Как называются японские счеты


ЧТО ТАКОЕ СОРОБАН?

Соробан (Абакус, «счётная доска») – горизонтальные японские счёты, преимущественно используемые для обучения счёту в начальной школе. Применение соробана в обучении имеет ряд педагогических преимуществ перед другими способами счета, так как с их помощью числовые операции можно представлять в графическом виде, развивая при этом умение считать без использования записей.

ИСТОРИЯ СЧЁТОВ СОРОБАН

Экзотическое название «соробан» скрывает за собой изобретение, когда-то известное всему цивилизованному миру. Счётная доска из камня (металла, стекла) с выемками, в которые клали камешки, называлась Абак (или Абакус). Не опровергнутые историками ресурсы говорят о появлении абака в Месопотамии в III тысячелетии до нашей эры и в Древнем Риме с V века до н.э. Более достоверное доказательство – образец абака и чертёж, выполненный европейцем, – хранятся в Кабинете медалей Парижской национальной библиотеки и датируются 17 веком. О китайском варианте абака – Суаньпане ­– упоминается в национальной литературе в 190-м году. Китайцы превратили табличку в привычную рамку со стержнями и косточками. В «небесном» окошке размещалась не одна, а две косточки. В таком виде счёты прибыли в Японию с развитием мореплавания. Японцы убрали дополнительную небесную косточку, и назвали счёты соробаном (вычислительной доской).

Уже несколько веков соробан используется для обучения детей в странах Азии. В Европе в качестве помощника в обучении соробан появился только в XXI веке, а первые школы ментальной арифметики появились у нас совсем недавно. Тем не менее этот факт не уменьшает достоинств использования «счетной доски» в обучении и дает почву для новых исследований, посвященных этому удивительному методическому приему.

УСТРОЙСТВО СОРОБАНА

В этой вычислительной доске 13 (или больше) вертикальных спиц, поделенных поперёк. На каждой спице по 5 косточек. Снизу – 4 «земные», каждая равна единице, сверху – 1 «небесная», равная пяти. При помощи 5 косточек на спице отображают числа от 1 до 9. Считаются только костяшки, придвинутые к центру.

КАК СЧИТАТЬ НА СЧЕТАХ СОРОБАН

Для вычислений на счетах соробан косточки передвигают к центральной рамке большим и указательным пальцами обеих рук. Простыми действиями – сложением и вычитанием – можно овладеть интуитивно, умножение, деление и извлечение квадратного и кубического корня требуют знания определённых схем. Для развития дошкольников и младших школьников Японии, страны, где производят лучшую в мире технику, изучение счёта на деревянных счётах является обязательным.

Секрет соробана – в образном счёте, умении мгновенно, на глаз, определять количество косточек и тут же находить в своей памяти необходимый образ результата вычислений. Это позволяет в доли секунды оперировать сложными числами, и передвигая косточки, и двигая пальцами в воздухе, и орудуя соробаном в своей голове. Такое вычисление задействует обе половины головного мозга – ответственную за счёт и ответственную за воображение – поэтому происходит с такой скоростью. Это как печатать двумя руками вместо одного пальца.

ПОЛЬЗА СОРОБАНА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

На основе счёта с соробаном разработана педагогическая система развития — ментальная арифметика. Её цель – вовсе не быстрый счёт, хотя и он впечатляет. Это не просто развивающие занятия для детей, направленные на подготовку к школе, а действенная подготовка к жизни. Ментальная арифметика – программа развития умственных способностей ребёнка. Одновременное использование обоих полушарий мозга – «математического» и «творческого» — развивает их равномерно, помогает и то, что участвуют пальцы обеих рук. Вместо «технаря» или «гуманитария» ребёнок превращается в человека, использующего все возможности человеческого мозга, данные ему Богом или природой. Это все виды памяти, точность, быстрота и нестандартность мышления, воображение, наблюдательность, сосредоточенность, уверенность в своих силах.

