Ментальная арифметика обучение дома


Как научиться ментальной арифметике: видео уроки

На сегодняшний день набирает популярность занятия по ментальной арифметике. Открываются курсы, школы и небольшие развивающие центры, где преподают ментальную математику. Возможно вы посмотрели ролики в сети, где дети считают быстрее калькулятора или у ваших знакомых, ребенок ходит на эти курсы и уже начал показывать хорошие результаты в сложении и вычитании двухзначных чисел. И вас появилось несколько вопросов: Что это и зачем это нужно и как влияет на развитие ребенка. А также, как научится ментальной арифметике? Ниже рассмотрим все эти вопросы и подробно разберем примеры счета и какие дополнительные материалы нам для этого понадобятся. Посмотрим бесплатные видео-уроки по ментальной арифметике.

Что такое ментальная арифметика?

Ментальная арифметика — это процесс обучения быстрому счету в уме. Родоначальником этого метода был турок Шеном. Весь метод строится на применении счет придуманных в Китае примерно пять тысяч лет назад. Называются такие счеты – абакус. Возможно кто-то может подумать, что нужно было назвать этот метод абакус арифметика или еще как-то, используя название счет, но счеты — это лишь инструмент, который облегчает решение арифметических задач. Вся суть метода — это подсчет в уме. Слово ментальная происходит от лат. mentalis — умственный, рассудочный. Когда считают с помощью данного метода, в уме представляют эти счеты, передвигают бусины в нужном порядке и производят подсчет нужного примера.

В 1993 году это образовательная программа, впервые начала работу в Азии. На данный момент более 5000 обучающих центров занимаются по данной методике по всему миру. Больше всего эта программа развивается таких странах как США, Канада, Австрия, Таиланд, Китай и Австралия.

В России сейчас открывается много подобных школ и курсов по обучению ментальной арифметике. Стоимость занятий от 500 рублей за один урок или от 4000 рублей за абонемент. Не всем такие суммы по карману и многие хотят научится этому методу самостоятельно и в дальнейшем обучить своего ребенка.

Ментальная арифметика на первый взгляд может показаться трудным способом для решения примеров. Но если набраться не много терпения и прочитать статью до конца и про решать все примеры. Этот способ будет не таким трудны как был до прочтения данной статьи.

Что нужно для обучения

Первое что нам понадобится для обучения ментальной арифметикой это счеты абакус или соробан. В отличии от стандартных счет, советского времени, эти счеты в два раза меньше по ширине. У них на горизонтальных линиях всего пять бусин, а у наших десять. И один столбец с одной бусиной в каждом ряду, от делен от остальной вертикальной перегородки, это если держать счеты вертикально, так как мы бы держали наши обычные счеты. Абакус обычно держат в горизонтальном положении и с верху располагается ряд с одной бусиной, в низу расположены столбцы по 4 бусины в каждом.

Купить их можно здесь (купить счеты) , там они не дорогие, многие покупаю и оставляют хорошие отзывы. Можно поискать в магазинах своего города, но они уже будут по дороже, да и времени по больше уйдет на поиск.

Можно сделать абакус своими руками из старых счет. Разберите счеты, уберите оттуда 5 бусин из каждого ряда. Отделите вертикальной перегородкой одну бусину, в каждом ряду и счеты готовы. Чтобы они были больше похожи на китайские можно укоротить спицы на которых держаться бусины и горизонтальные направляющие с верху и снизу.

Если нет старых счет и не хочется что-то изобретать или пока ждете, когда придут ваши новые счеты, стоит воспользоваться онлайн тренажерами для тренировки и обучения счету. В Google Play наберите «соробан», там много этих игр. В этой статье используются скриншоты из приложения Simple Soroban. Очень удобное приложение для обучения.

Со счетами определились нужно переходить к обучению.

Основы ментальной арифметики

Как выглядят счеты абакус и из чего состоят вы уже знаете. Сейчас нужно понять, как набирать числа.

Располагаем соробан как на рисунке выше. Перед нами столбики, у стандартного соробана их 13. Мы будем использовать абакус с девятью столбиками (такой же как в приложении Simple Soroban). Начиная с крайне правого столбика, в этом столбце единицы. Т. е. здесь можно составить цифру от 0 до 9. Следующий столбец — это десятки, здесь числа от 10 до 90. В последующих соответственно сотни, тысячи и т. д. На верху соробана размещено по одной бусине, в соответствии со своим столбцом они обозначают число кратное пяти, т. е. в первом столбце это 5, во втором 50, в третьем 500 и так далее. Чтобы нам показать цифру пять, нужно опустить верхнюю бусину вниз, это будет пять. В исходном положении, когда верхние бусины в верху, а нижние внизу это ноль. Чтобы больше было понятно разберем несколько цифр:

  • Чтобы составить цифру 7 нужно опустить верхнюю бусину в первом столбце, это будет 5 и поднять две бусины с низу, т.е. мы к 5 прибавили 2 получилось 7.
  • Цифра 9 это опущенная верхняя бусина и 4 нижние бусины, поднятые вверх до разделительной планки.

Как только научились быстро набирать единицы, переходим к двухзначным числам, т.е. к десяткам.

Набираем число 73, для этого опускаем верхнюю бусину из второго столбика, это получилось 50, поднимаем еще две нижние бусины из этого же столбца с десятками, получилось 70. В первом столбце поднимаем три нижних бусины, и в итоге получаем 73.

Несколько раз потренируетесь и все будет понятно, потом переходите к сотням и так далее.

Все передвижения бусин нужно делать определенными руками и не менять последовательность. В столбце единиц мы все делаем правой рукой, при этом поднимаем бусины большим пальцем, а опускаем указательным. Например, когда мы хотим составить цифру 5 нужно указательным пальцем правой руки опустить верхнюю бусину. Если нужно составить цифру 2 нужно большим пальцем правой руки поднять две бусины из первого столбца. Запоминаем правило вверх это большой палец, вниз указательный. В столбце с десятками все тоже самое только левой рукой. Если смотрели видео как дети считаю, можно было заметит, как они крутят пальцами. Так они представляют, как передвигают бусины на счетах и тем самым производят у себя в голове, подсчет на воображаемом соробане.

Так как вся суть метода сводится к тому чтобы все вычисления происходили в уме и без каких-либо вспомогательных инструментов, нужно научится запоминать цифры и комбинации из бусин. Для этого нам понадобятся вспомогательные карточки, которые можно сделать самим. На одной стороне пишем цифру, а на другой ее графическое обозначение в виде фрагмента счет. Пример на фото ниже.

После того как научились пользоваться карточками и быстро называть цифры расположенные на них, переходим к простым арифметическим вычислениям, первое что мы разберем это сложение.

Сложение

Первое арифметическое действие, которое мы рассмотрим это сложение. Это самое простое действие, производимое на соробане. В качестве примера возьмем: 13+23 Выкладываем число 13: в первом столбце поднимаем три нижние бусины, во втором одну нижнюю получаем 13.

