Как научиться писать сочинения 5 класс


» Как легко научить ребёнка писать школьные сочинения

Обучение в школе невозможно представить без регулярного написания сочинений. Последние годы, в связи с изменениями в программе учебных курсов, этот вид работ предполагается не только по родному языку, но и по иностранному. Однако навыки для написания творческой работы требуются одни и те же, поэтому очень важно вовремя научить, а точнее – помочь ребёнку научиться писать сочинения.

Виды сочинений в разных классах средней школы

В школе учат писать сочинения разных видов

Сочинение – творческая письменная работа ученика на заданную тему.

Это интересно. Если объединить все сочинения, написанные среднестатистическим учеником за школьную жизнь, то получится довольно увесистый двухтомник.

В процессе обучения в школе учащиеся должны овладеть навыками написания сочинений нескольких видов.

  • По источнику материала для работы сочинения бывают на основе собственного опыта, проведённой экскурсии, прочитанной книги или впечатлений от произведения живописи.
  • По степени самостоятельности письменные опусы могут быть индивидуальные и групповые. Что касается последних, то эта форма чаще всего используется в младших классах, когда детям ещё сложно самостоятельно организовать свои мысли и впечатления. Постепенно ученик учится писать индивидуальные работы.
  • По жанру выделяются описания, повествования и рассуждения. В начальных классах используется жанр повествования с элементами описания. Связано это с тем, что в повествовании говорится о каких-то действиях, и детям довольно легко справиться с сюжетными линиями. Для описания нужны более сложные навыки, в частности, наблюдательность. Ведь от ученика требуется указать признаки того или иного явления, героя, а для этого нужна внимательность. Что касается рассуждения, то этот жанр требует логического вплетения в работу своих личных суждений, поэтому такие сочинения пишут уже в старшей школе.
  • По стилю творческие работы могут быть обиходно-бытовыми, обиходно-деловыми, документальными, научными и публицистическими. Стиль сочинения выбирается соответственно жанру и тематике.

Сочинение должно соответствовать школьным требованиям к этому виду работ

Сочинения – неотъемлемая часть школьной программы. Поэтому существует ряд установленных Министерством образования и науки требований к написанию этого вида работ:

  • умение осмысливать факты, необходимые для написания сочинения.
  • способность наблюдать, выделять нужную информацию.
  • выбор подходящих для темы и жанра слов, словосочетаний.
  • построение предложений по законам грамматики.
  • умение составлять план будущего произведения.
  • организация написанного в соответствии с планом.
  • соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка.

Зачем нужен план

В сочинении обязательно должен быть план

Многие дети с недоумением задают вопрос: а зачем нужен в сочинении план, если и так понятно, что нужно писать. Задача учителя и родителей в том, чтобы объяснить школьнику, что без плана сочинение не получится. Вернее, получится текст с хаотичным изложением мыслей. Грамотно сделанная творческая работа должна быть структурирована, чтобы читателю было легко осознавать прочитанное, с одной стороны, и тема была полностью раскрыта – с другой. Поэтому легче писать сочинение, если есть план. Обычно он состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Во введении следует аргументировать выбор темы, во второй части – изложить суть работы, а в заключении – подвести итоги всему вышесказанному. Для каждого жанра эти пункты дополняются в соответствии с рекомендациями педагога. Научившись работать с планом, ребёнок сможет быстро справляться с задачей написания сочинения.

Не разрешайте ребёнку писать сразу в чистовик — так у вас не будет возможности проверить и направить мысль в нужное русло

Работа родителей с ребёнком на предмет тренировки навыка писать сочинение должна строиться на основании возраста вашего школьника. Но всё же есть и общие для любого класса советы:

  • обязательно донесите до сознания своего малыша то, что он должен внимательно записать не только тему сочинения, но и выслушать рекомендации учителя относительно требований к написанному (особенно это касается жанра работы, ведь очень часто ученик получает низкую оценку из-за того, что вместо повествования сделал описание или в описании перешёл на рассуждение);
  • ни в коем случае не поддавайтесь соблазну сделать работу вместо ребёнка (это его творчество, там не должно быть чужих мыслей, даже если это идеи мамы или папы!), проявите терпение, если малыш долго настраивается или несколько раз перефразирует;
  • используйте черновик (написание сочинения – творческий процесс, поэтому возможны ошибки, которые ребёнок захочет исправить в процессе письма или по окончании);
  • стимулируйте мыслительную активность ребёнка (если вашему ученику трудно сосредоточиться на какой-то теме, натолкните на какие-то сопутствующие детали, например, если нужно написать о том, как прошло его лето, напомните о самом сильном летнем впечатлении, например, походе в заброшенную пещеру);
  • избегайте плагиата (очень важно, чтобы ребёнок учился излагать свои мысли, даже если кто-то уже удачно высказался на эту тему, к тому же, списывая чужие тексты, школьник никогда не научится мыслить самостоятельно).