Научиться ментальной арифметике без соробана невозможно, но, тем не менее, именно умение быстро и верно решать задачи без записи является основным направлением обучения. Задача педагога состоит не только в том, чтобы показать, как использовать соробан при счёте, но и научить ребенка абстрактному мышлению, раздвинуть границы его воображения и развить интерес к операциям с числами.

Обучение ментальной арифметике должно начинаться как можно раньше, желательно с 4 лет, как только ребёнок научится считать от 1 до 10. Чем старше становится человек, тем менее пластичен мозг и тем труднее ему превратить уже знакомые числа в зрительные образы косточек на счётах.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитый мозг справляется с любой проблемой намного быстрее и эффективнее, и в этом случае можно сказать без преувеличений, что ментальная арифметика – это гарантированный путь к успеху в любом будущем начинании.

Как считать на абакусе (соробане)?

Методика счета под названием Соробан сегодня распространяется со скоростью света. Ее цель – развить умственные способности детей, равномерно задействуя левое и правое полушария. Этой методике более 25 лет в Японии, 3 года она работает в постсоветских странах. Но самое интересное, что счетам, на основе которых она построена, уже более 2,5 тысяч лет. И только сейчас из далеких стран Азии этот инструмент счета начинает распространяться по всему миру.

Что такое абакус?

Абакус (Абак), или Соробан – это древние счеты, которые использовали в древних странах Азии и Европе. В Китае они назывались абак  (по-латыни «абакус»), в Японии – Соробан. Однако применяли их также в Древнем Риме и Греции. Абакус несколько видоизменялись в зависимости от страны, где они использовались, но суть оставалась прежней.

Счеты представляют собой рамку, разделенную перекладиной. В верхней части расположена одна линия косточек. Каждая косточка в ней означает «пять». Внизу расположены ряды косточек, в каждом из которых по 4 косточки. Каждая из них обозначает «один».

Косточки на счетах Соробан, или Абакус специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Счеты Абакус обозначают единицы, десятки, сотни, тысячи и миллионы. С помощью Соробан дети быстро осваивают устный счет и даже могут перемножить многозначные числа.

Как проходят занятия?

Методика обучения на счетах Соробан, или Ментальная арифметика, позволяет развить способности детей до небывалых высот. Основным инструментом при этом являются счеты Абакус. На первом этапе дети учатся пользоваться счетами.

На второй этапе дети представляют счеты Соробан в уме. Т.е. ребенок начинает представлять Соробан перед собой и производить вычисления в уме. При этом осваиваются 3 математические действия:

  • сложение;
  • вычитание;
  • умножение;

Обучение продолжается 2 года. Лучше всего начинать обучение в возрасте ребенка от  5 до 11 лет. Этот возраст считается оптимальным.  Но это не означает, что методика Соробан недоступна для старших детей и взрослых, просто для обучения может потребоваться больше времени.

Занятия в центрах Соробан проходят в течение 2 часов 1 раз в неделю. На дом детям даются задания. Если они выполнены, тренер открывает доступ к следующим. Для выполнения задания достаточно четверти часа в сутки. Программа может корректироваться индивидуально в зависимости от того, как успевает каждый ребенок.

Как пользоваться?

Чтобы научиться пользоваться счетами, необходимо знать, что они из себя представляют. Счеты состоят из:

  • рамки;
  • разделительной полосы;
  • верхних косточек;
  • нижних косточек.

Посередине находится центральная точка. Верхние косточки обозначают пятерки, а нижние – единицы. Каждая вертикальная полоса косточек, начиная справа налево, обозначает один из разрядов цифр:

  • единицы;
  • десятки;
  • сотни;
  • тысячи;
  • десятки тысяч и т. д.

Чтобы отложить число, необходимо на счетах придвинуть к разделительной линии косточки, по числовому обозначению соответствующие цифре каждого разряда. Например, чтобы отложить число 165, необходимо на первой линии справа придвинуть верхнюю косточку (она обозначает пятерку), на второй линии – верхнюю и одну нижнюю косточку (5+1=6), на третьей линии – одну нижнюю. Так мы получаем требуемое число.

