Можно ли заходить в церковь не крещеному ребенку


Грех ли приносить в храм некрещеного ребенка? - Православный журнал "Фома"

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Можно ли еще не крещеного ребенка носить в храм и прикладывать к иконам?

Отвечает иерей Евгений Мурзин:

Можно и нужно. Ребенок таким образом привыкнет к необычной для него обстановке храма, что поможет ему спокойнее, без стресса принять участие в Таинстве Крещения.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

(7 votes, average: 5,00 out of 5) Загрузка...

Что можно некрещеному человеку - Православный журнал "Фома"

Некрещеный человек находится вне Церкви. Почему его не пускают туда? Ему не хватает чего-то, он словно и не полноценный? Или сам он не хочет зайти в храм, понять и разобраться? Еще сложнее ситуация, когда близкий умер некрещеным. Можно ли некрещеного отпеть, как молиться за него, ставить свечку, поминать, отпевать? И главное: почему Церковь, призванная всех любить, так немилосердна к некрещеным людям? На эти и другие вопросы отвечают опытные священники разных регионов России.

священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета  (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что мы хотим сказать, формулируя “ставить свечку за кого-то”. Потому что сама по себе идея эта имеет некоторую неправильность. 

Буквальный смысл свечи – это наш дар Богу. И это понятно, потому что цена свечей – условная копейка за пучок. И когда мы кладем за свечной ящик сколько-то рублей, то это именно наш дар Богу. Поэтому, думаю, неправильно говорить “свечка ЗА кого-то”. Вот милостыню за кого-то дать можно. И Святые Отцы об этом говорят при ответе на вопрос о том, как помочь некрещеному человеку. Они призывают подавать милостыню за него. Это такой способ замолить и свои грехи, преодолеть их – подавать милостыню. 

Свеча – символ нашей молитвы. Церковь – не буддийский монастырь, в котором есть колесо, как мельница, барабан которого с текстом молитвы нужно повернуть, и таким образом как будто молитва совершена. У нас не так. Мы должны прочитать, увидеть эту молитву, произнести вслух по возможности, осознать его. И то же со свечкой: мы не можем ее ставить без молитвы. свеча – это не “повернуть круг”, она сама по себе ничего не значит. А молиться за некрещеных можно, своими словами и про себя. В такой ситуации, когда мы соединяем свечу с нашей молитвой, можно поставить ее и с молитвой о некрещеном. 

(речь идет о крестном знамении)

иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва

Креститься некрещеному можно. Это не запрещено. Если человек налагает на себя крестное знамение с верой и благоговением к Богу, то думаю, что это можно делать.  

Тем более если человек верит в Бога, стремится ко крещению, ему можно креститься, потому что он уже верит во Христа и хочет быть с Ним. В Церкви есть институт оглашенных – это люди, которые готовятся к принятию святого крещения. Если сейчас, в наше время, этот период достаточно короткий, то в древности он длился несколько лет. 

Важно предупредить того, кто решился встать на путь подготовки ко крещению, чтобы он был последовательным и целеустремленным, постарался реализовать свое благое намерение, не откладывал. Дело в том, что темные силы не хотят отпускать человека от себя, могут неожиданно возникнут затруднения и препятствия, которые мы называем искушениями. Люди, далекие от Церкви, могут считать эти обстоятельства “знаками” и придавать им особое значение. Не стоит этого делать – важно быть решительным на пути ко Христу. 

Можно ли некрещеному ходить в церковь?

протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших” при молодежном центре “Экклезиаст” г. Липецк

Можно и нужно. Только не следует присутствовать на основной части божественной литургии, после возгласа “оглашенные, изыдите”. Оглашенные – это готовящиеся ко крещению. Желательно выходить из храма, услышав этот возглас. На любом другом богослужении можно присутствовать неограниченно, молиться, осенять себя крестным знамением. Я не вижу греха и в том, чтобы свечку поставить некрещеному самому. Только важно, чтобы это присутствие на службе, и даже не просто присутствие, а первые шаги навыка молитвы были частью подготовки к крещению. Чтобы человек не думал, что “мне и так хорошо”: сходил в Церковь, помолился, на душе стало легче и можно дальше ничего не делать. Важно, чтобы человек до крещения привыкал к богослужению, вникал в его смысл, чтобы, приняв святое крещение, он подошел к таинствам, уже будучи внутренне готовым к полноте участия в богослужении.