Видео с юмором: Проблемы при выборе темы для творческого задания

Как учесть возрастные особенности ребёнка

Прежде чем учить писать сочинения. научите ребёнка внимательно переписывать тексты

Как говорилось выше, при работе над таким творческим навыком, как написание сочинения, следует учитывать возрастные особенности ребёнка. Для младших школьников под этим подразумевается игровая методика. Педагоги советуют начать с написания изложений (пересказа прочитанного текста). Только построить работу нужно интересно. Например, «Пишем в две руки»: предложите малышу писать изложение вместе, каждый себе, а потом сравнить и выделить ошибки друг друга. Со временем переходите на изложения с собственным продолжением – и вы удивитесь, как развилась фантазия вашего маленького школьника. Предлагайте ребёнку описывать картины, иллюстрации. Причём необязательно письменно. В этом возрасте главное – научить излагать свои мысли в любой форме. А вот для среднего звена исключительно письменное изложение подобных заданий просто необходимо – в этом возрасте закрепляются навыки грамотного письма. Также в 5-9 классах детям можно предлагать описывать архитектурные объекты, писать отзывы на увиденные фильмы, спектакли. Хорошо бы давать им возможность пофантазировать на тему: «А как бы я сделал этот фильм, построил это здание» и т.д. Что касается старших классов, то ведущим жанром становится рассуждение. И снова, как и в младшем звене, предлагайте как можно больше заданий на устное рассуждение по теме. Неплохо помогают в отработке навыка написания сочинений и тематические споры с доказательством своей точки зрения и толерантным опровержением чужой.

После написания сочинение следует несколько раз перепроверить

Для каждого жанра сочинений есть свои нюансы написания. Рассмотрим методику работы над наиболее распространёнными видами творческого опуса.

По картине (жанр «описание»)

Итак, для создания сочинения по картине нужно:

  1. Хорошо рассмотреть саму картину, отметив для себя сюжет и цветовую палитру.
  2. Подготовить фактический материал (то есть указать, кто автор, когда картина была написана, основная идея картины и т. д.)
  3. Написать план работы над сочинением.
  4. Оформить введение и основную часть (в главном разделе обязательно указать, что находится на переднем, а что на заднем плане картины, а также какую палитру использовал художник).
  5. В заключении необходимо попробовать представить настроение художника, которое он передал изображённым сюжетом или цветом (если речь идёт о пейзаже).

По произведениям литературы

Если сочинение задано по литературному произведению, то в этом случае работа строится так.

  1. Внимательно читаем произведение, выделяя главных и второстепенных персонажей.
  2. Для каждого героя подбираем словесную характеристику, максимально полно отражающую его поведенческую линию.
  3. Выделяем в тексте наиболее значимые для темы сочинения цитаты.
  4. Знакомимся с критическими статьями по произведению (если таковые есть) для того, чтобы понять сложные нюансы образов произведения (например, чтобы определить, положительный или отрицательный герой Шариков в «Собачьем сердце» Булгакова, полезно почитать критические очерки М. Чудаковой).
  5. Пишем план нашего опуса.
  6. Делаем наброски текста.
  7. Проверяем, дополняем, не забывая про цитаты.
  8. Пишем заключение.

На другие темы

Нередко школьник получает задание по написанию текста в вольном стиле. Для детей младших классов чаще всего работы даются в жанре повествования. Обычно такой тип изложения проблем у школьников не вызывает, поэтому мы не станем излагать правила написания.

С течением времени, в большинстве своём в старших классах, начинает преобладать ещё один жанр сочинения – рассуждение. Тут существует один общий принцип, который поможет с лёгкостью изложить большинство тем. Работая над текстом, необходимо:

  1. Вдуматься в тему.
  2. Выдвинуть гипотезы.
  3. Желательно найти подтверждение тезисам в искусстве и литературе.
  4. Составить план.
  5. Записать мысли по плану.
  6. Чётко сформулировать выводы по теме.

Написание сочинения – это не только важный этап учебного процесса. Это ещё и возможность личностного роста. Ведь в процессе работы ребёнок должен отстаивать свои идеи, доказывать свою правоту, а для этого ему необходимо обладать достаточным объёмом информации по той или иной теме. Чтобы научить школьника писать сочинение, его следует научить думать. А это требует от родителей постоянного внимания к своему чаду, заинтересованности в его жизни и огромного терпения.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать

7 простых шагов, которые научат вас писать сочинения

Умение писать сочинение состоит из нескольких навыков. Некоторым может научиться и первоклассник. Другие проще осваивать ближе к 10-11 годам. К сожалению, наша школа не считает способность к творчеству важной, хотя во всём мире сочинениям уделяют много внимания. Писательница и наш постоянный автор Ксения Букша рассказывает, как родители сами могут научить ребёнка письменно выражать свои мысли.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Если ребёнок часто пишет собственные тексты по разным поводам, то и с сочинениями у него проблем не будет. Поэтому сначала нужна свобода и минимум требований. Предлагаем ребёнку тему, пусть он напишет несколько собственных фраз. Темы могут быть абсолютно любыми. «Собаки и кошки: кого я больше люблю и почему». «Что делать, если в доме пожар». «Наш вид из окна».

Потом можно вместе отредактировать текст, показать, как сделать его более внятным. На ошибки можно не обращать внимания: ребёнок учится описывать мир, излагать факты, выражать свои мысли.

Меня в своё время поразили маленькие сочинения первоклассников, учителем которых был известный советский педагог Василий Сухомлинский. Вот, например:

«Я видела, как пчёлы пьют воду. По тонкой тростинке капельки воды стекают на гладкий вербовый пенёк. Пенёк мокрый. Пчёлы любят запах вербы. Летят к пеньку пить воду. Встряхивают золотыми крылышками. Отдохните немного, пчёлки, ведь вам далеко лететь».

Создавать простые тексты может даже дошкольник. Потом этот опыт свободного творчества помогает не вымучивать из себя чужие слова, а спокойно писать свои.