Дальнейшие вычисления будут сопровождаться передвижением косточек по линиям соответственно разрядам.

Что дает ментальная арифметика?

Японские счеты под названием Соробан учат не только считать, хотя в этом дети добиваются небывалых успехов.  Малыши с легкостью вычисляют в уме 10-значные числа, умножают и вычитают. Но быстрый устный счет не главная цель.

Считать – лишь способ развивать умственные способности. Ментальная арифметика способствует:

  • умению концентрироваться;
  • активизации слуховой и зрительной памяти;
  • совершенствованию интуиции и смекалки;
  • умению нестандартно решать проблемы;
  • проявлению самостоятельности и уверенности в себе;
  • реализации способностей и успешной карьере в будущем.

В основе методики лежит сила воображения. Именно благодаря ей удается ускорить мышление, наладить ускоренные связи между правым и левым полушариями мозга. Дети, которые учились по методике Соробан, быстрее осваивают иностранные языки, хорошо учатся в школе, более целеустремленные.

Здесь Вы можете посмотреть видео учеников, обучающихся в школе Соробан™

Отзывы

Так ли это? Действительно ли метод обучения столь эффективен? Отзывы в основном положительные: дети уже через пару месяцев начинают быстро считать и лучше соображать.

В основном родители довольны: дети подтягиваются по предметам, становятся внимательнее и сосредоточеннее. Но у некоторых ребят случаются неудачи. В основном это связано с тем, что задания в школе Соробан следует выполнять ежедневно. Некоторых детей трудно усадить ежедневно за выполнение заданий, и  они не успевают усваивать курс.

Таким образом, родители должны внимательно следить за реакцией ребенка на обучение. Если ему нравится, он успевает, и занятия не становятся предметом для слез и переживаний, можно продолжать. Но если малышу не уроках не комфортно, он не успевает, стоит попросить руководителя определить индивидуальный курс или вовсе пока прекратить занятия. Каждому свое!

Что такое абакус?

В наше время всё большую популярность набирает ментальная арифметика. Многие люди пытаются обучиться ей сами или же пробуют обучить своих детей. Абакус, будучи обязательным инструментом для освоения ментальной математики, знаком многим, однако остается большое количество людей, которые до сих пор даже не знают что это такое.

Содержание статьи

В этой статье мы поговорим об абакусах. Надеемся, что интересную информацию об этом предмете найдут не только те люди, которые уже знакомы с ним, но и те кто впервые слышит об абакусе и хочет расширить свой кругозор.

Что же такое абакус?

Абакус — это счётная доска для вычислений, а попросту говоря, счёты,  которыми впервые начали пользоваться в Месопотамии (примерно в третьем тысячелетии до нашей эры).

Абакус кажется очень похожим на советские счеты, которые знакомые большинству ещё с детства.

Счёты

Однако числа обозначаются на абакусе положением на спице, а не количеством косточек. При счёте задействованы сразу две руки, это считают полезным, потому что так задействована работа сразу обоих полушарий головного мозга.

А что такое соробан?

Известно, что подобный счёт есть и в Японии, однако там такие доски называют соробан.

Соробан

Соробан произошел от китайского суаньпаня, о котором еще пойдет речь далее, и был завезен в Японию в средние века.

У соробана имеются ряды спиц, на которые нанизаны косточки. Количество спиц всегда нечетно. Как правило, это 13 спиц, однако встречаются соробаны с 21, 23, 27 или же с 31 спицей. Чем больше спиц, тем большее число можно набрать на соробане.

Соробан и сегодня используется в Японии в начальной школе, так как данный метод имеет ряд преимущество по обучению счету по сравнению с обучением на бумаге или же калькуляторе.

История абакуса

Но вернемся к абакусу и его истории. Появился он в 3 тысячелетии до нашей эры в Древнем Вавилоне. Им пользовались в Египте, Древней Индии.

В Х веке с абакусом познакомился Герберт Аврилакский — ученый монах, который даже написал об этом книгу — «Правила счета на абаке».