Можно ли некрещеному носить крест?

Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области

Некрещеному носить крест можно. Но зачем? Если для украшения, то нет в этом никакого смысла, только лишний повод для кощунства. Крест – это все-таки не украшение, а символ того, что мы христиане и следуем за распятым Христом.

Господь создал человека со свободной волей. Если человек чего-то хочет, то никто не может запретить ему это сделать. Он может что угодно делать, тем более носить крест. Вопрос – для чего, с какой целью. 

Если человек не крещен, но собирается креститься, проходит так называемый обряд оглашения, подготовки, то конечно, ему не возбраняется носить крест. В древние времена этот период мог продолжаться от года и больше, сейчас это все условные сроки: чаще всего человек сначала крестится, а потом уже входит в храм. Но ему можно многое: и заходить в церковь, и молиться, помазываться маслом освященным. Некрещеный человек только не участвует в таинствах церковных. А если он проходит период оглашения, то Церковь за него молится: есть специальная ектинья об оглашенных.

Можно ли молиться за некрещеных живых?

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва

Можно. Важно понимать, как этот человек относится к Церкви. Лояльно, сопереживает или наоборот. Мы каждую литургию молимся об оглашенных, тех людях, которые  уже слышали Слово Божие и находятся в ожидании принятия таинства крещения. За этих людей мы молимся все вместе в церкви соборной молитвой каждый день, когда служится литургия. Если человек не хочет, чтобы за него молились, то наверное, будет странно молиться о нем. Хотя бывают и разные случаи. Бывает, вырастают непутевые дети у верующих родителей. Неужели за них нельзя молиться?

Если человек хочет, чтобы за него молились и просит об этом, тогда можно это делать. 

Можно ли поминать некрещеного?

священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета  (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Церковь устанавливает очень строгое правило участия человека в священнодействиях. Оно может быть только добровольным, потому что Господь, создавая человека, дал ему не только свой образ и подобие, может быть, внешнее, не только дар слова, не только способность любить или творить – все это свойства богоподобия человека. Не только бессмертие, которое человека утратил в результате грехопадения. Но Он даровал и то, что человек сохранил, и Господь никогда не будет нарушать. Бог дал человеку свободную волю. И настолько высоко поставил Свое творение, человека, так Он его любит и уважает дарованную ему волю, свободу, что даже после смерти мы эту волю нарушить не можем. И

если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем писать в Церкви записки на службах о его упокоении. Поминать общецерковной молитвой мы его не можем.

Но это не запрещает любящему человеку о своем умершем некрещеном родственнике или друге молиться. Молиться можно частным образом. И мне кажется, что не только можно, но и должно христианину молиться о своих умерших некрещеными сродниках. 

Кроме того, церковное Предание сохранило память о замечательном святом, мученике Уаре, который почитается как молитвенник за усопших, умерших некрещеными. И в Церкви, по благословению священноначалия, совершаются молебны этому святому. Это не молитва о некрещеных, а обращение к мученику Уару. В текстах этого молебна, посвященного мученику Уару, есть просьба о том, чтобы он был заступником перед Богом об умерших некрещёными.

Из жития святого, подробно изложенном святителем Димитрием Ростовским, известно, что мученик Уар жил в IV веке, был тайным христианином и славным воином. Он командовал когортой, большим воинским подразделением и  несколько сотен человек было у него в подчинении. То были времена гонений на христиан, и Уар хотя и был верующим, но боялся открыто исповедовать свою веру. К христианам, которых наместник Египта осуждал на пытки за отказ поклонится богам, будущий мученик тайно приходил, подкупая стражу, чтобы омыть их раны, накормить и попросить святых молитв.  