Приём, который помогает писать первые сочинения даже самым неопытным. Пусть ребёнок сам или с вашей помощью найдёт слова, которые относятся к предложенной теме, и выпишет их в три колонки: существительные, глаголы и прилагательные.

Нужно постараться представить себе всю картину в деталях. Чем больше вы подберёте слов, тем красочнее будет рассказ и тем легче будет его составлять. Этот приём применяется и в учебниках, но, к сожалению, слишком редко.

Мы можем пойти и дальше: составить фантастический список слов, которые совершенно не подходят друг к другу, а потом попытаться написать складную или нелепую историю, в которой используем все эти слова.

В школе учат писать план сочинения. Но часто ребёнок планы пишет, а зачем они нужны — не понимает. На самом деле, это план изложения мыслей. Для этого сначала нужно эти мысли придумать (или хотя бы взять готовые), а потом расположить их по порядку и доказать с помощью цитат.

Чтобы научиться придумывать мысли, можно поговорить о книге или о теме, на которую пишут сочинение, и записать всё, что придёт в голову. Задавать друг другу вопросы. «А ты как думаешь, Дубровский — мстительный или нет?». «Разбойником быть — разве это романтично?».

В конце концов у нас остаётся 2-3 самых интересных мысли, которые можно изложить в сочинении. Потом придумываем, как перейти от одной мысли к другой. Вот план и готов.

Многие вообще не понимают, как говорить о книжке, если не рассказывать её сюжет с начала до конца. А можем ли мы обойтись без спойлеров? Вот несколько пунктов, которые помогут говорить не о сюжете, а о том, что за ним стоит.

  • О контексте (Тогда было крепостное право… Мы знаем других похожих героев…).
  • О языке, стиле (Энергичные рубленые фразы… Многословные лирические описания…).
  • Об отношении к современности (Сейчас нам трудно понять… Сейчас тоже случается, что…).
  • Об отдельных сценах и ситуациях, их значении для целого произведения (Поворот в его сознании происходит, когда он видит…).
  • О второстепенных персонажах (Этот герой нужен автору, чтобы…).
  • О чувствах героев (Она одновременно и любит, и боится…).
  • О своих, наконец, чувствах (А меня этот хороший человек просто бесит! Я бы никогда не сделал его главным героем, потому что…).

Чтобы доказать мысль, нужно подобрать подходящую цитату к ней. Нашим детям это может быть очень непросто. Для этого ведь надо помнить, на какой странице и о чём говорили герои. Неужели читать ещё раз?! Караул!

Конечно, сочинение легче писать тому, кто хорошо ориентируется в тексте. Но ведь этому можно научить. Для тренировки нарисуем сюжетную схему с номерами страниц: первый поцелуй — стр. 321, объяснение — стр. 326, дуэль — стр. 332. Теперь искать доказательства своим мыслям гораздо легче.

Постепенно даже шестиклассник учится делать маленькие закладки, на которых кратко обозначает, что где искать. Умение работать с массивами текста, быстро отыскивая в них зёрна разных смыслов, развивает мозг и особенно необходимо в эпоху гугла.

Может быть, это самое трудное, именно то, чему сложнее всего научить. У детей разные отношения с языком, текстом. Некоторым от природы легко даётся писательство. Некоторые выражают свои мысли с трудом.

Главное тут — практика и хороший редактор. А практика возможна, опять-таки, если у ребёнка есть возможность писать сочинения не только «по литературе» (программа этого предмета часто далека от интересов подростка), но и о том, что его действительно волнует.

Английские и французские дети пишут работы на разные темы и в разных жанрах: от эссе или рассказа до выступления свидетеля в воображаемом суде.

К сожалению, в школе никто такого, как правило, не задаёт. А ведь очевидно, что научиться формулировать проще, когда тема тебя волнует. Например: «Как меняется взгляд на людей, когда узнаешь их в офлайне после долгого чисто онлайнового знакомства».

Мы опять возвращаемся к тому, что сочинение на самом деле не связано с литературой. Тренироваться писать от себя, не боясь плохих оценок, можно в интернете. Отзывы на фильмы, книжки, даже одежду, косметику или кафе. Рассказы о поездках. Смешные истории.

Тексты — тоже контент. Короткие, длинные — любые. Вы их читаете? Значит, можете и написать.

Такой навык даже необязательно связан с написанием текстов — это умение поставить вопрос. Оно пригодится человеку, даже если он вообще никогда ничего не будет писать.

Посмотреть на ситуацию, описать проблему, увидеть её суть, ухватить детали — значит уже наполовину решить проблему. Потенциально такая способность обеспечивает порядок в голове, эффективность на работе и гармонию в отношениях.

Именно о таких людях говорят «толковый». Тот, кто видит картинку целиком, а не только свой кусочек пазла, не только свою «кочку зрения». Поэтому умение формулировать тему для сочинения — бесценно. Пусть даже в рамках литературной классики. Но стоит помнить, что чем непривычнее поставлен вопрос, тем более интересный результат он может нам принести.

Фото, иллюстрации: Shutterstock

Как научить ребенка писать сочинение в 3, 4 и 5 классе?