Герберт Аврилакский

Герберт был с 999 по 1003 годы римским папой под именем Сильвестра II. Он призывал к использованию абакуса и учил этому своих учеников. Благодаря этому — абак распространился по многим странам Европы.

Как выглядит абакус?

Рассмотрев эти счёты внешне, можно заметить, что они имеют прямоугольную форму с вертикально вставленными спицами. Принято считать, что их тринадцать, однако существуют разновидностью с 15, 17 спицами.

13-разрядный абакус

Все спицы разделены одной длинной перегородкой, а в каждом ряду расположено по пять косточек. Самую верхнюю косточку японцы зачастую называли небесной – так как она находится выше остальных; под перегородкой (планкой) оставшиеся четыре косточки, которые прозвали земными.

Устройство абакуса

Каждая из косточек считается равной единице. А каждая спица обозначает разряд числа.

Так в зависимости от количество спиц, которое всегда нечетно, можно встретить тринадцати разрядный абакус (с 13 спицами), пятнадцати разрядный абак ( с 15 спицами), 17-ти разрядный абакус, и так далее.

Как научиться считать на абакусе?

В наше время родители пытаются найти наиболее выгодные и эффективные методики обучения своего ребёнка, поэтому ментальная арифметика, которая сулит раскрыть интеллектуальные и творческие способности, улучшить память, развитии аналитическое мышление, становится всё более популярной.

Во время обучения ребёнка подобному виду счёта, ему становится гораздо легче освоить все арифметические операции – речь идёт не только о сложении, вычитании, умножении, делении, но и об извлечении квадратных корней или процентов из чисел. С каждым разом дети всё меньше опираются на абакус, использую лишь своё воображение, стараясь восстановить изображение в уме – это и помогает в конечном итоге выполнять арифметические операции в уме.

Подобный вид счёта развивает логическое мышление детей. Если говорить кратко – в конце обучения все вычисления происходят на воображаемом абаке и все задачи, требующие математического подсчёта решаются с помощью знакомых образов.

Виды абакусов

Абакусы отличаются друг от друга. Чаще всего их делят на учительские и ученические. Учительские хороши тем, что на них удобно показывать правильное выполнение заданий, учить, как правильно держать абакус. Для этого хватает длины пальцев рук.

Учительский абакус для демонстрации

Ученические больше по размеру, имеют больше разрядов, а на некоторых моделях имеется кнопка обнуления.

Где купить абакус?

Сейчас в наши дни, когда так широко развиты компьютерные технологии, когда есть возможность найти любую информацию в интернете или заказать практически любой товар, не составляет труда найти абакусы. Поэтому человеку, который хотел бы научиться считать при помощи ментальной арифметики, удобнее всего будет обратиться за помощью к интернету.

Стоимость абакуса не большая, его можно приобрести в районе трех ста рублей. Приведем несколько ссылок, где можно купить абакус из любой точки земного шара.

13 разрядный абакус 15 разрядный абакус 17 разрядный абакус

Если же у вас есть свой абакус, и вы имеете какой-либо опыт работы с ним, расскажите об этом – нам будет интересно прочитать вашу историю обучения на абакусе.

Ментальная арифметика – умение мыслить по-японски

Хотите научиться считать быстрее, чем компьютер? Вам кажется это невероятным? Японцы доказали обратное. Модное нынче направление в развитии способностей детей под названием «ментальная арифметика» позволяет малышам совершать в уме сложные вычисления за несколько минут. Как это происходит, и, главное, зачем это нужно в век высоких технологий?

Технология обучения

В качестве инструмента для счета методика использует древние счеты Абакус, или Соробан. Они были распространены во многих странах Азии (Китае, Японии, в арабском мире) и даже на юге Европы, в Древней Греции и Риме.

Инструмент представляет собой рамку, в которой установлена перекладина. Расположение косточек принципиально иное, нежели в европейских счетах. Верхняя линия состоит всего из одного ряда косточек, каждая из которых обозначает 5 единиц. В нижнем ряду располагается вертикально по 4 косточки. Если требуется набрать число меньше пяти, используется нижняя часть. При наборе числа больше пяти откладывается верхняя косточка, а внизу – недостающее число единиц. Например, чтобы отложить на счетах число 7, нужно отодвинуть косточку над перекладиной и 2 под ней. В сумме получается семь.