В 307 году произошел переломный момент в его жизни. Он пришел в заключение к семи христианским учителям, осужденным за веру во Христа. Уар, по своему обыкновению, служил им: снял узы и колоды, накормил, не евших уже несколько дней. Когда же он попросил молиться о мужестве стояния за Спасителя, они ответили ему словами из Евангелия от Матфея: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. К утру один из христиан умер от ран. Тогда Уар понял, что пришло время для испытания его веры, что он должен проявить то мужество, об отсутствии которого скорбел. Нам трудно представить орудия пыток, применявшиеся в то время: били палками, сдирали кожу, ножами строгали тело так, что все внутренности Уара выпали на землю, но он не отрекался от Христа. После нескольких часов пыток и отказа отречься от Христа, Уар умер и тело его бросили на съедение диким псам. И тогда Клеопатра, жившая в Александрии вдова военачальника, видевшая издали эти страдания, решила взять тело мученика Уара и погребла его у себя в доме, в своей комнате. Через некоторое время, возвращаясь к себе на родину в Палестину, она под видом останков своего мужа увезла мощи мученика Уара и погребла их в своей древней родовой усыпальнице, среди могил предков. Усердно молясь святому, она подавала пример местным христианам, которые стали получать исцеления у мощей мученика Уара. Она решила построить храм, посвященный святому Уару и в день его освящения устроила большой праздник, на котором внезапно заболел и умер ее единственный сын Иоанн. Ответ на ее сугубую молитву пришел достаточно быстро: она получила откровение от святого Уара, что он умолил Бога не только за ее сына, но и за некрещеных предков. Отсюда берет начало предание Церкви о том, что святой Уар является предстателем за умерших некрещеными.

Однако это не означает возможность церковного поминовения некрещеных умерших, что противоречило бы церковным устоям и смыслу свободы человека. Обращаясь в молитве к мученику Уару, мы просим его ходатайствовать перед Богом за близких нам, умерших некрещеными. Почему  церковное поминовение о некрещеных невозможно? Потому что мы не можем всей Церковью молиться о тех, кто при жизни не стал частью Церкви. Это было бы насилием над их волей и свободным выбором. Но важно и возможно личное поминовение — келейная, домашняя молитва о тех, кого мы любим.

Таким образом, есть два способа молиться о некрещеных усопших: самим молиться и просить мученика Уара быть заступником за этих людей. умерших некрещеными. 

Можно ли молиться за некрещеного человека?

Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г.Москва

Конечно, можно и нужно молиться за человека, умершего некрещеным, потому что мы все – дети Божии. Если мы хотим как-то облегчить его участь, мы, конечно, можем просить об этом нашего Отца, который любит нас вне зависимости от того, приняли ли мы Его или не приняли в своей жизни. 

Это может быть как домашняя молитва, так и молитва своими словами в Церкви. 

Другое дело, что общецерковное поминовение некрещеного человека на литургии не совершается в силу того, что он не стал членом Христовой Церкви, членом Тела Христова. То есть подавать записки для поминовения на литургии за некрещеного человека нельзя.  

Можно ли отпевать некрещеного человека?

священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Некрещеного человека отпевать нельзя, потому что Господь даровал человеку свободу воли, свободу выбора. И даже после смерти, когда человек здесь, на земле, уже не может реализовать свою свободу, Бог не хочет нарушать волю человека и не позволяет нам это делать.

Мы же не спрашиваем, можно ли кости крестить: пойти на кладбище и крестить всех подряд мы не станем. Если человек при своей жизни не принял веру, не принял Христа, зачем же его принуждать к этому, когда он уже не может этому воспрепятствовать физически? Это все равно что дождаться, пока некрещеный родственник окажется немощным, чтобы связать его руки и ноги и крестить насильно. 