Чтобы прибавить 23 в первом столбце, с единицами, нужно добавить три бусины, так как в низу осталась не задействована только одна бусина, нужно опустить бусину из верхней части соробана, так мы прибавим 5, после этого опускаем две бусины из нижней части и получается в столбце с единицами цифра 6.

Далее складываем десятки, для этого во втором столбце поднимаем две нижних бусины. В итоге у нас получилось число 36.

Для закрепления материала и лучшего понимания рассмотрим более сложный пример: 17+14.

Сначала составим число 17, описывать как мы его составляем не будем, просто напишем итог для проверки, и чтобы скоординировать наши действия. Что получилось смотрите на фото.

Далее переходим к сложению, прибавляем 4, так как 7+4=11 то поднимаем в первом столбце одну нижнюю бусину и сразу переходим к десяткам и там поднимаем одну нижнюю бусину, которая получилась при сложении единиц, далее прибавляем 10, которая осталась от первоначального числа 14, для этого так же поднимаем одну бусину с низу. Итого 17+14=31

Видео урок: Сложение

Вычитание

Переходим к следующему действию, вычитанию. Для примера возьмем 83-56.

Выставляем на соробане число 83, что получилось сверяем по фото.

При вычитании все действия нужно производить в обратном порядке и начинать нужно с десяток. Нам нужно у десяток убрать 5 бусин, для этого поднимаем верхнюю бусину. От единиц нужно отнять 6, так как у нас только 3 единицы, берем из второго столбца десятку, т. е. опускаем одну бусину. В единицах нужно из 13 вычесть 6 получается 7, выставляем эту цифру на соробане. В итоге 83-56=27

Видео урок: Вычитание

Умножение

Следующее действие — это умножение, тут уже нужно не много больше напрягать свои извилины. Для примера перемножим два двухзначных числа: 13*22

Сначала перемножаем десятки обоих чисел 10*20=200 выставляем на абакусе 200:

Потом единицы первого числа с десятками второго 3*20=60:

Далее десятки первого с единицами второго 10*2=20:

Последние действие, перемножаем единицы обоих чисел 3*2=6:

В итоге получилось 286

Видео урок: умножение

Деление

Следующее действие деление. Для примера разделим 62 на 2. Для этого разделим соробан по полам или, например, на две части относительно точки на соробане. С права мы выставляем число, которое нужно разделить, а слева оставляем место для ответа, если число двухзначное, то для ответа оставляем максимум 2 столбца, если трехзначное, то три и т. д. И так нам нужно 62/2 выставляем справа число 62. В левой части будем писать ответ, предлагаю писать его начиная с крайне левого столбца, чтобы если вам попадется число, при делении которого появится остаток, то для записи остатка были свободные столбцы. Число выставили, делим сначала цифру 6 т. к. она кратна двойке и дает полное число без остатка и это будет 3, набираем тройку в крайне левом столбце. А в правой части отнимаем 6 из столбца с десятками, остаётся 2. Дели 2 на 2, получается 1, набираем его во втором, от левого края, столбце. В итоге у нас получился ответ 31.

Возьмем пример по сложнее 864/4. Набираем в правой части соробана 864. Сначала делим 8 на 4 получается 2, в крайне левом столбце набираем 2. В правой части в столбце с сотнями убираем 8, остается 64. Делим 6 на 4, у нас получится число с остатком, поэтому нам надо умножить число 4 на такое число чтобы оно было меньше 6 и самое ближайшее к нему. Т. о. нужно 4 умножить на 1 получится 4. Один вписываем во второй от левого края столбец, а из 6 вычитаем 4, справа получается число 24. Это число делится на 4 без остатка и получается 6. Шесть записываем в третий столбец от края, в итоге ответ 216.

Видео урок: Деление

Это способ деления соответствует тому, который показан на видео выше, но, если вы по рекомендации из этой статьи, используете для обучения приложение Simple Soroban (это приложение бесплатное) из магазина Google Play. То удобнее число, которое нужно разделить записывать с лева, а ответ с права. Тем самым вы не запутаетесь и будите быстро решать тесты из данного приложения. Пример как считать тесты в приложении Simple Soroban:

Мы рассмотрели все арифметические действия, которые можно посчитать с помощью счет абакус. Вроде бы ничего сложного нет, нужно только часто тренироваться и вы научитесь ментальной арифметике в домашних условиях, так же, как если бы посещали одноименные курсы за деньги.

Ментальная арифметика в домашних условиях

Как научить ментальной арифметике дома?

Вы решились научиться считать на счетах абакуса или соробана? Как научить ребенка ментальной арифметики дома?

Ментальная арифметика обучение дома?  Как именно считать и с чего начинать? Чтобы ответить на эти вопросы Вам просто необходимо прочитать азы ментальной арифметики.

Занятия в домашних условиях для ребенка будет сразу не так просты. Нужно будет набраться терпению и огромного усердия

Занятия не должны быть в хаотичном режиме! Постарайтесь решить в какое время будет проводиться систематические уроки. Теперь давайте ответим на вопросы:

Что же такое Ментальная Арифметика?

Это уникальная методика интеллектуального развития от 4 до 14 лет, в основе которой лежит многовековая система арифметических действий с помощью счета- абакус, соробан. На сегодняшний день действует около 6000  центров по более чем в 54 странах мира, основные из них: Китай, Казахстан, Япония, Турция, Малазия …

Открывать в человеке гения необходимо в детском возрасте, когда ум ребенка гибок и способен к трансформированию задатков в способности, те, в свою очередь, в таланты, и только тогда Вы получите гениального, успешного в любых делах и начинаниях ребенка!

Давайте составим  план урока:

  1. Что такое абакус, соробан?
  2. Расположение чисел
  3. Как складывать?
  4. Дополнительная литература

Что такое абакус?

Это внешний вид Абакуса.

Чем-то напоминает известные многим советские счеты с костяшками. Принципы работы на этих двух приспособлениях очень похожи. Отличаются эти счеты количеством костяшек на спицах и, собственно говоря, удобством эксплуатации. На абакусе приходится делать намного меньше движений руками.

Итак, абакус состоит из рамки, в которую установлены спицы. Причем спиц может быть разное количество. А на спицах нанизаны костяшки. По 5 штук на каждую. Спицы проходят сквозь разделительную планку. Над планкой остается по одной костяшке, под планкой по четыре.

Важную роль при счете на абакусе играет то, как именно человек двигает пальцами. Используются в работе только большой и указательный пальцы. Все движения путем многократных повторений доводятся до автоматизма. Этот навык легко потерять, поэтому при занятиях ментальной арифметикой не желательно пропускать уроки.

Теперь о том, как же располагаются числовые линейки.

расположение чисел на абакусе

Справа у нас находятся единицы. Затем десятки, потом сотни, тысячи, десятки тысяч и т.д. Каждому разряду своя спица. Костяшки, которые находятся под разделительной планкой, означают «1», над планкой – «5». Трудновато понять, да?

Давайте посмотрим на примере.

Десятичные линейки рисовать не стала. То есть, крайняя правая линейка на  рисунке – это единицы.

Так будет выглядеть на абакусе число 3.

число-3-на-абакусе

Поднимаем к разделительной планке три костяшки на линейке единиц.