В счетах Абакус разряды чисел определяются по рядам. Инструмент позволяет не только вычитать и складывать, но даже делить и умножать 10-значные числа. При регулярных тренировках этот процесс занимает несколько секунд.

Но почему арифметика называется ментальной? Ведь счеты – вполне материальный предмет?

Весь секрет в том, что на втором этапе обучения дети учатся визуализировать счеты и производить все вычисления в уме.

В результате инструмент им не нужен. Подкрепляя свое умение специальными движениями пальцев, малыши удивляют окружающих, решая сложнейшие примеры быстрее калькулятора.

Где и как этому обучиться?

Первая школа, в которой стали обучать детей счету по японской методике, родилась в украинском Днепропетровске. Ее основатель и директор, Юрий Александрович Новоселов признавался: в детстве испытывал большие трудности с математикой, но сейчас получил возможность развить в себе счетные способности и научить этому малышей.

Впоследствии школы ментальной арифметики появились и в других городах Украины, России. Каждая из них имеет соответствующий сертификат и разрешение на работу по данной методике. Учителя в этих школах перед началом работы прошли специальное обучение.

Центры ментальной арифметики не являются обязательными учебными заведениями. Они больше напоминают секцию или кружок по интересам. Здесь принимают детей от 4 до 12 лет. Именно в этот период происходит активное развитие мозга.

Учиться считать ребята будут в течение 2-3 лет (программы в разных центрах могут отличаться в зависимости от возраста набранных малышей и длительности занятий). Традиционно детки занимаются по 1 часу трижды в неделю. Тренер задает домашние задания, позволяющие закрепить навыки, полученные на уроках. Их выполнение происходит на компьютере в личном кабинете, который открывается для всех участников на сайте школы.

Сначала малыши осваивают навыки на современной копии древних счет. Затем, когда процесс доведен до автоматизма, приступают к этапу визуализации. Но обучение быстрому счету не основная цель основателей школы.

Главная цель – развитие способностей человеческого мозга и ускорение мышления. Дети, которые занимаются ментальной арифметикой, превосходят своих сверстников в сообразительности, умении концентрироваться, нестандартном подходе к решению любых проблем.

Большое преимущество таких центров в том, что в них отсутствует общий подход ко всем участникам процесса обучения, как в традиционных школах. Задания корректируются индивидуально в зависимости от того, насколько успевает ребенок. Как только один этап усвоен, тренер дает разрешение переходить к следующему.

Все это хорошо, - скажут родители, - но какова цель? Стоит ли «мучить» ребенка в течение 3 лет ради умения просто быстро считать? Где это может пригодиться?

Польза ментальной арифметики

Японский метод обучения направлен, прежде всего, на совершенствование способностей, которые заложены в каждом малыше. Как известно, у большинства людей левое полушарие, отвечающее за логическое мышление, развито гораздо лучше, чем правое. Соответственно, интуиция, творческий подход к решению проблем явно страдают.

Если довести качество работы правого полушария до уровня левого, такой человек сможет достичь в жизни гораздо больших успехов, поскольку его мозг будет работать эффективнее, чем у других людей.

Он стал поэтом — для математика у него не хватало фантазии

Давид Гильберт

В Японии дети в начальных классах изучают Соробан в обязательном порядке. В результате они регулярно побеждают на международных олимпиадах по математике. Но напомним, что это не цель, а всего лишь приятный «побочный эффект».

Главное – регулярная тренировка мозга. Как в спорте. Представьте, что вы оказались на велогонке, где спортсмены регулярно тренировались, а вы садились на велосипед еще в далеком детстве. Сможете ли вы победить?