Понятно, что такая ситуация невозможна. Волю человека нарушать нельзя как при жизни, так и после смерти. Таково правило, установленное в Церкви: любой человек может участвовать в священнодействиях только добровольно. Господь даровал нам Свой образ и подобие, способность любить и творить, но и свободную волю, которую Сам никогда не будет нарушать. И если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем подавать записки о его упокоении.  

Разрешено ли некрещёным посещать церковь

Не только можно, но и нужно, так как многие горячо верующие люди и даже святые когда-то заходили в православный храм впервые — посмотреть, узнать, удивиться и проникнуться. Одни стоят минут десять–двадцать, думают о вечном и потом уходят навсегда, другие же — навсегда остаются, неожиданно даже для самих себя осознав, что такое Бог и сделав самый важный выбор в своей жизни. Но многие неверующие робеют перед дверями храма, потому что бояться сделать что-то не так и обидеть чувства православных.

Приходить можно, но иногда нельзя

На присутствие в храме некрещеных, неверующих, атеистов, агностиков и людей любых других конфессий в РПЦ запрета нет. Они могут посещать храм как во время службы, так и вне ее. Единственной исключение из этого правила — по канонам православия некрещеные люди не могут присутствовать на Литургии (утренней службе), вернее, на той её части, которая называется литургией верных (обычно священник начинает её словами: «елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся…») и до самого окончания Таинства Евхраистии. Что будет, если некрещённый человек нарушит такое правило? По сути, ничего криминального не произойдет и останется на совести некрещеного человека. Ну а в том случае, если он вообще не знает об этом правиле, то с него и спрос будет невелик. В больших храмах мегаполисов соблюсти подобное правило довольно сложно, ведь в храмы, имеющие культурное значение заходят и праздные туристы, однако, помнить о нем следует и, по возможности, его нужно выполнять. Богословы считают, что ограничение для некрещёных существует на духовном уровне, потому что все, что следует на литургии верных носит сакральный смысл и понятно только воцерковленным людям. Некрещеному человеку, которому интересно все, что происходит в православном храме, лучше приходить на вечернюю службу, которая обычно начинается в 16:00. Она тоже может быть очень красивой, особенно накануне великих праздников, но при этом нет ограничений на присутствие некрёщеных.

Чего нельзя делать

Нельзя бояться. Сам Христос в Евангелии чаще всего говорит « Не бойтесь!», а в Апокалипсисе Иоанна Богослова написаны такие слова: «Боязливые не наследуют Царствия Небесного!» Иеромонах Иoв (Гумерoв) считает, что православные люди должны радоваться и ликовать о каждом, кто переступил порог храма, и благодарить за это Бога. Нельзя делать все то, что нельзя делать и крещёным — бегать, громко разговаривать, сметается, кричать, толкаться, вести себя непочтительно. По возможности, мужчинам не следует заходить в храм в шортах, а женщинам в мини-юбках и в других откровенных нарядах. Женщинам следует покрыть голову платком, шарфиком, панамой, шляпкой или шапочкой, а мужчинам при входе, наоборот, нужно снять головной убор.

Что следует делать

Можно: молиться Богу, с почтением прикладываться к образам, ставить свечи и подавать записки за крещеных родственников. Следует помнить, что за некрещеных родственников (живых или усопших) молиться следует только дома, своими словами. Накладывать на себя крест (креститься) прежде принятия крещения не принято. Но если вы что-то сделали не так — перекрестились, не так повернулись или пришли в одежде, из-за которой на вас косятся, помните, что боятся — не надо. Бог милостив и прощает многое.