Большинство родителей переживают за успеваемость своего чада в школе. Часто случается так, что взрослые, стараясь помочь малышу достичь хорошего результата, начинают выполнять всю работу за него. Нередко мамочки сами пишут сочинение вместо ребенка, а малыш, не прилагая никаких усилий, просто переписывает готовый текст в тетрадь. Делать этого категорически не стоит, необходимо дать школьнику развивать свои умственные способности. Если вы хотите научить писать ребенка сочинение самостоятельно, придется приложить немало усилий.

Если ребенок не может написать сочинение, то не нужно выполнять работу за него, так как в следующий раз малыш даже не попытается самостоятельно излагать свои мысли

Порядок выполнения работы по написанию сочинения

Обсуждение темы

На пару с малышом вам необходимо выделить основную идею творческой работы: что именно он станет описывать? Про какой случай или событие будет рассказывать? Какие эмоции хочет передать? В качестве примера разберем тему «Мой любимый мультфильм». В этом случае не стоит пересказывать содержание.

  • Нужно написать о том, по какой причине ребенку нравится именно этот мультик? Возможно, там играет его любимый персонаж.
  • За что он полюбил этот сюжет? Скорее всего, его привлекло то, как персонаж проявил отвагу и мужество, выбравшись из сложной ситуации.
  • Какие эмоции малыш испытывает при просмотре мультфильма? Наверное, у него появляется радость и гордость за героя, так как у него все хорошо сложилось.
Обсудите тему сочинения с ребенком, расспросите его о наиболее ярких и необходимых по его мнению моментах

Сбор материала

К примеру, нужно написать сочинение на тему «Моя дорога в школу». Здесь будет целесообразно описать все, что ребенку встречается по пути: высокая, зеленая ель, темно-синие качели, магазин с красивым названием и т. д. Можно упомянуть про людей, которых он видит по дороге в школу: бабушка, сидящая на скамейке, других детей, которые наверняка тоже торопятся на занятия. Чтобы ребенку было проще запомнить, можно во время очередной прогулки взять листок с ручкой и законспектировать увиденное.

Составление плана

Во вступлении нужно рассказать о причине выбора данной темы, про что будет написано в сочинении. В основной части необходимо описать саму суть рассказа. Заранее оговорите с малышом, чего лучше не описывать в сочинении, а о чем следует рассказать. В заключение обязательно подвести итог рассуждения, высказать свое мнение на данную тему. Это конечно лишь примерный план, так как для написания различных видов творческих работ требуется индивидуальное составление данных пунктов.

Составить план можно вместе с ребенком, при этом обсудив все пункты

Сбор лексического материала

Повторяющиеся слова и скудные предложения – это не лучший вариант для хорошей творческой работы. Чтобы избежать этого, нужно предварительно позаботиться о подборе слов, с помощью которых вы будете рассказывать о предметах, явлениях и чувствах. Не плохо будет, если вы нарисуете таблицу и заполните ее. Например, необходимо написать сочинение на тему «Зимняя пора».

СуществительныеПрилагательные (эпитеты и сравнения)ГлаголыСлова, с помощью которых вы передаете свои чувства и эмоции
1. Снег 2. Деревья 3. Птицы1. Белый, пушистый 2. Голые Словно в сказке 3. Голодные, замерзшие1. Светится, искрится 2. Стоят, не передать словами 3. Остались зимовать, ищут едуЯ в восторге, я получил удовольствие, мне тоскливо

Черновой вариант

После того, как будет готов план и выяснены все нюансы, дайте малышу возможность написать сочинение в черновом варианте. В черновике будет легче провести проверку и исправление ошибок, внести необходимые изменения в текст.

Только не нужно исправлять самим ошибки. Достаточно просто подсказать ребенку, где они находятся, пусть он сам найдет их и исправит. Когда работа будет завершена, рекомендуется, чтобы малыш прочел сочинение вслух. Таким образом, можно лучше заметить дополнительные ошибки, если они есть.

Приучайте ребенка с начальных классов выполнять работу сначала на черновике, а потом уже переписывать в тетрадь

Правила обучения ребенка написанию сочинения

Если вы хотите обучить малыша самостоятельной работе над сочинением, соблюдайте определенные правила:

  1. Ни в коем случае не пишите сочинение сами. В противном случае вы лишите ребенка возможности научиться делать это самостоятельно. Когда малыш сталкивается с решением трудной задачи, у него формируется чувство ответственности и уверенность в своих силах.
  2. Объясните ребенку, что перед началом работы он должен составить план. Таким образом, будет намного легче добиться правильной структуры текста, соответствующей требованиям педагога.
  3. Заставляйте малыша сначала выполнять работу в черновом варианте. После проверки и исправления всех недочетов текст можно переписать в чистовик. Пусть это и займет гораздо больше времени, но зато ребенок будет чувствовать себя увереннее и сосредоточеннее.
  4. Если вы видите, что у малыша во время работы возникли трудности, окажите ему помощь. Ваша задача заключается только в том, чтобы направить чадо в нужное направление, которое поможет ему качественно выполнить написание текста.
  5. Уделяйте больше времени совместному чтению с ребенком. Чтение и написание текста тесно взаимосвязаны между собой. При прочтении какого-либо произведения обсудите с малышом описанные события, попросите высказать его свое мнение.
  6. Не позволяйте ребенку копировать чужие работы. В магазине сегодня можно найти большой выбор брошюр «Готовые домашние задания». Если ребенок будет переписывать готовое задание, никогда не научиться самостоятельно выполнять творческую работу.ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка самостоятельно делать домашнее задание?