Попробуем взять двойное число, например, 15.

На линейке десятков поднимаем 1 костяшку, то есть, получаем 1 десяток. А на линейке единиц опускаем к разделителю верхнюю костяшку, которая и означает 5.

Получилось число 15!

Покажем теперь число для примера -53-на-абакусе На линейке десятков опускаем к разделителю верхнюю костяшку, которая означает 50. А на линейке единиц поднимаем с верху 3 костяшки. Получилось число 53!

А давайте чего-нибудь посущественнее наберем. Например, 6482!

На линейке тысячи у нас верхняя костяшка опущена к разделителю – это пять тысяч и одна нижняя поднята вверх, плюс еще тысяча. Получаем 6 тысяч. С сотнями полегче, просто четыре костяшки поднимаем вверх. Десятки: верхняя опущена, три нижних подняты. Получается сверху 5 десятков, снизу 3. Это 80. Ну и еще 2 единицы. Не так уж сложно, правда?

Как складывать на абакусе?

А теперь переходим к сложению и посмотрим, что из этого получится. Предлагаю взять что-нибудь попроще, чтобы не взорвать себе мозг) Например, сложим 33 и 14.

Откладываем на абакусе 33.

К трем десяткам прибавим еще один. Получим 4 десятка или 40.

прибавление одного десятка на абакусе

Теперь единички. К трем единицам прибавим еще 4. Так как четырех свободных единиц снизу на спице нет, то сначала прибавим пять, опустим верхнюю косточку. А потом отнимем 1, опустим одну нижнюю. Получилось у нас 7 единиц.

В результате получилось 47! Результат мы получили верный!

Развить навыки быстрого счёта вы можете на бесплатном онлайн тренажёре здесь

Ментальная Арифметика научиться дома — Дополнительная литература

Вот по такой схеме на абакусе и считают. Показ был самого простого.  А ведь можно еще и вычитать, и умножать, и делить, и в степень возводить. И работать с огромными числами. Хотите знать больше? Пожалуйста!

Обратите внимание на книгу «Ментальная арифметика. Школа волшебников»  Она ориентирована на обучение детишек.

Рекомендуем вам приобрести:

Учебный материал для занятий дома

или

Методический комплект для родителей и педагогов 

Ментальная арифметика домашнее задание

Самая главная составляющая часть в обучении, не игнорируйте систематические каждодневные домашние задания, обязательно давайте их детям! Желательно заниматься дома не только Ментальной Арифметикой, но еще и Скорочтением. У нас Вы можете найти упражнения для скорочтения. Более подробнее о скорочтении, Вы можете узнать  у нас в темах.

Ментальная математика в домашних условиях скачать бесплатно

Желаем Вам успехов в познании Ментальной Арифметики.

Ментальная арифметика обучение в домашних условиях

27 Февраля 2017

Ментальная арифметика в домашних условиях. Обучение ментальной математике для взрослых онлайн скачать бесплатно. Простое сложение и вычитание. Скачать примеры бесплатно. Примеры действий на абакусе. Вспомогательные бусинки (братья и друзья).

Материал подготовлен для родителей и детей в ознакомительных целях! За обучающими материалами и занятиями обращайтесь в развивающие клубы Вашего города.    

  1. внешняя рама
  2. верхний ряд бусинок (братья): значение 5
  3. нижний ряд бусинок (друзья): значение 1
  4. расчетная (разделительная) линейка

Примеры действий на абакусе

При работе с абакусом используйте большой и указательный пальцы. 

Нижние бусинки (друзей) добавляйте большим пальцем и вычитайте - указательным.

Верхние бусинки (братьев) добавляйте и вычитайте только указательным пальцем.

Для примера возьмем только единицы и десятки и сопоставим цифры и значения на счетах.

Задание 1: запишите значения, показанные на счетах. 

Простое сложение и вычитание

Выполняйте все подсчеты слева направо (это облегчит вычислена при работе с большими числами).

Задание 2: простое сложение и вычитание

Вспомогательные бусинки (братья и друзья)

  • При нехватке бусинок воспользуйтесь верхней бусинкой (помощь брата) или бусинкой из следующего стержня (помощь друга).
  • Верхнюю бусинку (помощь брата) применяем для двух групп чисел, которые в сумме дают 5: 1 и 4; 2 и 3.
  • Бусинку из следующего стержня (помощь друга) применяем для пяти групп чисел, которые в сумме дают 10: 1 и 9; 2 и 8; 3 и 7; 4 и 6; 5 и 5.

Сложение 5: помощь брата

Задание 3: Сложение 5: помощь брата  

Вычитание 5: помощь брата

Задание 4: Вычитание 5: помощь брата  

Сложение 10: помощь друга

Вычитание 10: помощь друга

Задание 5: Сложение и вычитание 10: помощь друзей  

Понравилось занятие? Ставьте сердечки и подписывайтесь на нас в социальных сетях:

Инстаграм https://www.instagram.com/artwithbaby/

Вконтакте https://vk.com/wwomensec

20 лучших советов по домашнему изучению ментальной арифметики!

Привет, дорогие!

Одна из моих самых любимых областей для глубокого изучения — детская психология и педагогика. К тому же, ко мне поступает много вопросов, связанных с этими темами.

Периодически изучаю последние новости в этих областях, и недавно обнаружила для себя новое явление — ментальная арифметика. Это новый способ обучения детей счету, в результате которого спустя несколько месяцев ребенок способен производить в уме вычисления больших многозначных чисел.

Метод задействует оба полушария мозга, обучение постепенное и глубокое и помимо навыка быстрого счета ученик становится более терпеливым, усидчивым и внимательным.

Я подумала, что узнать об этом побольше будет интересно многим родителям, которые читают мой блог.

Если вам интересна такая идея обучения, данная статья вам пригодится. В ней я расскажу, что такое ментальная арифметика, какие у нее особенности и как учить своего малыша таким образом.

Будет сложно, но интересно! Если материал вам понравится, ставьте лайки и делитесь ссылками — буду рада за обратную связь!

Что это такое?

Ментальная арифметика — это программа умственного развития, дающая возможность детям в возрасте от 4 до 12-14 лет научиться выполнять математические операции с высокой скоростью на уме — без использования калькулятора, бумаги и карандаша.

Ребенок учится выполнять математические операции быстрее калькулятора, используя абак (счеты), четкий образ которого крепится у него в памяти. Тем самым, он больше не нуждается в дополнительных приспособлениях для решения простых и сложных математических задач.

Нейронные связи, определяющие развитие мозга, образуются в течение первых лет жизни ребенка. И если не стимулировать эти соединения на этом важном этапе, то они отмирают навсегда.

На чем основано действие?

Программа ментальной арифметики обеспечивает синхронную работу правого полушария мозга, отвечающего за творческую деятельность, и левого полушария, отвечающего за логическую деятельность. Благодаря этому ребенок, решая математические задачи, может одновременно петь, читать стихи и даже слушать собеседника и отвечать на его вопросы. В процессе обучения используется древнейший вычислительный инструмент абак (счеты) -устройство состоящее из прямоугольной рамы с косточками, которые можно перемещать на спицах.