Можно ли прикасаться к святыням

Некрещёный человек может с почтением и верой прикасаться к святыням, целовать иконы, крест и даже прикладываться к святым мощам. Однако не следует это делать с магическими целями — «Крещение не приму, но вот маслицем меня помажут — и я выздоровею!» — на самом деле может выйти еще хуже. Некрещёному не следует принимать участие в церковных таинствах, вкушать просфорки или пить святую воду. В одном древнем патерике есть предание об иноверце, который решил «проверить» христиан, и прикинулся православным, чтобы поучаствовать в таинстве Евхаристии. Однако когда священник протянул ему лжицу (специальную ложечку) с Телом и Кровью Христа, человек в ужасе увидел на ней кровь и кусочек плоти — так Бог проучил самозванца. Поэтому следует принимать и выполнять церковные запреты с пониманием и благоговением.

К кому обратиться

С простыми вопросами можно обратиться и к церковницам — женщинам, которые заведуют церковной лавкой, продают свечи и принимают записки. Однако следует помнить, что знают они далеко не все, а могут лишь подсказать — можно или нельзя поминать человека, где находится та или иная икона, к какому священнику можно подойти чтобы более детально поговорить о вере. Если вас интересуют более серьезные вопросы веры, следует дождаться окончания службы и подойти к освободившемуся священнику. Делать это лучше после вечерней службы. Как правило, в больших храмах священники часто специально задерживаются, чтобы ответить на вопросы прихожан и тех, кто хотел бы принять крещение, но не знает, как это сделать.

Кем стала дочь Савелия Крамарова

Как вести себя некрещёным в православной церкви

Многие некрещёные люди опасаются заходить в православный храм, думая, что могут нарушить какие-то строгие правила и задеть чувства верующих и служителей.

На самом деле, правил не так много и не такие уж они строгие, как может показаться несведущему человеку. Рассмотрим самые главные.

Прежде всего, нужно чётко уяснить: РПЦ не запрещает посещение православного храма не только некрещёным людям, но и атеистам, агностикам и представителям любых других конфессий. Любой желающий может зайти в церковь даже во время службы. Единственное исключение: согласно церковным канонам, некрещёному человеку нельзя присутствовать на Литургии, утренней службе, а если точнее, то именно на той её части, которая называется «литургией верных» и до самого окончания Таинства Евхаристии. Начинается эта часть словами: «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся…»

Но даже это правило не такое строгое, потому как если человек всё-таки зайдёт в момент Таинства в храм по незнанию, каким-то образом его наказывать или осуждать никто не будет. Такое легко может случиться, например, при посещении туристами больших столичных храмов, являющимися также памятниками истории и архитектуры. Если же некрещёный, зная об этом правиле, нарушит его, останется этот проступок целиком на его совести. Считается, что литургия верных может быть понятна только воцерквлённому человеку и носит сакральный смысл, поэтому некрещёному человеку присутствовать на ней не рекомендуется — в знак уважения к церковным канонам.

Если некрещёному человеку хочется побывать на службе, то делать это лучше во второй половине дня: вечерняя служба начинается обычно в 16:00. Ограничений по её посещению нет.

Что можно и чего нельзя делать в церкви некрещёному

По сути, запретов для некрещёных немного и в основном они ограничиваются правилами поведения любого воспитанного человека: в церкви нельзя шуметь, бегать, толкаться и просто вести себя неуважительно по отношению к другим людям.

Мужчинам не стоит заходить в православный храм в шортах, а женщинам — в мини-юбках или подобных откровенных нарядах в силу неуместности. При этом девушкам и женщинам необходимо покрыть голову платком, шарфиком, шляпкой, а мужчинам при входе в храм, напротив, нужно снять головной убор. Некрещёному человеку также не следует принимать участие в церковных таинствах, вкушать просфорки или пить святую воду, а также пытаться совершить какие-то магические обряды.

При этом даже некрещёный человек может молиться в церкви Богу,прикладываться к образам, ставить свечи и подавать записки за крещеных родственников. При этом за некрещёных родственников, как живых, так и усопших, согласно канонам, молиться следует только дома. Накладывать на себя крест, то есть креститься, в церкви прежде принятия крещения не принято. Однако если всё-таки, опять же по незнанию, человек сделал что-то не так — неверно перекрестился, как-то не так повернулся или пришёл не в той одежде, служители или прихожане могут сделать вежливое замечание или высказать свою рекомендацию, но не более того. Бояться этого точно не стоит. Достаточно элементарного общепринятого уважительного поведения и понимания.