    После того, как написан черновой вариант, сочинение можно проверить

Сочинение по картине

Для описания картины очень важно сначала ее хорошо изучить. Необходимо посмотреть, что нарисовано на переднем плане, что является фоном картины. Затем нужно обратить внимание на дополнительные детали, располагающиеся с правой и левой стороны от центра картины. В сочинении рекомендуется описать, какие цвета преобладают в картине, какие эмоции она вызывает. Как и любое сочинение, описание по картине должно состоять из трех частей: введение, основная часть и заключение.

Сочинение-описание

Способ написания сочинения-описания такой же, как и по картине. При описании какого-либо человека нужно рассказать про его внешний вид и черты характера. Например, у девушки были большие глаза, она казалась доброй и загадочной. В данной творческой работе также должно находиться три основные части. Каждую часть желательно начинать с нового абзаца.

Сочинение-миниатюра

Сочинение-миниатюра может быть абсолютно на любую тему. Отличительной особенностью является то, что оно должно содержать тезис и ответ на него. Под тезисом понимается главная мысль, которая должна быть четко изложена. К примеру, если вы пишите сочинение на тему «Как я сходил в музей?», то тезисом может быть: «поход в музей оказался очень интересным». Объем сочинения-миниатюры зависит от того, в каком классе учится малыш: в 5-6 достаточно 0,5 страниц, с 7 по 11 до 1,5 страниц тетрадного листа.

Сочинение-изложение

Данный вид работы должен содержать две части. В первой части нужно изложить в жатой или развернутой форме какой-нибудь текст, а во второй – высказать свое мнение на эту тему. Особенность сочинения-изложения заключается в том, что между первой и второй частью необходимо сделать плавный переход с помощью одного предложения. В этом предложении надо продолжить мысль текста и перейти к мнению ученика. В конце творческой работы обязательно нужно сделать вывод.

Расскажите ребенку основные правила написания сочинений, так как это пригодится до конца учебы

Сочинение-рассуждение

Данный вид творческой работы состоит из трех частей: вступительной части, основной и выводов. Во вступлении обычно пишется тезис, указывается ответ на поставленную в теме проблему и аргументы, которые выступают в качестве подтверждения догадок автора сочинения. В основной части приводятся примеры с доказательствами. В заключительной части высказывается собственное мнение ученика на описываемую проблему.

Сочинение по литературе

В творческой работе по литературе обычно описывается сюжет какого-либо произведения или его герой. Для такого сочинения характерен составленный развернутый план, а также необходимо знать, о чем повествует произведение.

В основной части нужно привести примеры из произведения, а для наглядности указать цитаты. В заключении необходимо подвести итог обо всем сказанном в основной части.

Учебное пособие для ребенка при написании сочинения

При обучении вашего малыша написанию сочинения можно использовать различные учебные пособия. Например, можно приобрести пособие «Как научить Вашего ребенка писать сочинение. 3 класс». Данный учебник ориентирован на развитие у третьеклассников устной речи, а также поможет научить ребенка грамотно писать (рекомендуем прочитать: как научить ребенка писать в 4 классе без ошибок?). Для этого в книге представлено огромное разнообразие заданий и упражнений для самостоятельной работы. Выполняя такие задания малыш постепенно научиться самостоятельно составлять план и писать небольшие сочинения. Подобные учебные пособия можно найти и для учеников 4 и более старших классов.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: учимся писать буквы с ребенком

Чтобы научиться работе над сочинением, необходимо для начала иметь желание это осуществить. В процессе обучения нужно проявить терпение, так как придется потратить немало усилий.

Как научиться писать сочинения, 5 класс, Куманова Н.В., 2009

Книги и учебники → Книги по литературе

СкачатьЕще скачатьСмотреть Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Как научиться писать сочинения, 5 класс, Куманова Н.В., 2009.Пособие предназначено учителям, пятиклассникам и их родителям для индивидуальной и классной работы. Подготовка к сочинению - работа трудная и кропотливая. Эта брошюра поможет научиться отобрать к теме необходимый материал из произведения, логически выстроить его, сделать вывод, указать роль художественных средств.Пособие поможет лучше усвоить художественные особенности изучаемых в пятом классе произведений, научит писать сочинения. Оно станет подспорьем в развитии навыков анализа и сравнения, в освоении устной и письменной речи. В частности, подскажет, как составлять вопросы по теме и грамотно отвечать на них. А может быть, пробудит в ученикеи творческие способности, страсть к сочинительству.

Пример.На зелёной траве, средь прекрасных цветов,Лежал юноша-воин, было плохо ему,Кровь толчками из раны глубокой текла.Ехал юноша-воин на отдых домой,Маме подарки он вёз дорогой.А в лесу поселился разбойник лихой.О занёс булаву и сказал молодцу:«Отдай, что имеешь, тогда пощажу».Но юноша-воин ему отвечал:«Я маме любимой подарки везу.А ты, грабитель и лиходей,С дороги моей уходи поскорей».И начался бой, тать пощады не знал,Сильнее он был, чем боец молодой,Смертельным удар оказался его,И юноша рухнул с коня своего.С богатой поживой тать спрятался в лес.Дошёл стон бойца до самых небес.В селении малом приснилось старушке,Как сын её милый ей шепчет на ушко:«Прости, что гостинцы не смог довезти,Я лёг отдохнуть — и забылся... Прости.Мне здесь хорошо на зелёном лугу,Прости, что тебя навестить не могу».

Содержание.