Использование абака развивает мелкую моторику и позволяет ребенку наглядно увидеть процесс подсчета. Постепенно дети начинают считать в уме, работая с воображаемыми счетами, — так подключается правое полушарие мозга, отвечающее за воображение, интуицию, творчество.

Напомним, что ребенок может научиться ментальной арифметике лишь в возрасте от 4-х до 12-14 лет, так как именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие мозга. Дальше мозг теряет возможность приобретения сложных навыков.

[Источник: http://idealistka.net/]

Основные понятия

В последнее время среди родителей сильно возрос интерес к раннему развитию детей. Все мы хотим, чтобы наш малыш легко справлялся с обучением и стал успешным человеком в будущем.

Ментальная арифметика — это сравнительно новое направление в дополнительном образовании. Занятия с числами дают удивительные результаты. Они не просто учат ребенка быстро считать, но и заставляют мышление работать объемнее, задействуя и правое полушарие мозга и левое.

Что она дает?

Наши достижения во многом зависят от умственных способностей. О том, что их формирование закладывается в большей степени в раннем возрасте, знают многие. В нашей стране открывается все больше центров, практикующих различные методики развития ребенка от 1,5 лет и старше.

Цель таких занятий состоит в развитии внимания, памяти, творческих способностей и.т.д. Школа ментальной арифметики дает более обширные результаты. Преподаватели этого направления работают с механизмом мышления.

Они тренируют нейронные связи с помощью математических вычислений на специальных китайских счетах —«абакус». Это развивает оба полушария мозга и позволяет использовать свои возможности более продуктивно.

Про занятия

В детстве мозг ребенка более пластичный. Занятия ментальной арифметикой — это упражнения, которые задействуют оба полушария головного мозга ребенка, благодаря чему развивается воображение, память, креативное мышление, способность принимать решения и концентрировать свое внимание, когда это необходимо.

Программа рассчитана на детишек в возрасте от 4 до 12 лет. Результаты таких тренировок — высокие. Дети прошедшие обучение, повышают успеваемость, открывают в себе новые возможности и проявляют больший интерес к учебе. Это подтверждено быстрым распространением метода (работает уже в 52 странах мира).

Занятия ментальной арифметикой на счетах тренируют мозг. Это происходит благодаря ряду упражнений:

  • Работа с правой и левой рукой;
  • Работа с воображаемыми счетами;
  • Наглядное изображение математических действий;
  • Мелкая моторика.

Можно ли заниматься дома?

Многие мамы интересуются, можно ли проводить занятия ментальной арифметикой с детьми дома? Конечно, такая возможность есть. Однако необходимо понимать, что для обучения ребенка, нам сначала нужно самим освоить метод.

Обучиться самостоятельно будет сложно, ведь большинство из нас обучалось по традиционной программе, основанной главным образом на задействовании логического мышления. К счастью, сегодня во многих крупных городах открыты курсы ментальной арифметики, где могут обучаться не только будущие преподаватели, но и мамы. Освоив метод, мы можем обучать своих детей в домашних условиях. Надо отметить, что такие занятия довольно интересные и непременно увлекут ребенка.

Кроме знаний, для обучения понадобится специальный предмет — счеты абакус. Это инструмент вычисления, который появился более 3 тысяч лет назад. Сначала ребенок учиться работать непосредственно с счетами. Благодаря им он быстро осваивает сложение, вычитание, умножение, деление и даже метод извлечения квадратного корня.

[Источник: http://temamam.ru/]

Полезные советы

Чтобы дети росли умными и всесторонне развитыми личностями, нужно обязательно заниматься с ними еще до школы. Да и во время обучения в начальных классах тоже не стоит бросать это дело, поскольку система образования не направлена на раскрытие творческого потенциала и уникальных способностей каждого ученика.

Ментальная арифметика уже более двух тысячелетий является прекрасным методом развития для детей в возрасте от четырех до 15 лет. При ее правильном применении можно научить свое чадо еще до школы проводить операции с четырехзначными числами в уме, а это могут делать даже не все взрослые люди.

На что еще обратить внимание?

В ментальной арифметике все вычисления производятся при помощи абакуса – японского приспособления для счета. Оно похоже на привычные нам торговые счеты, которые использовались продавцами до появления калькуляторов, только здесь нужно задействовать обе руки. Это позволяет активно развивать оба полушария мозга на одинаковом уровне.

Так что у ребенка будет все хорошо не только с рациональным мышлением, но и с творческой составляющей. Через некоторое время малыш начнет производить вычислительные операции без абакуса, просто представляя его у себя в голове. Это выглядит удивительно, но сотни примером говорят о том, что вполне реально научиться такому и в домашних условиях, если сильно захотеть.

У детей будет улучшаться память, а все данные они смогут хранить в четко структурированном виде, чтобы легко справляться с уроками и заниматься каким-либо творческим делом. Родители могут самостоятельно заниматься с малышами, если просто скачают в интернете уроки и приобретут необходимые детали для занятий. Нужно будет разработать эффективную систему поощрения и мотиваций, чтобы ребенок старался во время уроков и действительно обучался, а не просто отбывал номер.

Во многих западных школах ментальная арифметика положена в основу образования, так что в обычных школах детей обучают с помощью этой методики. Отечественная система пока не дошла до такого, но можно и без централизованных указаний приступить к использованию этой эффективной методике у себя дома.

[Источник: http://www.sq.com.ua/]

Дальше — интереснее!

О ментальной арифметике в России заговорили совсем недавно: к нам пришла новая уникальная методика развития умственных способностей. Родители обсуждают успехи детей на форумах, на Первом канале в программе Малахова выступают детишки и поражают зрителей своими умениями.

Кажется, невероятным, но благодаря этой методике даже малыши детсадовского возраста решают задачи с трехзначными числами в уме. Причем быстро и правильно! Однако «соль» методики — вовсе не в навыке быстрого счета. Это лишь полезный побочный эффект.

Главный смысл занятий глубже: ментальная арифметика помогает формировать нейронные связи головного мозга, устойчиво развивает скорость и качество мышления. Причем это требует совсем небольшой включенности: одно полноценное занятие в неделю плюс домашняя работа по 15-20 минут в день.

Включаем оба полушария

Ментальная арифметика гармонично развивает оба полушария головного мозга. Левое полушарие – отвечает за логику и высокий IQ, умение сконцентрироваться на задаче, память и навыки наблюдения. Правое полушарие – дает высокий творческий потенциал, интуицию, воображение, веру в себя, самостоятельность. И только активное включение обоих полушарий помогает максимально расширить интеллектуальный и творческий потенциал.

Современная система образования нацелена на развитие левого полушария, поэтому у большинства современных людей оно работает лучше, они – хорошие исполнители, ответственные работники.

Чему учимся?

Конечно, родители приводят детей на занятия не для того, чтобы они научились считать быстрее калькулятора. Методика помогает решить целый веер задач: концентрация внимания; тренировка фотографической памяти; усидчивость и самодисциплина; моментальный счет многозначных чисел в уме; тренировка навыка одновременного решения нескольких задач; быстрое освоение иностранных языков; уверенность в своих силах; креативное мышление.