Человек устроен так, что любой навык требует тренировки и регулярного исполнения. За счет чего происходит совершенствование умственных способностей с помощью счет Абакус:

стимулируется мелкая моторика;

левая и правая рука применяются в равной степени;

ребенок наглядно представляет результат вычислений;

активизируется образное мышление в процессе визуализации счет Абакус.

Какие новые способности и навыки получает малыш через 3 года обучения:

усиленная концентрация внимания;

высокая скорость мышления;

равномерное развитие правого и левого полушарий;

умение визуализировать образы;

решение сложных проблем нестандартными способами.

Неужели все так хорошо, и методика не имеет недостатков?

Отзывы показывают, что пока минусы остаются, и организаторам придется поработать над ними. Например, стоимость обучения остается высокой. Для медлительных малышей, не привыкших к духу соревнований, вычисления на время становятся стрессом, поэтому для таких деток требуется индивидуальный подход.

Но дело молодое для Европы, поэтому у организаторов школы еще все впереди. Обучаться быстрому счету или нет, пока остается выбором малышей и их родителей. Но кто знает? Может, дети будущего будут легко производить вычисления многозначных чисел в уме и в обычной школе, а счеты Соробан будут лежать на партах первоклассников?

Источник: https://i-pp.ru/articles/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8...

Соробан – японская методика ментального счета

Если ваш ребенок не может освоить решение математических задач и запомнить необходимые формулы, а подготовка домашних заданий превращается в кошмар, японская методика счета Соробан может стать спасением. Данный способ удивительным образом помогает развивать детское мышление.

Уникальная методика ментального счета позволяет даже тем ребятам, которые вовсе не имеют способностей к арифметике, уже спустя короткий отрезок времени научиться легко решать задачки, получая удовольствие от процесса.

Особенности ментального счета

Японская методика быстрого счета является уникальной системой развития малышей и преображения детского мышления. Этот метод позволяет одновременно задействовать оба полушария мозга, что обеспечивает даже ярким гуманитариям возможность быстро научиться решать различные примеры.

Обучение счету по японскому методу основывается на использовании специальных счетов, называемых соробан, – данное нетрадиционное устройство нечасто встречается в нашей стране. Это своеобразный калькулятор, демонстрирующий только однозначную систему численного представления, что гарантирует ясность и понятность системы.

Ребенка увлекает данная японская методика устного счета и сами счеты, что позволяет очень быстро освоить процесс, а основным достоинством способа можно назвать невероятно оперативное развитие мышления.

Основные принципы способа

Система ментальной арифметики по японскому методу предназначена не только для обучения учеников оперативному счету в уме, но также для общего развития их интеллектуальных навыков. Известен факт, что полушария человеческого мозга работают неравномерно, и ребенок 5-8 лет использует, в основном, правую часть, которая отвечает за творчество и эмоциональные образы.

Когда происходит обучение счету, повышается нагрузка на левую часть, идет развитие рациональности и логики, что планомерно снижает творческие способности. Японская методика счета в уме позволяет уравновесить работу мозга, обеспечивая полноценную развитость.

С помощью работы на счетах дети интеллектуально развиваются, начинают быстрее соображать и легко достигают успеха в любом обучении. Подобные результаты обеспечиваются главными принципами методики Соробан:

  • Ручная моторика путем тренинга. Головной мозг контролирует действия человека, но существует и обратный процесс, так что работа со специальными счетами при помощи пальцев обеих рук позволяет улучшать детское мышление.
  • Систематичность работы. Никто из нас не рождается лучшим, и чтобы добиться вершины в любом деле, необходимо регулярно тренироваться. По этому принципу работает и японская методика счета.
  • Визуализация. Обладая наглядными материалами, выраженными в счетных костях соробана, ребенку значительно проще понимать числа и понять смысл вычислений.

Что необходимо для обучения ментальному счету?