Глава I. Как написать загадку.Упражнения I -5.Глава II. Как написать сказку Упражнения 6- 18Глава III. Анализ сказкиУпражнения 19-20Глава IV. Как написать балладу.Упражнения 21 - 25Глава V. Как написать басню.Упражнения 26 - 36Глава VI. Новелла (рассказ).Упражнения 37 - 38Глава VII. Пьеса-сказкаУпражнения 39 - 41Приложение Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: Скачать книгу Как научиться писать сочинения, 5 класс, Куманова Н.В., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу Скачать книгу Как научиться писать сочинения, 5 класс, Куманова Н.В., 2009 - pdf - Яндекс.Диск.

Дата публикации: 12.06.2014 10:36 UTC

Теги: Куманова :: литература :: 5 класс :: сочинения по литературе

Следующие учебники и книги:

  • Литература, 6 класс, Второй год обучения, Часть 2, Снежневская М.А., Хренова О.М., Беленький Г.И., 2011
  • Литература, 6 класс, Второй год обучения, Часть 1, Снежневская М.А., Хренова О.М., Беленький Г.И., 2011
  • Литература, 6 класс, Часть 2, Полухина В.П., Коровина В.Я., 2012
  • Литература, 6 класс, Часть 1, Полухина В.П., Коровина В.Я., 2012

Предыдущие статьи:

  • Литература, 5 класс, Часть 2, Меркин Г.С.
  • Литературное чтение, 4 класс, Часть 2, Климанова Л.Ф., 2012
  • Литература, 10 класс, Базовый уровень, Часть 2, Лыссый Ю.И., Беленький Г.И., Воронин Л.Б., 2011
  • Литература, 10 класс, Базовый уровень, Часть 1, Лыссый Ю.И., Беленький Г.И., Воронин Л.Б., 2011

>

 

Как научиться писать сочинение: советы педагога

Главная страница » Учеба, сессия, экзамены

В школе сочинения по литературе, языку пишут все, однако не у всех получается одинаково хорошо. Между тем, это умение и для взрослых важно. Сочинения легко даются тем, кто умеет мыслить логически, связывать факты, рассуждать на их основе. Если же вы хотите сформировать в себе эти качества, стоит заняться развитием речи.

Как правильно работать над школьным сочинением

Все сочинения можно условно разбить на две большие группы — по литературе (они пишутся на основе прочитанных произведений) и по языку (в них отражается жизненный опыт учащегося, также сюда относятся описания по картинам). Работа над ними проводится разная, но в первом приближении можно обозначить такой порядок.

  1. Начните с собирания материала для сочинения. Подумайте и запишите все, что вы знаете по заданной теме. Это могут быть ситуации, персонажи, эпизоды собственной жизни или публицистические материалы. Удобно обозначить их на отдельных карточках. Как это сделать, решите сами: записать несколькими словами или подробно, привести цитаты из книг, сделать схематические рисунки и тд. Карточки удобнее, чем конспект в тетради, потому что в процессе планирования своего сочинения вы сможете передвигать их, менять местами, тем самым делая ход своей мысли наглядным. На стадии собирания материала не ограничивайте себя: записывайте все, что кажется относящимся к теме.

  2. Продумайте идею работы — ту главную мысль, которую вы хотите донести до читателя. После этого начните выстраивать собранные материалы таким образом, чтобы они логично и последовательно привели к этой мысли. Если окажется, что вы сделали слишком много заготовок, не старайтесь втиснуть их в одну работу. Отнеситесь спокойно к тому, что какие-то останутся неиспользованными.

  3. Опорных моментов, ведущих к главной мысли, у вас должно быть несколько — как правило, три-четыре. Этого вполне достаточно для простой работы на несложную тему в 5 или 6 классе. Но и в старшей школе, в объемном сочинении по литературе не стоит усложнять главную мысль слишком большим количеством тезисов. Пусть их будет не много — просто их характер изменится: они усложнятся и обрастут подробностями.

Давайте посмотрим, какие идеи помогут написать сочинение на тему «Летние впечатления».

В такой работе можно отразить:

  • отдых на морском курорте или турбазе,
  • поездки на дачу,
  • летний детский лагерь.

В зависимости от вида отдыха нужно подобрать несколько самых ярких впечатлений. Например, в лагере это может быть:

  • знакомство и дружба с ребятами из других стран или регионов,
  • новое интересное хобби,
  • вечерний костер.

Отберите самые интересные эпизоды и расскажите, что происходило, как это принимали участники, что вам в этом понравилось. Расположите их в порядке нарастания яркости: тогда будет легко перейти к выводу о том, что летний отдых оставил удивительные впечатления и надолго запомнился.

Сделайте короткое вступление. Постарайтесь, чтобы оно было естественным и коррелировало с выводом в конце — то есть фактически идеей сочинения.

Когда вы работаете с сочинением-эссе, обращайте внимание не только на содержание, но и на то, насколько красиво и образно вы строите предложения.

Если речь идет о сочинении-размышлении, помните о основных частях: вступлении, основной части и выводах. Во введении должны быть главные тезисы, в основной части – примеры и доказательства, а в выводах – ваша точка зрения на заданную тему.

В сочинении-миниатюре должны быть тезис и объяснение.

Эти правила кажутся очень простыми, но они помогают создать логичный связный текст.