Загруженность занятиями?

Порой родители сетуют, что их дети и так по ушки заняты подготовкой к школе, или домашними заданиями, репетитором, музыкальной школой, спортивными тренировками… И еще одно занятие кажется лишним грузом. Если бы не одно «но»: ментальная арифметика как раз учит мозг «разгружаться» и концентрироваться в нужные моменты, оптимизировать мыслительные процессы, распределять нагрузку, легко обходиться с многозадачностью.

Таким образом дети проще и быстрее справляются с учебой, экономят время и силы, у них появляется уверенность в себе. В современном мире это – очень важное конкурентное преимущество. А если учесть, что к моменту взросления наших девочек и мальчиков мир только усложнится, то тем более важно дать детям хорошую базу для успешной и счастливой жизни.

Когда лучше начинать?

Занятия ментальной арифметикой проводятся для детей от 4 до 16 лет. Когда лучше стартовать – решает семья, но чем раньше ребенок начнет заниматься, тем эффективнее будет процесс. Это связано с тем, что с возрастом активность нейронных связей снижается, и их работу приходится восстанавливать.

Нейропсихологи давно говорят о пластичности мозга: мы можем развивать его в любом возрасте, просто малышам с более пластичной и «живой» нейронной структурой будет легче освоить новые навыки. Больше того, в ментальной арифметике есть возможность работать и с «особыми детьми».

Есть примеры серьезных успехов при обучении детей с дислексическими расстройствами и расстройствами аутичного спектра. На Западе ментальной арифметикой занимаются и люди преклонного возраста – для профилактики болезни Альцгеймера и рассеянного склероза.

Как проходят занятия?

Обучение построено следующим образом: один раз в неделю 2 академических часа ребенок занимается в мини-группах по 6-8 человек с использованием методических материалов и абакуса (счеты), а также используется специальное программное обеспечение. На занятиях дети передвигают пальчиками (мелкая моторика) косточки на абакусе и таким образом учатся выполнять арифметические операции физически.

Затем они учатся представлять абакус в уме (образная память) и решают задачи, перемещая воображаемые косточки. Так ребенку дается задача, он «вкладывает» цифры в левое полушарие, затем моментально перемещает их в «скоростное» правое полушарие, где цифры преобразуются в картинку – создается воображаемый абакус.

На нем производится решение, и информация перемещается обратно в левое полушарие, которое конвертирует картинку в цифры и выдает ответ. Таким образом, задействуются оба полушария головного мозга и укрепляется связь между ними. Очень важно закреплять навык ментального счета ежедневно, и компьютерная программа позволяет это делать детям в домашних условиях, уделяя тренировкам всего по 15-20 минут в день. Выполнение домашнего задания контролируется и в случае необходимости корректируется тренером.

Затем дети учатся одновременно читать стихи и решать задачи в уме, и далее программа усложняется…

Первые результаты не заставят себя долго ждать и уже через 2 -3 месяца занятий родители заметят изменения: дети становятся собраннее, быстрее считают и учат стихи, легче запоминают иностранные слова, проще справляются с домашними заданиями.

В настоящее время ментальную арифметику используют в 52 странах мира. Две ведущие мировые державы, Япония и Китай, используя специальные счеты – абакус, учат детей в государственной начальной школе. И в России это не «новомодная диковинка», а всего лишь хорошо забытое старое.

Современные наблюдения показывают, что счеты помогают ученикам добиваться отличных результатов в математике, и отказ от них в школьном обучении снижает подвижность ума.

[Источник: http://garde-club.ru/]

Подводим итоги

Ментальная арифметика – программа развития интеллектуальных и умственных способностей ребенка. Ее основа – усовершенствованная система счета на счетах абак. Скоростной устный счет или ментальная арифметика в Школе Соробан – один из самых эффективных методов полноценного развития детей.

Ментальная арифметика активно стимулируют все отделы мозга в равных пропорциях за счет работы двумя руками. Работаем левой рукой – развиваем творческие способности, подключаем правую – совершенствуем логическое мышление.

Традиционно курс длится 2-2,5 года. Для достижения потрясающих результатов достаточно часа занятий в неделю и выполнения домашнего задания – 15 минут вдень.

Преимущества ментальной арифметики Соробан

  • большая скорость мыслительных процессов
  • отличная адаптация к любым мозговым нагрузкам
  • быстрота анализа информации
  • нестандартность мышления
  • образное восприятие и пространственное мышление
  • тренировка зрительной памяти
  • концентрации внимания и внимательность
  • уверенность в своих силах

Японские счеты Соробан

Соробан – японские счеты (абак, абакус). Это прямоугольная конструкция, разделенная планкой на две части: с «земными» (нижними) и «небесными» (верхними) косточками. Нижние косточки (по 4 в каждом столбце) обозначают единицы, верхние (по 1 в каждом столбце) – пятерку.

Счеты устроены так, что одно число можно изобразить только одним способом – то есть у каждого числа есть четко обозначенный визуальный образ.

Дети осваивают счет на соробане, начиная с чисел от 0 до 9 и простейших действий с ними. Вначале они пользуются счетами (используя в работе со счетами пальцев обеих рук)., но постепенно визуальные образы чисел настолько прочно закрепляются в памяти, что ребенку уже не нужны счеты, чтобы совершать действия – ему достаточно просто представлять их.

На какой возраст рассчитана ментальная арифметика

Обучение ментальной арифметике должно начинаться как можно раньше, желательно с 4 лет, как только ребенок научится считать от 1 до 10. Чем старше становится человек, тем менее пластичен мозг и тем труднее ему превратить уже знакомые числа в зрительные образы косточек на счётах.

Это будет прекрасной подготовкой для вашего ребенка к обучению в школе, а для детей 1, 2, 3, 4, 5, 6 классов – возможность продолжать свое развитие.

Цель работы школ устного счета – не научить детей осуществлять в уме математические действия с многозначными числами, а стимулировать работу мозга так, чтобы в будущем они могли решать гораздо более серьезные задачи.

[Источник: http://www.vseodetyah.com/]

Поделиться статьей с друзьями!

Ментальная арифметика. Что это, обучение, уроки, программа в домашних условиях. Примеры

Ментальная арифметика предназначена для обучения младших и старших дошкольников быстрому счету. Методика допускает занятия дома при условии должной теоретической и практической подготовки родителя. Оптимальный возраст для начала занятий — от 4 лет.

Ментальная арифметика – что это

Метод помогает развить оба полушария головного мозга. В дальнейшем это позволит человеку эффективно использовать свои интеллектуальные способности.

Сначала для математических вычислений используется абакус. Затем ребенок, мысленно представляя это приспособление, сможет решать примеры любой сложности при помощи пальцев рук, а после – и в уме.

Методика позволяет решать задачи при помощи логического подхода, одновременно используя творчество и интуицию. Упражнения выполняются как на абакусе, так и на специальных online-платформах. Занятия проводятся в игровой форме, которая позволяет привлечь внимание ребенка и удерживать концентрацию внимания на протяжении всего периода обучения.