Соробан окажет помощь в обучении ребенка счету только в том случае, если обучение было начато своевременно, в возрасте порядка 4-8 лет. Родители должны запастись терпением и двигаться постепенно, ведь данная процедура нуждается в определенном времени. Также важными условиями успеха будут:

  • Обучение ребенка по методу «от простейшего к сложному». На первом этапе необходимо освоить счет до десяти, после чего обратный счет.
  • Малыша необходимо обучать счету с двух лет, но обучение числам и цифрам можно начать около четырех лет, когда кроха способен осознанно посчитать находящиеся в поле его зрения предметы.
  • Упражнения стоит проводить в непринужденной обстановке, но не в форме лекций. Лучше всего дети учатся посредством игрового процесса, что обеспечивает подключение эмоционального восприятия и рост эффективности обучения.
  • Сложность заданий следует постепенно увеличивать. Также обучите малыша отличиям между знаками «больше», «меньше», «равно».

При наличии данной начальной подготовки можно свободно отправлять ребенка в школу изучения японской ментальной арифметики соробан, где профессиональные преподаватели изучат личные особенности малыша, учтут его способности и навыки.

Чтобы освоить методику Соробан, можно обратиться в онлайн-школу японского языка Дарьи Мойнич. Узнать дополнительную информацию можно на нашем сайте.

Достоинства ментальной арифметики из Японии

Детки довольно быстро развивают свои навыки использования соробана, что оказывает невероятно благоприятное воздействие на развитие мышления. Обучающиеся счету на соробане малыши могут в мгновение ока осуществлять тяжелые вычисления в уме, при этом настоящие профессионалы методики способны выполнять их даже без соробана. Всего пары секунд будет достаточно для того, чтобы сложить 3-значные числа, а далее, когда навыки отточатся, ребенок сможет оперировать и 5-значными числами.

Некоторые родители полагают, что их чадо может запутаться при совмещении традиционной и японской арифметики, что приведет к падению успеваемости в школе. Тем не менее, практический опыт демонстрирует, что уже спустя несколько месяцев ребенок, занимающийся соробаном, начинает проявлять талант в точных науках и опережает своих сверстников в развитии.

Все упомянутые преимущества ментального счета являются только основой ключевого достоинства – ментальная арифметика позволяет раскрыть и питать интеллект ребенка, а также воспитать личность, привив малышу уверенность, самостоятельность, способность к достижению успеха в любых ситуациях.

Отличный старт в изучении японского языка вы можете получить, заполнив форму ниже ↓ После этого вам на почту придут 5 бесплатных уроков!

Как пользоваться счетами Абакус: видео урок №1 в помощь

Абакус (Abacus) – это латинское слово, которое имеет свое начало от греческого abax , что означает таблица. Абак является одним из многих типов счетных устройств, которые используются для подсчета больших чисел. В современном мире этот счет цифр остается актуальным, в Китае и Японии легко можно встретить торговцев, которые пользуются абаком для подсчета стоимости товара.

Но главным их плюсом и преимуществом является то, что они помогают хорошо и быстро сформировать математические навыки у детей. В сегодняшней статье мы начнем с основ, и узнаем что такое счеты Абакус: как считать, инструкцию по использованию и небольшой видеоролик с первым уроком.

Счеты это инструмент, которым пользуются на уроках ментальной арифметики, чтобы быстро и качественно научить ребенка считать. Что такое ментальная математика читайте в моей статье.

История возникновения Абакус

Трудно себе представить счет без цифр. Самым ранним счетным устройством были человеческие пальцы рук, а иногда и ног. Но когда возникла необходимость посчитать что — либо большее, придумали новую счетную систему.

Абакус является одним из многих счетных устройств, изобретенных, чтобы посчитать большие числа.

Сегодня хотелось бы рассказать о самых древних и используемых по сей день системах вычисления. Это три основные счетные системы: Суан Пэн, Соробан и Русские счеты. У каждого из них есть свои отличия, давайте кратко рассмотрим каждое.

Суан Пэн

Абакус (Абак), или в китайском языке Suan-Pan, представляет собой деревянную дощечку с шарами. На верхней палубе находилось по 2 косточки, на нижней по 5 (2/5). Так было вплоть до 1850 года, после стиль немного изменился: на верхней палубе осталось по 1 бусинке, а на нижней 5 (1/5).