Лексическое богатство

Чтобы научиться хорошо писать сочинения, нужно выражать мысль ярко и по возможности точно. Для этого требуются незаурядный словарный ресурс и умение им пользоваться. Не ленитесь работать над его обогащением:

  • читая художественное произведение, пересказывайте вслух фрагменты прочитанного (особенно авторов русской классической литературы),
  • не упускайте случая узнать значение того или иного слова, заведите привычку пользоваться толковыми словарями,
  • возьмите за правило внимательно слушать людей, чья речь вам нравится, кажется богатой и интересной,
  • по пути в школу, в поездке практикуйте упражнения по расширению лексического запаса.

Вот самые простые и популярные словарные игры. Для некоторых нужно два-три участника, а некоторые можно практиковать в одиночку.

Варианты игр на расширение словарного запаса

  1. Подберите как можно больше синонимов к заданному слову. Элемент случайности привнесет выбор слова методом «тыка»: оглянитесь вокруг, назовите любой предмет или признак — с ним и играйте.
  2. «Снежный ком». Начните с простого предложения, состоящего из двух-трех слов. Игроки по очереди доращивают его одним словом, всякий раз повторяя всю конструкцию.
  3. Вспомните, на каком месте вы остановились в книге, которую читали вчера вечером или уже сегодня. Перескажите фрагмент как можно ближе к тексту. Сначала выбирайте описательные или повествовательные кусочки. Позже — эпизоды с диалогами, при воспроизведении которых избегайте прямой речи.

И в завершение приведем несколько базовых правил работы над сочинением по литературному произведению.

Правила успешной работы над сочинением по литературному произведению

  • Скажите «нет» переписыванию. Конечно, важно читать так называемую «критику», но если заниматься подобным плагиатом, то это не будет развивать ваши способности в написании сочинений. Можно использовать ее лишь для того, чтобы направлять свою мысль в нужное русло. Впечатления, утверждения, выводы – должны быть только ваши собственные.
  • Если речь идет о сочинении по литературному произведению, стоит его обязательно прочитать. И вам не поможет краткое содержание. Вы сами должны понимать содержание романа, повести или рассказа, сами делать соответствующие выводы и высказывать свое мнение.
  • Прежде чем написать сочинение, стоит составить план. Если вам тяжело дается написание сочинений, лучше сделайте это не в «уме», а на бумаге. Относительно плана, то здесь должны присутствовать три главных части – вступление, основная часть и выводы.
  • Если вы не поняли что-то из произведения, потеряли сюжетную линию, возможно, лучше перечитать произведение еще раз.
  • В случае прочтения критики, если, скажем, вам понравилась чья-то мысль, попробуйте развить ее своими словами. Оцените, насколько она соответствует мысли произведения.
  • Не забывайте про цитаты. Это подчеркнет вашу осведомленность в теме.
  • Читайте примеры хороших сочинений по литературным произведениям. Так в вашей голове отложится правильная структура написания, образы и обороты. В конце концов, вы мысленно приучите себя к правильной работе со словом.
  • Думайте о собственном сочинении-произведении заранее. Не садитесь за чистый лист и не начинайте все «с нуля». например, идете в магазин: осмысливайте прочитанное, подумайте, с чего начать сочинение, как закончить.
  • Ну и главный совет – повышайте свою грамотность.

Как видите, чтобы написать хорошее сочинение требуется немало усилий. Для многих это настоящая проблема. Действительно, все мы разные, кто-то мыслит творчески, любит фантазировать и выступать. Но кое-кто теряется, когда оказывается перед листом бумаги и заданной темой наедине. Однако нет ничего невозможного — каждый может освоить методику написания сочинения. Надо лишь работать в этом направлении, тренировать свой письменный слог. Представленные в статье советы и упражнения не только помогут освоить искусство написания сочинения, но и нарастить лексический запас, улучшат память и внимательность. Некоторые из них также можно использовать, чтобы учить иностранные слова и выражения.

Как научить ребенка писать сочинение в 1-5 классе

18.10.2017

Доброго времени суток, дорогие родители. В этой статье вы узнаете о том, как научить вашего ребенка писать сочинения. Рассмотрим жанры этих работ, узнаем требования к их написанию. Вы убедитесь, что формулировка плана является важным этапом для создания хорошего сочинения.

Основные виды

Различают три основных направления данного типа творческих работ.

  1. Рассуждение. Данный тип сочинения считается одним из самых сложных. Ребенок должен правильно сформулировать главную идею и тезис, после этого предоставить свои доказательства и подвести итог в виде заключения. К такому типу относят такие жанры:
  • обзоры;
  • отзывы;
  • сочинение на свободную тему;
  • эссе.
  1. Описание. Такой тип сочинений представляет собой переход от общих моментов к частным. Важно правильно подобрать художественные средства. Данный тип в себя включает:
  • описание пейзажа, героев;
  • сочинение по картине;
  • описание интерьера.
  1. Рассказ или повествование. Обязательным условием является присутствие завязки, за ней следуют кульминация, а заканчивается все развязкой. Такие работы представляют собой описание какого-то действия или события.

Варианты написания

Если вам интересно, как научить ребенка писать сочинение (2 класс), то можно пойти разными путями. Главное, это регулярные тренировки и использование для своих целей различных источников для написания работы. А какие вообще могут быть способы написания и типы сочинений, независимо от возраста ребенка?