Результаты занятий выглядят следующим образом:

  • увеличение объема памяти;
  • повышение самооценки;
  • способность к быстрому принятию решений;
  • повышение концентрации внимания.

На 1 этапе ребенок учится работать с абакусом. На втором осваиваются 4 математических действия – сложение, вычитание, умножение, деление. Понятия ментальной и обычной арифметики не являются взаимозаменяемыми. Авторская методика относится к полезным дополнениям дошкольного образования.

Продолжительность 1 занятия – 30 мин. Оптимальная периодичность – 1-2 раза за 7 дней. Длительность обучения – до 36 месяцев.

Что нужно для занятий с ребенком в домашних условиях

Для занятий потребуются специальные счеты.

Абакус или Соробан – это разделенная перекладиной рамка. Сверху располагается 1 линия. Каждая находящаяся там косточка обозначает цифру «5». Снизу располагаются ряды, включающие в себя по 4 косточки. Каждая из них обозначает цифру «1». С целью развития мелкой моторики косточки на абакусе были заострены. Счеты имеют обозначения от единиц до миллионов.

Ментальная арифметика предполагает не только покупку абакуса, но и его самостоятельное изготовление в домашних условиях.

Для этого потребуется:

  • маркер;
  • линейка;
  • лист A4;
  • одинаковые мелкие предметы (камушки, монеты, конфеты).

Сделать счеты дома можно следующим образом:

  • Расчертить лист на несколько линий. 1 линия означает единицы, 2 – десятки, 3 – сотни, 4 – тысячи. Примерное расстояние между линиями – 5-6 см.
  • Начертить 1 линию поперек. Расстояние от начала листа – 6-7 см.
  • Взять 5 одинаковых камушков. 4 камня разложить по крайней линии внизу, 5 – вверху, до поперечной линии.
  • То же самое проделать с остальными камнями.
  • Для удобства можно сдвинуть нижние камни вверх на 5-10 см.

Верхние камушки («братья») по порядку обозначают следующее: 5 единиц, десятков, сотен, тысячных. Остальные камни («друзья») обозначают единицы, десятки, сотни и тысячи.

Ментальная арифметика в домашних условиях предполагает использование специальных пособий. Они предназначаются для родителей, обучающих детей.

Полный комплект включает в себя следующие материалы:

  • учебник по ментальной арифметике для учителей и родителей;
  • методика для занятий (этапы);
  • ментальная арифметика: как научиться складывать и отнимать;
  • ментальная арифметика: как научиться умножать и делить;
  • flash-cards для тренировки памяти (до ста).

Флеш-карты являются основой в запоминании и распознавании. Им следует уделить особое внимание.

Рекомендованная программа включает в себя 15 уроков:

  1. Знакомство с абакусом.
  2. Сложение.
  3. Повторение и продолжение.
  4. Прибавляем 1, 2, 3, 4.
  5. Прибавляем 6, 7, 8, 9.
  6. Двузначные и однозначные числа.
  7. Сложение двузначных чисел.
  8. К двузначным прибавляем трехзначные.
  9. Сложение трехзначных чисел.
  10. Сложение и вычитание.
  11. Умножение.
  12. Продолжаем умножать.
  13. Дополнительный урок. Вычитание.
  14. Деление.
  15. Продолжаем делить.

Система обучения для детей от 3 лет

К 3 годам ребенок переходит от младенчества к детству. В этом возрасте заниматься ментальной арифметикой еще рано.

Рекомендована система обучения «обычной» математике, разработанная Белошистой А.В. Ее главными задачами следует считать:

  • развитие пространственного мышления;
  • формирование умственных действий;
  • развитие конструктивных умений;
  • формирование логических приемов.

Оптимальная периодичность – 1 занятие в неделю. Длительность 1 урока – 5-15 минут. Она может варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей ребенка.

Ментальная арифметика для ребенка 5 лет

Возраст 5 лет определяется как «базовый». В это время закладывается до 95% всех личностных черт.

Занятия ментальной арифметикой на начальном этапе предполагают использование ребенком обеих рук, что способствует стимуляции обоих полушарий головного мозга

Пятилетний ребенок стремится познавать мир, расширять кругозор. Информация впитывается им как губкой. По мнению педагогов, в 5 лет человек запоминает такое количество материала, какое не сможет запомнить в дальнейшей жизни.

Ментальная арифметика в домашних условиях на начальной стадии предполагает использование ребенком обеих рук для операций с абакусом. Это способствует стимуляции обоих полушарий мозга.

В результате занятий ребенок сможет:

  • решать простые задачи;
  • давать ответ на элементарные математические вопросы («Сколько?» «Какой по счету?»);
  • считать от 0 до 10 и от 10 до 0;
  • вычитать простые числа;
  • складывать простые числа.

Оптимальная периодичность – 2 урока в неделю. Длительность 1 занятия – 15-20 минут.

Ментальная арифметика для ребенка 6 лет

Формируется возможность самостоятельной регуляции. Ребенок предъявляет к себе те требования, которые ранее предъявлялись им родителями и преподавателями. Работа, даже самая скучная, доводится шестилетними детьми до конца.

Подробная характеристика ребенка в 6 лет выглядит следующим образом:

Крупная моторикаБолее совершенная
ВниманиеУстойчивое, произвольное
Объем памятиНаблюдаются несущественные изменения.
МышлениеНаглядно-образное

В результате регулярных занятий дома ребенок сможет:

  1. Соотносить цифру с количеством предметов.
  2. Проводить сравнительный числовой анализ.
  3. Из неравенства делать равенство.

Оптимальная периодичность – 2 урока в неделю. Продолжительность 1 занятия – 20-25 минут.

Ментальная арифметика для ребенка 7 лет

Формируется определение морали. В этом возрасте ребенок обучен элементарным навыкам самостоятельного обслуживания. В играх отражаются сложнейшие социальные события.

Подробная характеристика выглядит так:

  • внимание и устойчивость увеличиваются;
  • объем памяти увеличивается;
  • воображение приобретается логичность, последовательность;
  • мышление – наглядно-образное.

Занятия способствуют укреплению навыков выполнения арифметических действий, помогают развить математические способности ребенка.

Как обучить ребенка сложению

Нужно правильно расположить счеты на рабочей поверхности. Отступ от края стола – 4 пальца. Работая с абакусом, требуется фиксировать его рукой в зависимости от того, какая именно конечность является рабочей.

Если рабочая рука – правая, то абакус фиксируется левой рукой, 3 пальцами. Если рабочей рукой является левая, то счеты фиксируются 3 пальцами правой руки.