Соробан (современный Абакус)

В японском языке счеты назывались Соробан. У них было соотношение бусинок ¼. Техники подсчета в японской и китайской системе счета похожи, но имеют свои отличия. В нашей стране есть школы, которые обучают как той, так и другой системе подсчета. В статье представлена информация именно о Соробане, так как она активно используется как в Японии, так и в нашей стране для обучения деток.

Русские счеты

Были изобретены в 17 веке и используются до сих пор. Дизайн счет напоминает модель пары человеческих рук (каждый ряд имеет 10 бусин, соответствующей 10 пальцам на двух руках).

Модификация Ли Кай Чена

В 1958 году китайский ученый Ли Кай Чен объединил абакус и соробан в одни счеты и опубликовал руководство для новых счетчиков. По словам автора, умножение и деление на много легче использовать с помощью модифицированных счетов. Так можно вычислить даже кубические корни чисел.

На фото видно, что сверху находится японский Соробан, а снизу китайский Суан Пэн.

Как выглядят счеты?

Современные счеты, японские счетчики или Соробан имеют один шар вверху и четыре внизу.

Верхние косточки имеют значение 5 их еще называют небесные бусины. А нижний ряд (состоящий из 4-х косточек) имеет значение 1, его называют земными бусинами.  Между ними есть разделительная линия.

Значения шариков начинаются с крайнего правого столбца, и равняется 1. Справа налево значения бисера увеличиваются и равна 1, затем 10, 100 и т.д. На приведенной ниже фотографии показано значение каждого шарика на счетах.

Инструкция по пользованию счетами Абакус

Сейчас вы узнаете, как научиться считать с помощью счетов Абакус. Чтобы использовать счеты, положите их на ровную поверхность и убедитесь, что никакие шарики не касаются разделительной полосы. Это означает, что счеты установлены на ноль.

Проще всего показать на примере. Чтобы прибавить 1+3 необходимо, используя большой палец, сдвинуть

один земной шарик в сторону разделительной полосы, а затем сдвинуть еще три земных шарика и получится 4.

Так как современные счеты имеют всего четыре земные бусинки, а вы, например, хотите посчитать до пяти, вы должны перенести один небесный бисер в сторону разделительной полосы, в тоже время переместите все земные шары вниз.

А если вы желаете, чтобы общее число было равно 7, переместите еще два земных шарика на планку счета. Итого получится, что у вас один небесный шарик (который соответствует 5) и два земных шара (по 1 каждый). В сумме составляет семь.

Для того чтобы посчитать более крупные цифры используйте следующие бусины. Например, как показать 283? Первый ряд (единицы) будет три земные бусины; второй ряд это один шар из небесного ряда и три из земного; третий ряд – это два из земного ряда. На фото хорошо видно как это выглядит:

Как пользоваться пальцами?

Стандартные счеты могут использоваться для выполнения сложения, вычитания, умножения и деления. Их так же используют для извлечения квадратных и кубических корней.

Правильная техника пальцев имеет первостепенное значение для достижения мастерства в счетах.  В случае японской версии Абакуса (Соробана) используется только указательный и большой пальцы.

На картинке представлена вырезка из японского учебника, в котором рассказывается о правильной технике перемещения бусин. Он показывает большой палец, используемый для подсчета бусинок в нижней палубе, а указательный палец используется во всех других случаях.

Удобно земные шары добавлять большим пальцем, а вычитать указательным. А вот небесные шары лучше добавлять и вычитать только указательным пальцем одной руки.

Так же я предполагаю, что вас интересует как вместо счетов пользоваться пальцами. Об этом у меня есть отдельный раздел в статье «Как научиться ментальной арифметике дома».

Видео-урок 1: как пользоваться счетами Абакус?

Как правило, видеоинформация усваивается лучше, чем описание. Поэтому предлагаю рассмотреть простой и понятный урок о том, с чего начинается работа над абакусом.

А на последок вам небольшое домашнее задание. Попробуйте самостоятельно посчитать, какие цифры расположены на счетах. Ссылка кликабельна.


Смотрите также

Top