  1. Сочинение – миниатюра. Является тренировочным вариантом, потому как писать ее недолго и не нужно много думать над темой. Такие сочинения представляют собой тезис, за которым следует ответ. То есть ребенок должен написать главную идею произведения, и в чем она проявлялась. Для ученика 4 класса достаточно написать полстранички текста.
  2. Сочинение – описание. Представляет собой характеристику какого-то образа, например, персонажа, с детальным описанием внешности и личных качеств. Включает три части, каждая начинается с новой строки.
  3. Сочинение – изложение. Всегда состоит из двух частей. Первая включает приблизительный, краткий пересказ текста, а вторая – мнение ребенка о прочитанном. Обязательно присутствие вывода.
  4. Сочинение по рисунку. Такой вид идеально подходит для ученика 1 класса. Ребенку предоставляется возможность описать все предметы на переднем и заднем плане, с одного боку и с другого, обратить внимание на детали, высказать свои эмоции на основании увиденного, передать свои чувства. Важно, чтоб в сочинении присутствовало введение, потом следовала основная часть, и заканчивалось оно заключением.
  5. Сочинение по литературе. Мама может взять любую книгу, лучше такую, какая может заинтересовать сына или дочь. Читает ребенку произведение и предлагает поработать над ним. Но не забывайте о составлении плана и приведении цитат из текста.
  6. Сочинение – рассуждение. Состоит из вступления, в котором приводятся тезисы и аргументы, в основной части – примеры, подтверждающие вышеизложенные предположения, в заключении – мысли школьника касательно темы, представленной в работе.

Требования

Какие навыки и умения должно в себя включать написания данного вида работ?

  1. Способность ребенка осмыслить материал, необходимый для создания сочинения.
  2. Умение выделять важную информацию из большого потока.
  3. Знания о том, как подбирать подходящее словосочетание или слова с учетом заданной темы и жанра.
  4. Способность писать план и понимание необходимости его составления.
  5. Умение правильно составлять предложения с учетом основ грамматики.
  6. Понимание того, как необходимо писать сочинение, основываясь на пунктах плана.
  7. Навык письма без ошибок.

Возрастные особенности

  1. Для деток младших классов хорошо себя зарекомендовал игровой метод.
  2. Обратите внимание своей дочери или сына на окружающие его картины, просите, чтобы он их описывал, можно и в устной форме. Главная задача родителей, как и учителей, обучить ребенка правильному изложению своих мыслей.
  3. С самого начала ребенку предоставляют возможность писать пересказ по услышанному тексту. Если есть возможность посадить рядом двух детей, то после написания, можно позволить провести проверку друг друга.
  4. Следующим этапом будет предсказывание текста с учетом появление нового фрагмента, а именно — ребенку представится возможность самостоятельно написать окончание истории.
  5. Ученику 5 класса уже обязательно нужно передавать свои мысли на письме. В таком возрасте немалую роль играет закрепление грамматических навыков на практике.
  6. Ребенку, который перешел в средние классы школы, можно предложить описать свои впечатления об увиденном фильме или спектакле, а также высказаться по поводу того, что им не нравится.
  7. Что касается учеников старших классов, то главной темой сочинений становится рассуждение.

Обсуждаем с ребенком тему

Очень важно перед тем, как садится за написание сочинения, тщательно изучить предполагаемую тему, рассмотреть ее с разных сторон, прийти к определенным мнениям и выводам. Так, проводя свое обсуждение, вам необходимо учитывать следующие моменты:

  • описание причин, по которым данная тема понравилась малышу;
  • чем интересен сюжет произведения;
  • какие эмоции возникают у малыша в голове при прочтении данного произведения.

Польза плана

Дети с недовольством садятся писать сочинение, а тут еще и какой-то план от них требуют. Мой сын также не очень этому радовался. Проблема в том, что дети не понимают, в чем необходимость данного этапа в работе над сочинением.

Важно донести до ребенка мысль, что при отсутствии плана, изложение мыслей будет хаотичным и бессвязным, суть работы потеряется, все должно быть последовательно. Для того, чтоб малыш смог полностью раскрыть идею и тему заданного произведения, необходимо все структурировать, не упуская детали, к тому же, это позволит лучше осознать то, что было прочитано. Важно, чтоб в плане фигурировало вступление с аргументацией темы, основная часть, в которой описывается суть и заключительная, в которой ребенок делает свои выводы. Таким образом, малышу легче излагать, когда все разложено по полочкам.

На самом деле, когда есть план, задача ребенка облегчается во много раз. Фактически он уже видит, о чем должно быть написано в творческой работе, и дело остается за малым — изложить все на листке.

Этапность обучения

Правила написания

Родители должны понимать, что при написании сочинения, заданного на разную тематику или разного жанра, план действий будет отличаться. Рассмотрим это на примере двух видов работы.

  • рассмотрите все изображение целиком, отметьте цветовую палитру и сюжет;
  • выясните, кто является автором произведения, когда оно было написано и какую идею несло;
  • составить план написания сочинения;
  • запишите вступление, а также основную часть, в которой укажите, что присутствует на переднем, а что на заднем плане, сделайте акцент на цветовой палитре;
  • заключение должно представлять собой описание возможных чувств художника при написании данного полотна.
  • внимательно читайте текст;
  • определяйте второстепенных и главных персонажей, которым делайте словесную характеристику;
  • выбирайте цитаты, которые имеют особое значение;
  • ищите, есть ли отзывы критиков по данному тексту;
  • стройте план работы;
  • вкратце пишите наброски;
  • заполняйте материал, вставляя цитаты, пишите вывод.

Рекомендации



Смотрите также

Top