Примеры сложения чисел

Алгоритм сложения выглядит так:

  1. Начинать считать надо с центральной точки. Первые примеры должны быть простыми: 5 (верхний камешек) + 2 (2 нижних камня). Важно знать состав числа «5» — 1+4, 2+3, 3+2, 4+1.
  2. Зная состав числа, решить следующий пример: 3+2 – состав числа «5». Поэтому нужно прибавить «5», подвинув верхний камешек вниз, и отнять «3». Ответ будет «5».
  3. Решить пример «4+1». Для этого надо прибавить «5», подвинув верхний камешек книзу, и отнять «4». Ответ – «5».
  4. Решить пример «9+1». Для этого следует перейти ко второй колонке (десятки). Необходимо отнять «9», получить «0». Во второй колонке прибавить 1 камешек снизу. Получится «10».
  5. Узнать состав числа «10»: 1+9, 2+8, 3+7, 4+6, 5+5.
  6. Решить пример «9+5». Для этого к 9 надо прибавить 10, передвинув вверх 1 камешек из второй колонки. Затем требуется отнять 5, передвинув кверху камешек в первой колонке. Ответ – 14. Это обусловлено тем, что число 10 состоит из суммы чисел 5 и 5.
  7. Решить пример «1564+1348». Для этого надо перейти к колонке тысячных. 1 камешек снизу (1000) передвинуть кверху. В колонке сотен верхний камушек (500) сдвинуть книзу. В колонке десяток сдвинуть вместе верхний и первый снизу камушек (60). В колонке единиц сдвинуть кверху 4 камня. Далее в колонке тысячных добавить 1 камень (1000). В колонке сотен – 3 камня (300). Для того чтобы «сделать» число «48», вспомнить состав числа «10» (2+8). Для этого в колонке десяток отнять 6, а в колонке сотен прибавить 1. Затем в колонке единиц отнять 2 и добавить 1 в колонке десятых. Ответ будет «2912».

Урок ментальная арифметики: сложение:

Уроки вычитания

Основой вычитания является обратный счет. Переходить к нему нужно после того, как ребенок освоит навык сложения.

Если при прибавлении чисел нужно поднимать камешки к разделительной полосе, то при вычитании их следует вернуть на место. Когда пример задается, камни сдвигаются соответственно значениям чисел. После решения каждого примера камни нужно вернуть на исходную позицию.

Примеры вычитания

Ментальная арифметика в домашних условиях предлагает вычитание чисел по следующему алгоритму:

  1. Решить пример «7-4». Для этого надо отнять 5, сдвинув камень в колонке единиц кверху. В нижней части разделительной полосы остается 2 камушка. К ним следует прибавить еще 1. Ответ будет «3».
  2. Решить пример «2-2». Для этого необходимо переместить книзу 2 камушка, вернув их на прежнее место. Ответ будет «0».
  3. Решить пример «8-4». Надо отнять 5, затем прибавить 1 камень в колонке единиц. Ответ – «4».
  4. Решить пример «10-2». Для этого надо вспомнить состав числа 10- 2+8. В колонке десяток нужно сдвинуть камень вниз (10), в колонке единиц к 5 прибавить еще 3 камня. Ответ – «8».
  5. Решить пример «15-3». Для этого нужно вспомнить состав числа 5 – 2+3. Если от 5 отнять 3, получится 2. Поэтому в колонке единиц надо отнять 5, прибавить 2. Десятка остается на том же месте во второй колонке. Ответ будет «12».
  6. Решить пример «24-12». Во второй колонке следует отнять 1 десятку (1 камень), в первой – 2 единицы. Ответ – «12».
  7. Решить пример «45-21». Во второй колонке следует отнять 2 десятка. Далее вспомнить состав числа 5 – 1+4. В первой колонке отнять 1 единицу (5) и прибавить 4. Ответ – «24».
  8. Решить пример «121-57». Вспомнить состав числа 10 – 5+5. В третьей колонке отнять 1 сотню, во второй колонке прибавить 5 десяток. Теперь нужно отнять 7. Снова вспомнить другой состав числа 10- 3+7. Надо отнять 1 десятку и прибавить 3 единицы. Ответ – «64».
  9. Решить пример «5146-2317». Вспомнить состав числа 5 – 2+3. Отнять 5 тысяч, прибывать 3 тысячи. Вспомнить состав числа 10 – 7+3. Отнять 10 тысяч и прибавить 7 сотен. В колонке десяток отнять 1. Затем в этой же колонке отнять 10, а в колонке единиц прибавить 3. Ответ – «2829».

Как научить ребенка умножению

Учить ребенка умножению следует только тогда, когда он будет знать цифры до 100, а также после усваивания сложения и вычитания. Оптимальный возраст – 6-7 лет. В принципе умножения находится повторение или складывания одинаковых чисел.

Оптимальная периодичность занятий в неделю – 2. Длительность 1 урока – 25-30 минут. Для занятий на абакусе нужно, чтобы ребенок хорошо знал таблицу умножения.

Примеры умножения

Умножение на счетах выполняется с левой стороны от центральной точки.

Техника умножения на абакусе выглядит следующим образом:

  1. Решить пример «30х3». Первое действие – умножить 3 на 3. Ответ – 9. На абакусе десятки умножить на единицы. Набрать число «9» на колонке десяток. Второе действие – 3 умножить на 0. Ответ – 0. На счетах единицы следует умножить на единицы. Ответ в примере – «90».
  2. Решить пример «51х5». Первое действие – 5х5 (десятки на единицы). Ответ – 25. Набрать «5» на колонке десяток. «20» набрать на колонке сотен. Второе действие – «1х5». Ответ – 5 (набрать на колонке единиц). Ответ примера – «255».
  3. Решить пример «50х8». Первое действие – 5х8 (десятки на единицы). Ответ – 40. 0 следует набрать на колонке десяток, 4 – на колонке сотен. Второе действие – 0х8. Ответ – 0. Ответ примера – «400».
  4. Решить пример «12х2». Первое действие – 1х2 (десятки на единицы). Ответ – 2. Это число следует набрать на колонке десяток. Второе действие (единицы на единицы) – 2х2. Ответ – 4. Ответ примера – «24».

Уроки деления чисел

Деление хорошо усваивается после сложения, вычитания и умножения. Желательно работать не с абстрактными образами, а с реальными предметами. Оптимальный возраст – 7 лет. Ребенок должен уяснить, что деление – это умножение наоборот. Для того чтобы узнать ответ, ему будет нужно «перевернуть» умножение.

Примеры деления

С правой стороны от центральной точки выполняется деление. Работать нужно с первыми 3 колонками от центральной точки.

Ментальная арифметика в домашних условиях предлагает следующий алгоритм деления:

  1. Решить пример «368:8». Набрать на абакусе 300 (сотни), 60 (десятки), 8 (единицы). Первое действие – 36:8. Ближайшее число к 36 – 4. Его следует набрать с левой стороны от центральной точки (десятки). Второе действие – 4х8. Ответ – 32. С правой стороны от точки нужно отнять 32. Остаток – 48. Ближайшее число к 48 – 6. Его следует набрать на центральной точке. Справа отнять 48. Ответ примера – «46».
  2. Решить пример «804:3». Набрать справа 800 (сотни), 4 (единицы). 8 больше трех. Ближайшее число к 8 – 2. Это число следует набрать с левой стороны, на колонке сотен. Первое действие – 2х3. Ответ – 6 (отнять на сотнях справа). Остаток – 204. 2 не делится на 3, поэтому следует взять двузначное число – 20. Ближайшее число к 20 – 6 (набрать на десятках слева). Второе действие – 6х3. Ответ – 18 (отнять на сотнях и десятках справа). Остаток – 24. Ближайшее число к нему – 8 (набрать на центральной точке). Третье действие – 8х3. Ответ – 24 (отнять на десятках справа). Ответ примера – 268.

