали врачи, отмечая, что детские сады являлись местом, где здоровые дети заражались от больных.

Тем не менее, идея детских садов отвечала требованиям современности и освобождала рабочие руки, поэтому постепенно расширялась и совершенствовалась. Открывались даже специализированные сады, для немых и глухонемых детей.

Детские сады после революции 1917 года

20 ноября 1917 года принята была «Декларация по дошкольному воспитанию», гарантировавшей бесплатное образование и воспитание детей-дошкольников. Уже в 1918 году открылся факультет университета, готовящий профессиональных воспитателей. 

Сейчас в России около 50 000 детских садов. В каждом из них работают воспитатели, няни, уборщицы, повара, садовники, музыкальные работники и физкультурники, дворники, сторожа, водители и другие. Те люди, которые имеют прямое или косвенное отношение к детям, посещающим детские сады или ясли. И все они отмечают теперь свой профессиональный праздник 27 сентября.


Смотрите также

Top