Если некрещёный человек хочет узнать о церковных правилах подробнее, то он может обратиться за простыми разъяснениями к церковницам — так называют женщин, работающих в церковной лавке. При этом следует помнить, что знают они далеко не всё, а могут лишь подсказать — допустим, можно или нельзя поминать человека, где находится та или иная икона и к какому священнику можно подойти, чтобы поговорить о вере.

С более серьёзными вопросами стоит обращаться к священнослужителю, дождавшись, когда он освободится после службы, лучше также вечером. Как правило, в больших храмах священники часто задерживаются именно для того, чтобы ответить на вопросы прихожан и тех, кто хотел бы принять крещение, но не знает, как это сделать.

Читайте также: Почему православные и католики крестятся по-разному

Может ли некрещенный ходить в церковь: правила поведения в храме

Многие люди задаются вопросом: можно ли заходить в храм некрещеному человеку? В связи с этим возникают страхи, которые мешают людям посетить святое место и посмотреть, как проходит жизнь православного прихожанина. Если коротко ответить на этот вопрос, это будет звучать, как «можно и нужно».

Когда приходить

Невоцерковленному человеку можно посещать храм в любое время, когда у него есть на то желание. Нигде не записано, что необходимо иметь специальное разрешение на то, когда и как общаться с Богом или просто посетить церковь, как памятник или достопримечательность (так делают многие туристы). Единственное условие заключается в том, что присутствовать на литургии (утренней службе) все-таки нежелательно. Но если человек об этом не знает или имеет искренние помыслы (приходит не в качестве проверки: а что будет, если я нарушу правила?), то ему все прощается.

Что нужно делать?

Некрещенный человек может смело принимать участие в жизни храма:

Следует помнить, что Господь милостив, поэтому разрешает делать все, чего желает ваша душа. Если вы будете относиться к церкви с уважением, вам будет многое прощено.

Чего делать нельзя?

В первую очередь надо побороть свой страх. Бояться нельзя ни в коем случае, поскольку только смелые люди будут наследовать Царствие Небесное (это заключение иеромонаха Иова (Гумерова). Не желательно совершать следующие действия:

  • громко разговаривать;

  • смеяться;

  • бегать;

  • толкаться;

  • женщинам — заходить в храм в слишком откровенных нарядах;

  • мужчинам — появляться в церкви в шортах;

  • вести себя непочтительно:

  • осенять себя крестом (креститься);

  • молиться за некрещеных людей (это нужно делать дома).

Если вы будете соблюдать все правила, но ненароком перекреститесь — это не будет считаться тяжким грехом, поскольку данное действие является вашим искренним порывом.

К кому обратиться за помощью

Если у вас возникнут некоторые вопросы, необходимо обратиться за помощью к церковницам. Эти женщины обычно сидят у входя в храм за прилавком, где продаются свечи и принимаются записки о молебнах. Также вам могут помочь работники, которые поддерживают чистоту в соборе и следят за свечами (откладывают те, которые уже достаточно прогорели и расчищают место для новых). Эти люди вам расскажут, где находится та или иная икона, кому следует молиться о здравии или упокоении, а также ответят на другие интересующие вас вопросы. Если вам потребуется более подробная информация (например, вопросы личного характера), обратитесь к священникам. Помните, что воцерковленные люди рады любому человеку, который переступит порог храма по своей воле.

Вместо заключения

Если вас интересует церковь как предмет познания истории или искусства, вам будет достаточно правил, которые были изложены выше. Если вы хотите стать крещеным прихожанином, вам следует обратиться за консультацией к церковным служащим. Они вам подробно расскажут, что нужно сделать, чтобы принять таинство крещения.


Смотрите также

Top