Рекомендации для родителей

Ментальная арифметика принесет ребенку пользу, если:

  • заниматься не только при помощи абакуса, но и с использованием online-платформы, так задействуется важнейший принцип программы – современность;
  • длительность первого занятия – 15 минут, продолжительность полноценного урока –30 минут;
  • чтобы интерес к обучению не пропадал, рекомендуется делать перерыв на физические упражнения, показывать ребенку познавательные, обучающие мультфильмы.

Самый главный принцип домашнего обучения – регулярность.

Ментальная арифметика принесет больше пользы, если перед началом занятий в домашних условиях проконсультироваться с психологом и пройти бесплатное пробное занятие в развивающем центре. Это поможет выявить начальный интеллектуальный уровень ребенка.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: ментальная арифметика

Знакомство с ментальной арифметикой:

Уроки ментальной математики дома: сложение, вычитание, умножение и деление

Обучение дома требует определенных знаний и навыков, а так же желательно достаточной практической базы, чтобы справиться с возникающими вопросами. В сегодняшней статье мы самостоятельно прикоснемся к основам системы, научимся ментальной арифметике в домашних условиях, точнее их азам – сложению, вычитанию, умножению и делению.

Работа предстоит не простая, а требующая концентрации, усидчивости и внимания. А если вы решили дома обучить своего ребенка, то должны первыми овладеть этой системой.

Зачем нужна ментальная арифметика?

В век компьютеров, калькуляторов и искусственного интеллекта мы все равно возвращаемся к обычному счету.   Казалось бы, зачем все усложнять, ведь дитя в школе и так научат считать. Однако изучение ментальной арифметики имеет ряд преимуществ перед обычными уроками. А именно:

  • улучшается память и уровень концентрации;
  • развивается вычислительная способность;
  • создается уверенность, что все получится;
  • развиваются логические и аналитические навыки мышления.

О том, что из себя представляет ментальная арифметика читайте в статье.

Как выглядит учеба?

Ментальной арифметике, как правило, учатся дети в возрасте от 4 до 16 лет. Но так же могут обучаться студенту ВУЗов и взрослые. Занятия  состоят из 12 уровней. Каждый уровень это несколько месяцев уроков 1-2 раза в неделю по часу. Приоритет отдается малышам, так как они еще ни чему не научены и этот материал становится для них основой знаний. А вот деткам старшего возраста приходится перестраивать свое мышление, чтобы все получилось. Вы и сами увидите на примере домашнего обучения, дорогие читатели, что мыслить придется иначе.

Все начинается со знакомством со счетами Абакус, с ними можно вычислять сложнейшие примеры. Затем детей учат считать без счетов. Они должны их представлять и использовать, как будто они реальны (этот метод называется визуализация). При постоянной практике и усложнении заданий только после освоения предыдущего материала достигаются прекрасные результаты. А именно, возможность считать быстрее калькулятора сложные математические задания.

Но есть маленькое но! Чтобы результаты были высокими необходимо постоянно тренироваться. Это как игра в шахматы, которая требует постоянных тренировок. Если не заниматься, навык теряется.

Можно ли учиться ментальной арифметике самостоятельно в домашних условиях?

Мой ответ такой, можно научиться пользоваться счетами для сложения, вычитания, умножения и деления. Но на этом обучение не заканчивается. Дело в том, что самое главное научиться самостоятельно визуализировать примеры для того, чтобы научиться вычислять, не используя счеты. Вот это главное преимущество, которое получают детки в специальных обучающих центрах.

Задача ментальной математики не в том, чтобы считать на счетах, а чтобы делать упражнения без них.

Но в любом случае, попробовав систему дома, вы поймете, на сколько вашему малышу это интересно, сможет ли он несколько лет обучаться этой науке, познакомитесь с ее основой. Это прекрасное начало. А далее, когда поймете, что знаний не достаточно и хотелось бы еще, сможете пойти на специальные курсы. Но у вас уже будет преимущество – вы уже точно будете знать, за что платите деньги.

Как обучить ребенка основам ментального счета?

  1. Начинайте обучение со знакомства со счетами Абакус;
  2. Затем переходите к сложению простых чисел;
  3. Пусть кроха решает самые простые примеры, вас не должно это смущать;
  4. Если вы видите, что малыш не справляется, не стоит усложнять задания, у вас есть время;
  5. Затем можно приступать к вычитанию;
  6. Усложняйте примеры постепенно;
  7. Лучше будет, если кроха будет заниматься два раза в неделю по 30 минут;
  8. Пусть для вас это станет системой, например, два раза в неделю во вторник и пятницу в 18-00 вы занимаетесь 30 минут ментальной арифметикой.
  9. Следующая задача, убрать счеты и пользоваться своими пальцами, как Абакусом и таким образом считать, как это делается я покажу чуть ниже;
  10. Конечной целью обучения является научиться визуализировать. Начинайте практиковаться приблизительно после четырех занятий сложения, по 10 минут один раз в неделю.
  11. Родители, прежде чем обучать ребенка, пройдите все задания сами. И если вы успешно с ними справились, вы можете пробовать обучать своего кроху.

Видео и задания по домашним тренировкам

О том, что из себя представляют счеты Абакус и как ними пользоваться есть отдельная статья с видео уроком №1.

Обучение сложению

Сейчас мы рассмотрим, как правильно складывать цифры.

Видео урок №2 подробно объясняет все основные действия:

Урок №3 поможет повторить изученный материал и так же усложнит задания:

Как пользоваться пальцами без использования счетов?

Второй этап, как я и говорила выше это научиться считать не используя счеты. в начале для этих целей подойдут пальцы. Не пугайтесь, сейчас я объясню как это происходит на практике.

Вы должны представить, что ваши пять пальцев это и есть счеты Абакус. Так , пальцы правой руки это счет от 0 до 9. При этом большой палец равен пяти и соответствует бусинке в верхнем поле счетов. А остальные пальчики это счет от 0 до 4. Вот и получается:

А вот так выглядит подсчет от 5 до 9:

А вот левая рука отвечает за числа кратные десяти, а большой палец равен 50. Вот так это работает:

Очень интересно посмотреть видео ролик, в котором детки считают без использования счетов:

Обучение вычитанию

В удобном формате видеоурока познакомимся с вычитанием:

Обучение умножению

Обучение делению

Домашнее задание по ментальному счету

[urlspan]Пройдя по ссылке[/urlspan] вы можете скачать домашнее задание для практики.

  1. Система работает;
  2. Человек, который будет учить, должен сам хорошо владеть основами ментальной арифметики;
  3. В домашних условиях возможно научиться начальному уровню, то есть сложению и вычитанию, а если хотите больше, обращайтесь в специализированные обучающие центры;
  4. Занятия должны быть систематическими, иначе вы не получите желаемого результата;
  5. Мое мнение, этому необходимо заниматься со специалистом, в центрах по обучению. Так как их работа целостная и продуманная.


Смотрите также

Top